В понедельник, 10 декабря, в Федеральное агентство воздушного транспорта поступило уведомление генерального директора ОАО «Авиационные линии Кубани» Сергея Мордвинцева о прекращении полетов с 11 декабря. Хотя еще накануне вечером билеты на рейсы авиакомпании свободно продавались. Всего, по данным Росавиации, до марта реализовано более 14,5 тысяч билетов, передает корреспондент «ФедералПресс.Юг».
В понедельник, 10 декабря, в Федеральное агентство воздушного транспорта поступило уведомление генерального директора ОАО «Авиационные линии Кубани» Сергея Мордвинцева о прекращении полетов с 11 декабря. Хотя еще накануне вечером билеты на рейсы авиакомпании свободно продавались. Всего, по данным Росавиации, до марта реализовано более 14,5 тысяч билетов, передает корреспондент «ФедералПресс.Юг».
«В настоящее время Федеральное агентство воздушного транспорта принимает все меры для обеспечения перевозки пассажиров ОАО «Авиационные линии Кубани» рейсами других авиакомпаний, а также возврата денежных средств за приобретенные авиационные билеты» - пояснили «ФедералПресс.Юг» в пресс-службе Росавиации. Там же сообщили, что компания имеет просроченную задолженность за аэронавигационное обеспечение, а также крупные неурегулированные задолженности перед российскими аэропортами, топливозаправочными компаниями и лизингодателями.
Представители «Кубани» объясняют свое банкротство невозможностью соблюдения федеральных авиационных правил, вступивших в силу в конце ноября. Согласно им, в парке авиаперевозчика должны состоять не менее 8 воздушных судов вместимостью 55 и более пассажирских кресел. В связи с отсутствием соответствующего парка, руководством «Авиационных линий Кубани» в Арбитражный суд Краснодарского края подано заявление о признании банкротства.
«Данная мера – вынужденная. Мы пошли на этот шаг только в силу стечения ряда неблагоприятных для компании обстоятельств. В условиях отсутствия возможности снизить в низкий сезон себестоимость перевозок до уровня рентабельности, несовершенства механизмов субсидирования из бюджетов разных уровней, дальнейшая деятельность компании, к сожалению, не представляется возможной» - пояснил Сергей Мордвинцев.
Согласно данным самой «Кубани», в ее авиапарке состояло шесть воздушных судов зарубежного производства. Три Airbus A-319 перевозчик вынуждено вернул из-за невозможности рассчитаться с лизингодателям, с 1 ноября из эксплуатации были выведены устаревшие авиалайнеры «Як-42» советского производства в связи с окончанием назначенного ресурса и низкой экономической эффективностью. Из-за сокращения авиапарка на половину выполнить программу осенне-зимней навигации в заявленных объемах компания не сможет.
«Авиакомпания «Кубань» вынуждена констатировать, что на сегодняшний день само существование региональных авиакомпаний в России поставлено под угрозу, - говорится в прощальном пресс-релизе перевозчика. - Этому способствуют несовершенство действующего законодательства, наличие проблем при доступе к рынкам, выборочная поддержка ряда авиакомпаний в виде протекционистских мер и субсидий, непрозрачность поставщиков авиационной отрасли, отсутствие благоприятного финансового фона, направленного на стимулирование региональных перевозчиков для перехода на новые современные воздушные суда. Имеющийся регуляторный режим для авиакомпаний не способствует развитию конкуренции, появлению новых авиаперевозчиков, открытию региональных маршрутов и общему финансовому оздоровлению работающих авиакомпаний».
Но на самом деле проблемы у перевозчика начались не в ноябре, а минимум за год до этого. Еще прошлой зимой начались слухи о скорой продаже компании, сокращении персонала, начались перебои с выплатой зарплаты. Владеющая «Кубанью» структура бизнесмена Олега Дерепаски «Базовый элемент» не скрывала, что готова обеспечивать текущие перелеты, но не собирается вкладываться в новый авиапарк. А без современных воздушных судов перевозчик работать не может. Вероятно поэтому минувшим летом из самолетов «Кубани» пытались выжать все последние сроки – только в июне е пассажиропоток увеличился на 38%, составив 134,5 тысяч человек. При этом устаревшие самолеты регулярно выходили из строя, в августе было задержано 13% или 177 рейсов компании, при этом 65 из них задержались более, чем на четыре часа.
Единственным выходом, отмечали эксперты, было продажа компании «Базовым элементом». Купить «Кубань» могла администрация Краснодарского края, заполучив таким образом собственного регионального перевозчика, который гарантировал бы приемлемый тариф полетов из российских регионов на отдых к Черному морю. Но чиновникам компания оказалась ненужной – и без нее дефицитный бюджет старается избавиться от непрофильных активов. Несмотря на заявление главы «Аэрофлота» Виталия Савельева о готовности купить «Авиалинии Кубани», конкретных шагов также не последовало.
В распоряжении «ФедералПресс.Юг» оказался ответ за 16 ноября – менее месяца назад – на депутатский запрос лидера КПРФ Геннадия Зюганова, подписанный министром транспорта России Максимом Соколовым. Так вот, федеральный чиновник за месяц до банкротства компании достаточно оптимистично описывал ее будущее!
«В целях урегулирования ситуации в ОАО «АЛК» Минтрансом России было проведено ряд совещаний с участием администрации Краснодарского края, ОАО «Аэрофлот -российские авиалинии», ОАО «АЛК», ООО «Компания «Базовый элемент». По результатам данных совещаний ООО «Компания «Базовый Элемент» разработан бизнес - план вывода ОАО «АЛК» на окупаемость операционной деятельности» - отмечает Соколов. Он же приводит данные самого авиаперевозчика за девять месяцев этого года, согласно которым объем перевозок вырос на 16%, составив 844 тысячи пассажиров, «что выше отраслевого показателя».
«Администрацией Краснодарского края также была выражена готовность оказать поддержку операционной деятельности ОАО «АЛК» за счет бюджетных средств субъекта Российской Федерации в части субсидирования авиаперевозок ОАО «АЛК» на линии Краснодар - Сочи в рамках законодательства Краснодарского края» - заключает министр транспорта.
«Прекращение деятельности авиакомпании работниками предприятия расценивается как организация преднамеренного банкротства, учитывая, что трудности у предприятия начались сразу после присоединения в 2011 году к ОАО «Авиалинии Кубани», по сути, обанкротившейся авиакомпании Sky Express. По мнению трудового коллектива и профсоюзной организации, неэффективная политика собственников в лице структур Дерипаски привела к возникновению в стране еще одного очага социальной напряженности» - пояснил «ФедералПресс.Юг» депутат Госдумы от Краснодарского края Сергей Обухов.
Вполне вероятно, что банкротя «Авиационные линии Кубани», которые находились в тяжелом, но не критическом, как заверяет министр Соколов, состоянии, ее владельцы просто «латают» собственный бюджет, избавляясь от неликвидных активов.
Оперативным комментарием пресс-службы «Базового элемента» редакция в данный момент не располагает.