Top.Mail.Ru
Экономика
Самарская область
0

Новый поворот: АвтоВАЗ повышает цены, чтобы проскочить кризис

Эксперты неоднозначно оценили перспективы автогиганта в 2015 году

Компания «АвтоВАЗ» на этой неделе объявила о повышении цен на свои автомобили на 2,5–7 %. В среднем цены на автомобили Lada поднялись на 15–20 тысяч рублей. При этом компания намерена в 2015 году нарастить экспорт и увеличить объем производства. Кроме того, глава завода Бу Андерссон заявил, что предприятие в ближайшие годы может выйти на прибыль. Подробности – в материале РИА «ФедералПресс».

Компания «АвтоВАЗ» на этой неделе объявила о повышении цен на свои автомобили на 2,5–7 %. В среднем цены на автомобили Lada поднялись на 15–20 тысяч рублей. При этом компания намерена в 2015 году нарастить экспорт и увеличить объем производства. Кроме того, глава завода Бу Андерссон заявил, что предприятие в ближайшие годы может выйти на прибыль. Однако эксперты неоднозначно оценивают перспективы АвтоВАЗа. По их мнению, у компании есть хорошие шансы увеличить долю на рынке. Но рецессия в российской экономике и девальвация рубля может помешать планам компании. Подробности – в материале РИА «ФедералПресс».

Российский автомобильный рынок в 2015 году оказался в непростой ситуации. По оценкам различных экспертов, стоимость автомобилей выросла на 10–15 %. Вслед за иностранными марками решил поднять цены на свою продукцию и АвтоВАЗ. Российский автогигант до недавнего времени был единственным производителем, кто не увеличивал стоимость на свои модели во втором полугодии 2014 года. Но уже в начале января глава компании Бу Андерссон заявил о подорожании всех моделей Lada.

Новую розничную стоимость своих машин АвтоВАЗ объявил в четверг, 4 марта. Рост стоимости составил от 2,5 до 7 %. Lada Kalina вырастет в цене на 15–20 тысяч рублей. Эта машина в минимальной комплектации будет стоить 376 тысяч рублей. Lada Priora можно будет купить минимум за 435 тысяч рублей. Хит АвтоВАЗа – Lada Granta станет дороже на 16–20 тысяч рублей. Автомобиль в базовой комплектации обойдется в 331 тысячу рублей. Больше всего подорожал Largus: рост стоимости этой машины составил от 35 до 45 тысяч рублей. Семиместный Largus будет стоить около 618 тысяч рублей.

Ранее компания поднимала цены на свои автомобили в марте 2014 года. Тогда подорожание составило всего 2,4 %. По мнению руководства завода, повышение цен является вынужденной мерой и продиктовано общими тенденциями на российском авторынке и ростом курса доллара и евро.

При этом глава завода Бу Андерссон уверен, что несмотря на трудную ситуацию в российской экономике и рост цен на автомобили Lada, уже в этом году компания выйдет на прибыль. По его словам, 2015 год будет сложным, однако предприятие намерено поднять долю рынка до 20 % и заработать 3 % или как минимум 1,5 % операционной маржи.

«В 2015 году выйдем на прибыль. Самый большой вызов для нас, самая большая проблема для выхода в прибыль – это база поставщиков. И как раз в этой же сфере огромное влияние оказывает курсовая разница», – заявил в одном из последних интервью Бу Андерссон.

В планах компании также увеличить экспорт автомобилей Lada. Рост должен произойти за счет поставок в Африку и в Украину. Вместе с тем объем производства должен вырасти на 22 %.

Тем не менее, пока финансовые показатели завода оставляют желать лучшего. Чистый убыток АвтоВАЗа в 2014 году составил 25,4 млрд руб., при этом операционный убыток снизился и составил 5,7 млрд руб. Отрицательная операционная маржа составила 3,0 %. Выручка АвтоВАЗа увеличилась на 8,1 % по сравнению с предыдущим годом, подтвержденный аудитом размер выручки составил 189,4 млрд рублей. Примечательно, что в последний раз крупная прибыль в компании была в 2010 году. Тогда АвтоВАЗ заработал за год более миллиарда рублей.

Отметим, что не лучшим образом сейчас идут дела и у совместного предприятия АвтоВАЗа и General Motors – GM-AVTOVAZ. Сроки реализации проекта «Шевроле Нива» затягиваются по экономическим причинам. Предполагается, что предприятие получит финансовую поддержку от правительства Самарской области.

Каким образом в 2015 году произойдет столь резкий скачок в экономических показателях завода, пока не ясно. Не исключено, что руководство предприятия надеется на помощь государства. В конце февраля в эфире РБК-ТВ Бу Андерссон сообщил, что компании нужна поддержка по трем направлениям: программа утилизации, субсидии на поддержку экспорта и поставку стали. Размер финансовой помощи Бу Андерссон не уточнил. Также пока не ясно, как отреагировали на просьбу шведского топ-менеджера в Кремле. Пока власти страны не давали никаких комментариев на тему поддержки АвтоВАЗа в 2015 году. Во время визита в Тольятти на этой неделе самарский губернатор Николай Меркушкин заявил, что будут приняты все меры для того, чтобы компания вышла на прибыль в этом году. Но едва ли в дефицитном самарском бюджете найдутся средства на миллиардные субсидии для автогиганта.

Эксперты, опрошенные РИА «ФедералПресс» при обсуждении темы, считают, что повышение цен на продукцию предприятия ожидаемо и этот фактор не окажет существенного влияния на показатели завода, так как цены у остальных производителей выросли еще сильней, и завод может оказаться даже в выигрышной позиции по сравнению с другими компаниями.

«С нашей точки зрения, в течение 2015 года, если мы не увидим каких-то драматических событий на валютном рынке, цена может вырасти еще на 7–10 %, не более. Логика в данном случае очень простая – рост будет, но значительно ниже, чем в среднем по автомобильному рынку, за счет чего можно будет обеспечить не такое резкое снижение уровня продаж. Пока что АвтоВАЗ действует крайне аккуратно, в cреднем по рынку рост цен на новые автомобили составляет порядка 15 %, что, безусловно, делает продукцию тольяттинского завода привлекательнее на фоне других игроков бюджетного сегмента», – уверен руководитель аналитического департамента QB Finance Дмитрий Кипа.

Тем не менее аналитик уверен, что до конца года не стоит ожидать существенного роста продаж новых автомобилей. Негативное влияние на спрос оказывает девальвация рубля, высокий уровень инфляции и рецессионные ожидания в экономике. Все эти факторы ведут к снижению реальных доходов россиян, что вынуждает население откладывать крупные покупки до лучших времен.

Эксперты уверены, что несмотря на повышение цен на автомобили Lada, продукцию компании будут брать все равно. За всю историю компании это не первое повышение цен на автомобили и такое событие никогда не оказывало существенного влияния на спрос. По словам ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, в России значительный неудовлетворенный спрос на автомобили. По уровню автомобилизации страна серьезно отстает от европейских государств, США и Японии. Поэтому авторынку есть куда расти и можно ожидать дальнейшего увеличения продаж автомобилей в России, в том числе и производства АвтоВАЗа.

«Увеличение показателей тольяттинского автогиганта вполне возможно. В первую очередь оно связано с преодолением кризиса на российском авторынке и увеличением продаж машин. Не исключено, что уже в середине года можно ожидать положительной динамики развития авторынка. Кроме того, увеличение производственных и финансовых показателей работы АвтоВАЗа в 2015 году возможно потому, что нынешнее предприятие – это уже далеко не тот завод, который было хорошо известен в конце прошлого века, это совершенно другое предприятие. У него иностранные акционеры и топ-менеджеры, он провел масштабную реструктуризацию производства, изменил стратегию своего развития, регулярно обновляет модельный ряд, существенно повысил качество продукции, избавился от непрофильных активов. Я предполагаю, что АвтоВАЗ преодолеет и этот кризис и может в 2015 году достичь лучших, чем в 2014 году, показателей», – говорит Дмитрий Баранов.

Тем не менее, аналитики сошлись во мнении, что положение дел на АвтоВАЗе в 2015 году будет зависеть в первую очередь от ситуации в экономике в целом. Пока экономика страны кардинально не поменялась к лучшему, а значит потребители вряд ли будут готовы к покупкам автомобилей сейчас.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.