«Россия: Стратегия 2030» – так была обозначена тема XIII Красноярского экономического форума, проходившего с 18 по 20 февраля. Нужно сказать, что в последнее время отношение к КЭФ сложилось, скажем так, несколько скептическое. К примеру, фразочку про «день сурка» на старте нынешнего форума можно было услышать не только от журналистов, но в этот раз, по ощущениям, «дня сурка» все-таки не случилось. Подробности – в материале «ФедералПресс».
«Россия: Стратегия 2030» – так была обозначена тема XIII Красноярского экономического форума, проходившего с 18 по 20 февраля. Нужно сказать, что в последнее время отношение к КЭФ сложилось, скажем так, несколько скептическое. К примеру, фразочку про «день сурка» на старте нынешнего форума можно было услышать не только от журналистов, едва ли не заранее заготовивших «рыбу» для новостей, репортажей и даже экспертных мнений, но и от самих участников КЭФ.
Смысл понятен: из года в год серьезные люди собираются за большие (чужие) деньги, чтобы приятно провести время, наслаждаясь самим процессом обсуждений и дискуссий. И точно так же из года в год это не дает ровным счетом никакого ощутимого результата. Но в этот раз, по ощущениям, «дня сурка» все-таки не случилось. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Во-первых, на нынешнем КЭФ обсуждался конкретный документ – Стратегия-2030, – который определит развитие страны на много лет вперед и который в целом должен быть готов уже к апрелю этого года. Именно на площадках форума были сформулированы и обсуждены основные принципы Стратегии.
А во-вторых, на КЭФ были сказаны вещи, которые на таком уровне прежде, пожалуй, никогда не были озвучены. О том, например, что как когда-то человечество пережило промышленную революцию, так сейчас переживает «человеческую» революцию, связанную с изменениями отношений между общественными институтами, государством и людьми.
Впервые было сказано и о том, что самое важное сегодня для создания нормального общества – это развитие так называемого человеческого капитала, а экономика и государственные институты должны подстраиваться под человека, а не наоборот. Конечно, при условии, что «человеческий капитал» в этом обществе развивается по нормальному пути.
Профицит и дисбаланс
Одним из самых эмоциональных и запоминающихся стало выступление на КЭФ Олега Дерипаски. Президент «Русала», перечислив пути выхода российской экономики из кризиса (отказ от государственного капитализма, рост числа частных банков, доступность кредитов для бизнеса, ставка на переработку, а не добычу сырья), высказался и о развитии человеческого капитала, предложив уже наконец расселить Москву.
«Всякий раз, попадая в Москву, я задаюсь вопросом: что здесь делают все эти люди? – поделился Дерипаска. – Огромное население столицы фактически никак не вовлечено в экономическую активность. При этом в регионах, где сосредоточены главные ресурсы страны, элементарно не хватает людей. Ситуацию пора менять».
Естественно, что первым делом обратила на себя внимание некоторая эпатажность заявления Дерипаски. Однако другие эксперты, пусть и в более академичной форме, по сути, повторили ту же мысль. Так, проректор Высшей школы экономики Лев Якобсон обозначил две, на первый взгляд, взаимоисключающие тенденции, которые сегодня существуют в России. С одной стороны – опасность деградации человеческого капитала (при резком сокращении государственных расходов на образование и здравоохранение – 15 и 20 % соответственно – она неизбежна). А с другой – фактический профицит человеческого капитала и его несоответствие уровню экономики.
«Необходима взаимная настройка государства и человеческого капитала, – заявил Лев Якобсон. – Сейчас же налицо профицит человеческого капитала: в России мы имеем сегодня фактически всеобщее высшее образование, но как использовать этих специалистов, государство не понимает. В то же время нет смысла в призывах готовить рабочих по традиционному образцу, ведь экономическая модель, технологии будут меняться. То есть сейчас в нашем государстве очевиден дисбаланс между спросом и предложением».
Ликвидировать этот дисбаланс, по мнению Якобсона, нужно в ближайшие два-три года, иначе наша страна рискует перейти в разряд мировых аутсайдеров уже безвозвратно.
Поделиться властью
О том, каковы рецепты выхода из такой ситуации, между экспертами особых разногласий тоже не было. По мнению председателя правления ОАО «РВК» Игоря Агамирзяна, в стране необходимо наладить систему непрерывного образования и переобучения, причем в данном случае речь идет об обучении новым профессиям и неформальном школьном образовании. Все это – с учетом реальных потребностей государства.
«Кроме того, надо понимать, что без импорта кадров нам не обойтись, это реалии сегодняшнего дня. Но тогда необходимо выработать адекватную политику в этой области», – заметил Агамирзян.
А вот позиция Бориса Рябова, управляющего партнера Bright Capital: создание плотной социальной ткани и есть главный показатель эффективности государства. Правда, России до этого идеала пока далеко: «Лучше честно сказать, что в среднесрочной перспективе у нас не получится выстроить социальное государство для всех, чем делать вид, что мы такое государство создаем. Нужно искать новые формы общественного, экономического взаимодействия. Например, часть государственных функций в этой сфере можно было бы передать частным структурам», – заметил он.
О необходимости изменить функционирование государственных институтов так, чтобы они оперативно откликались на актуальные запросы общества, и передать часть их полномочий гражданам и сообществам заявил и Олег Фомичев, заместитель министра экономического развития РФ.
«На всех мероприятиях КЭФ основное внимание было уделено именно этим двум моментам – человеческому капиталу и адаптивности. Все остальное – лишь производные от них. Об экономике было сказано не так и много. Эксперты сошлись на том, что Стратегия-2030 – это не стратегия развития экономики, а стратегия развития страны в целом», – заметил Фомичев.
Бизнес на доверии
Но если в изменяющемся обществе должна измениться и экономика – то, как именно? Привычные уже заявления о необходимости развивать образование и науку, внедрять инновации и высокие технологии, слезть с пресловутой «нефтяной иглы» и начать перерабатывать, а не только добывать, безусловно, прозвучали вновь.
Но, как заметил Владимир Мау, ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при правительстве РФ, член рабочей группы по формированию Стратегии-2030, сейчас мы имеем дело как раз с той самой ситуацией, когда ответов дано много, но никто не знает, в чем же состоит вопрос.
По его мнению, в основе Стратегии-2030 (и, соответственно, в основе развития России на этот период) должны лежать три главных понятия: доверие (речь о доверии не только между людьми, но и о доверии к общественным институтам), благосостояние, экономический рост.
«Причем именно в таком порядке, – подчеркивает Мау. – Как показывает мировая практика, сейчас наиболее конкурентоспособными являются именно те государства, которые вкладываются в людей. В этом же направлении должна развиваться и экономика».
Что произойдет с российской экономикой в ближайшие 15 лет? Прежде всего, по мнению экспертов, уйдет такое понятие, как ведущая, или передовая, отрасль – речь будет идти о передовых предприятиях (они могут работать в совершенно разных отраслях) и передовых технологиях. Основным станет потребление, скорее, услуг, а не товаров, причем и товары, и услуги (а значит, и производства) индивидуализируются.
Много говорится сейчас о поддержке бизнеса – но какой должна быть эта поддержка, если иметь в виду среднесрочную перспективу? «Корни многих проблем нашего общества, того же экономического кризиса, в том, что 15 лет назад мы жили сегодняшним днем, мало задумывались о будущем, – уверен губернатор Красноярского края Виктор Толоконский. – Нельзя повторять эту ошибку. Сейчас, например, много говорится о необходимости импортозамещения. Но если смотреть на перспективу, то я бы сказал, что абсолютизировать надо не столько импортозамещение, сколько экспортоориентированность. Только это может стимулировать бизнес к росту».
Напомним, что первый вариант Стратегии-2030 будет готов уже в течение месяца. И, как отметил на КЭФ Аркадий Дворкович, заместитель председателя правительства РФ, главная особенность Стратегии будет в том, что она «должна быть адресована всему обществу, а не только государству. Ответственность за реализацию стратегии ложится на все общество, а не только на органы государственной власти. Государство подотчетно в идеале обществу, а общество подотчетно только самому себе. И само перед собой виновато за неудачи или, наоборот, может радоваться успехам».
Фото: biz.a42.ru