Top.Mail.Ru
Экономика
Челябинская область
0

ЧТЗ: 60 лет достижений и 20 лет мучений подходят к концу

Легендарный завод заканчивает историю существования

В Челябинске центром социальной напряженности опять стал легендарный ЧТЗ. Долги перед работниками на 300 миллионов плюс намерение руководства уволить тысячи человек – все это очень похоже на печальный финал в истории легендарного предприятия. Вспоминал историю и скорбел о настоящем корреспондент «ФедералПресс.Урал».

В Челябинске центром социальной напряженности опять стал легендарный ЧТЗ. Долги перед работниками на 300 миллионов плюс намерение руководства уволить тысячи человек – все это очень похоже на печальный финал в истории легендарного предприятия. Вспоминал историю и скорбел о настоящем корреспондент «ФедералПресс.Урал».

Долги «ЧТЗ-Уралтрака» перед работниками превышают сегодня 300 млн рублей. На днях по поводу невыплаты зарплаты планировался очередной пикет, но администрации завода при поддержке властей региона удалось договориться об его отмене ценой нового соглашения о погашении долгов. Однако будет ли оно выполнено, большой вопрос. Ранее такие документы уже подписывались неоднократно, но выполнены не были.

Самое пугающее для завода и города в целом – это намерение руководства предприятия сократить более шести тысяч сотрудников. Тех самых, что не работают на моторном заводе. За последние месяцы уже несколько раз озвучивались планы их сокращения. Потом эти заявления опровергались. Но вскоре тема возникала вновь. Куда трудоустроить такое количество людей в случае увольнения – совершенно не понятно. В свое время увольнение более тысячи металлургов в Златоусте в процессе реорганизации метзавода стало весьма болезненным моментом для властей и города, и области. В случае с ЧТЗ речь идет о количестве людей в шесть раз большем. При этом число работающих на заводе – 7,8 тысячи человек.

ЧТЗ не нуждается в особых представлениях: 7 июня 1930 года составление генплана было завершено, а 10 августа заложили литейный, кузнечный и механосборочный цеха нового завода. Поначалу челябинский завод выпускал гусеничные тракторы «Сталинец-60» мощностью 60 лошадиных сил, работающие на лигроиновом топливе, в 1940 году с конвейера сошел 100-тысячный трактор марки ЧТЗ. В годы войны на базе предприятия объединились два завода – Челябинский тракторный и Кировский из Ленинграда, который производил танки. Завод стал выпускать тяжелые танки, которые сыграли ключевую роль в ходе Второй мировой войны. Челябинск стали называть Танкоградом. Челябинский Кировский дал фронту тысячи танков и самоходных артиллерийских установок, десятки тысяч танковых дизель-моторов и многое другое. После войны завод был переориентирован на выпуск гражданской продукции, пика производства (с конвейеров сошло 31,5 тысячи тракторов) ЧТЗ достиг в 1988-м, а дальше началось падение.

Лихие девяностые

В 1992 году предприятие было преобразовано в АО «Уралтрак», а завод после исчезновения Организации Варшавского договора стал терять рынки сбыта. В 1995 году основным владельцем стал предприниматель Василий Кичеджи, который вернул заводу название ЧТЗ. Но к тому моменту рынки сбыта уже катастрофически сжались. Страны бывшего соцлагеря отказывались от продукции российских предприятий, предпочитая более качественную технику европейского, американского, японского производства.

Кичеджи в целях повышения эффективности затеял схему преобразований, выделив подразделения завода в самостоятельные юридические лица. По замыслу они должны были выживать в рамках единого производственного комплекса, но сотрудничая при этом друг с другом на рыночных условиях. Преобразования закончились уголовным делом и обвинением Кичеджи в выводе активов. Параллельно конфликтовавшие с ним руководители области (губернатор Сумин был ранее вторым секретарем обкома КПСС, председателем облисполкома, в 1991 году стал председателем облсовета народных депутатов) инициировали прямым письмом (за подписью вице-губернатора Уткина) введение сразу не внешнего, а конкурсного управления на ЧТЗ. Убытки завода превышали триллион неденоминированных рублей. Предприятие было признано банкротом. Интересно, что впоследствии уголовное дело против Кичеджи и его соратников было прекращено (сегодня Кичеджи – вице-губернатор Петербурга). 22 обыска, проведенных в рамках того уголовного дела, были признаны незаконными. А ставший конкурсным управляющим Валерий Платонов (до прихода Кичеджи он был заместителем генерального директора) фактически повторил в своей работе схему Кичеджи, разбив завод на самостоятельные юридические лица. Но теперь у прокуратуры уже не было претензий.

Конкурсное управление

Продать завод новым собственникам не получилось. Период конкурсного управления тянулся мучительно долго. Акционерное общество ЧТЗ, так и не сумевшее расплатиться с долгами, было ликвидировано в конце 2005 года. Но и новое предприятие, созданное на базе имущественного комплекса ЧТЗ, эффективностью не отличалось. В сентябре 2006 года возглавивший «ЧТЗ-Уралтрак» все тот же Платонов (его союзниками оставались областные власти) объявил о создании на ЧТЗ технопарка «Тракторозаводский». Платонов стал председателем совета директоров ООО «Технопарк «Тракторозаводский», а генеральным директором был назначен представляющий областное правительство в совете директоров ЧТЗ Игорь Сербинов. Новой компании были переданы все основные фонды ООО «ЧТЗ-Уралтрак» – здания, сооружения, оборудование, инженерные коммуникации и железнодорожные пути. Прочие структурные подразделения компании отныне должны были арендовать имущество у технопарка.

В 2007 году в Арбитражный суд Челябинской области с иском к ООО «ЧТЗ-Уралтрак» и ООО «Технопарк «Тракторозаводский» обратились энергетики. ОАО «Челябэнерго» потребовало взыскать с ответчиков незаконно полученное ими недвижимое имущество на 258 с лишним миллионов рублей. Либо выплатить этот не погашенный после дела о банкротстве ОАО «Челябинский тракторный завод» долг в денежной форме. Выяснилось, что определением Высшего арбитражного суда России сделки даже по созданию ООО «ЧТЗ-Уралтрак» признаны ничтожными. Однако имущество вернуть уже было некуда – ОАО «ЧТЗ» к тому моменту уже не существовало. Помимо этого, в рамках арбитражных процессов были установлены факты неуплаты «ЧТЗ-Уралтраком» НДС в размере более миллиарда рублей и налога на прибыль в размере пять миллиардов с 1999 по 2005 год.

В какой-то момент казалось, что предприятие возрождается. По итогам 2007 года на сайте ЧТЗ сообщалось, что завод «снова поставляет технику в дальнее зарубежье, включая страны Восточной Европы, Индию, Вьетнам, Индонезию, Монголию, Арабские Эмираты и другие». «Тракторостроители сумели вернуть свою продукцию во все республики бывшего Союза: Министерство экономического развития РФ назвало ЧТЗ победителем конкурса «Лучший экспортер России в страны СНГ». 3160 инженерных машин (тракторов, бульдозеров, трубоукладчиков, погрузчиков ) под маркой ЧТЗ реализовано в 2007 году – в 1,55 раза больше, чем в 2006-м. Показатель продаж – лучший за пять лет», – отмечалось на сайте. Однако, как вскоре выяснилось, эти успехи были временными и локальными.

Вместе с Уралвагонзаводом

Сербинов ушел с ЧТЗ уже только после смены губернатора. Тем более что новый глава региона Михаил Юревич серьезно конфликтовал с ключевыми персонами прежней властной команды. Новое руководство области дало добро на слияние ООО «ЧТЗ-Уралтрак» и ООО «Технопарк Тракторозаводский». Учредителями ООО «Технопарк Тракторозаводский» выступили те же юридические лица, которые являлись и учредителями ООО «ЧТЗ-Уралтрак», – администрация Челябинской области, ФГУП ПО «Уралвагонзавод» и ряд дочерних предприятий завода. Со временем долю области в ООО «ЧТЗ-Уралтрак» выкупил УВЗ. На сотрудничество с ним возлагались большие надежды. Ходили слухи, что в рамках многомиллиардных федеральных вложений в УВЗ заводу «ЧТЗ-Уралтрак» перепадет около четырех миллиардов, и эта сумма пойдет на техперевооружение предприятия. Постоянным заказчиком продукции ЧТЗ, кстати, и сегодня остается российский Север.

Отдельные достижения все еще случаются. В 2010 году трактор Т13 с навесным оборудованием и фронтальный колесный погрузчик ПК-65 были отмечены дипломами всероссийского конкурса товаропроизводителей «100 лучших товаров России». Трактор Т13 получил звание «Новинка года». И все-таки сегодняшний тракторный – бледная тень того завода-гиганта, что был когда-то.

Надеждам на лучшее будущее не суждено было сбыться. Рынки сбыта продолжают сокращаться. Причем не только для ЧТЗ, но и для его владельца – Уралвагонзавода. В августе 2014 года руководство ЧТЗ приняло решение перевести работников на сокращенную рабочую неделю.

Как заметил по этому поводу один из бывших вице-губернаторов Челябинской области, «легче построить предприятие заново, чем переделать на современный лад завод ЧТЗ». Той же точки зрения, как ни странно, придерживается Олег Косых, председатель профсоюзного комитета ООО «ЧТЗ-Уралтрак». В ноябре прошлого года он заявил, что легендарный завод находится в критическом состоянии и честнее было бы его закрыть, трудоустроив работников, чем бесконечно мучить оставшийся трудовой коллектив из 7800 человек. К тому моменту средняя заработная плата на ЧТЗ составляла 20 тысяч рублей в месяц, но ее выплату постоянно задерживали. С завода ежемесячно увольнялись по 200–300 человек.

Останется только моторный?

Постепенно выяснилось, что Уралвагонзаводу (владеет 84 % долей ООО «ЧТЗ-Уралтрак») нужен на ЧТЗ только моторный завод, производящий двигатели к бронетехнике. Моторный завод загружен заказами в полном объеме. Остальные же подразделения ЧТЗ, где трудятся более шести тысяч человек, собственнику фактически не интересны. Сегодня на вопрос, что происходит с ЧТЗ, на УВЗ не ответили, переадресовав вопрос пресс-секретарю предприятия, однако и его мобильный не отвечал. Ранее замгендиректора УВЗ Алексей Жарич отмечал: «Цифра была озвучена давно, сокращения идут медленнее, чем требовалось бы. Завод был рассчитан на производство десятков тысяч тракторов. Сейчас это не востребовано». 


Источники «ФедералПресс.Урал» в руководстве областной исполнительной власти только руками разводят, услышав вопросы про тракторный завод. Фактически история завода, прожившего 80 лет, на этом, можно сказать, заканчивается.

Герман Галкин

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.