Ставрополь стал десятым российским городом, куда открыла авиасообщение компания Turkish Airlines, открыв прямой рейс в Стамбул. Как передает корреспондент «ФедералПресс.Юг», новость стала для жителей региона неожиданной, ведь многочисленные проблемы аэропорта отпугивают компании. К тому же история показала, что многие направления оказываются убыточными. Подробности – в материале экспертного канала.
Ставрополь стал десятым российским городом, куда открыла авиасообщение компания Turkish Airlines, открыв прямой рейс в Стамбул. Как передает корреспондент «ФедералПресс.Юг», новость стала для жителей региона неожиданной, ведь многочисленные проблемы аэропорта отпугивают компании. К тому же история показала, что многие направления оказываются убыточными. Подробности – в материале экспертного канала.
Хотели Минводы
Компания Turkish Airlines – один из крупнейших авиаперевозчиков в мире и флагманская авиакомпания Турции. Зайдя на Ставрополье с новым регулярным рейсом Ставрополь-Стамбул-Ставрополь, который стал для авиакомпании 10 направлением в России, они открыли воздушный путь в Азию. Как рассказал экспертному каналу генеральный директор представительства авиакомпании Turkish Airlines в России Мефаил Дерибаш, более интересным для компании казались воздушные ворота Минеральных Вод.
– Первые рейсы компании начались в 1989 годы, это был «Москва-Стамбул», позднее в 2006 году начался рост по региональным направлениям: Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург и Ростов. Позднее присоединились Уфа, Сочи, Тверь и Новосибирск. В этом году мы открываем рейсы из Астрахани и Ставрополя. Вы стали нашим десятым российским городом.
– Аэропорт «Ставрополь» нельзя назвать современным. Тут старая взлетная полоса, которая не может принимать авиасуда определенных типов. Почему вы все-таки выбрали его, а не те же Минеральные Воды?
– Между нашими странами в рамках заседаний гражданской авиации Турция выдвигает предпочтительные города полетов. Допустим, мы выдвигаем список из 10 городов, но утверждается только ограниченное количество. И Ставрополь был одним из тех городов, которые мы просили утвердить, его и утвердили. У нас было четыре города, которые мы запрашивали: Астрахань, Ставрополь, Нальчик и Махачкала. Из них мы могли выбрать только два. Нам не разрешили включить в этот список аэропорт «Минеральные Воды». Если бы Минводы нам предоставили, то мы бы оттуда и начали, и уже потом бы пришли в Ставрополь. Из-за ограничений взлетной полосы будет летать только Airbus A320.
– Вы просчитывали риски?
– Рисков нет, потому что в этом регионе нет авиакомпаний такого масштаба, как наша. СКФО, Ставрополье – густонаселенная территория, и мы приняли решение, что будет три рейса в неделю, но мы хотим делать семь рейсов, то есть ежедневно. Майские праздники нам оказали свою помощь, потому что билеты других авиакомпаний уже разобраны. Посмотрим, как активно будут летать в Стамбул. Сейчас будут промо-цены, в районе ста евро туда и обратно. И когда люди почувствуют разницу нашего сервиса по сравнению с российскими авиакомпаниями, цену поднимем, но она все равно останется демократичной. Дешевле чем лететь через Москву. Всего же Ставрополь стал 247-м городом мира, куда мы летаем.
Густой туман
Регулярные рейсы из аэропорта им. Сабихи Гекчен в Стамбуле в международный аэропорт Ставрополя будут осуществляться три раза в неделю по вторникам, пятницам и воскресеньям в 00:30, обратные — в 05:15. Время в пути из Ставрополя в Стамбул составит 2 часа 25 минут, а из Стамбула в Ставрополь — 2 часа 15 минут. Стоимость билета туда-обратно (с учетом всех налогов и сборов) для пассажиров эконом-класса — от 99 евро, стоимость билета бизнес-класса — от 399 евро.
Тем временем, туманная ситуация вокруг аэропорта «Ставрополь» и его неизвестного инвестора не становится яснее: впереди аудиторская проверка. Ставропольский аэропорт никогда не был крупным авиационным центром. В последние десятилетия с ним работало всего несколько авиакомпаний, и здание аэровокзала чаще всего можно было увидеть пустым. В аэропорт даже не ходил общественный транспорт, несмотря на его близкое расположение к краевому центру. Три года назад региональное министерство промышленности, энергетики и транспорта заявило, что переломный момент в авиасообщении со Ставрополем настал, и буквально в ближайшие месяцы аэропорт наконец-таки расширит географию полетов. Так, в министерстве утверждали, что уже начаты переговоры о сотрудничестве более чем с десятью авиаперевозчиками. Уже с 2012 года планировалось открытие новых рейсов, не только внутренних, но и международных. Якобы из Ставрополя можно будет летать как в Европу, так и в Азию. У ставропольчан наконец появилась возможность добираться в аэропорт на общественном транспорте: сейчас из Ставрополя туда регулярно ходит маршрутка № 120.
Тем не менее, для возвращения к прежней насыщенной жизни (а еще в начале девяностых из краевого центра можно было напрямую попасть в 26 городов) воздушные ворота Ставрополя нуждались в серьезной модернизации. Заявлялось, что у аэропорта появился потенциальный инвестор, а также «параллельно ведутся переговоры с несколькими десятками авиакомпаний – как российскими, так и зарубежными». «Тем не менее, мы уже сейчас стараемся зацепить и полеты по маршрутам Европа – Азия, многие из которых вполне логично могут проходить через Ставрополь. Также востребованными в регионе будут регулярные полеты в крупные города Европы, а также в привычные места отдыха россиян – Турцию, Египет, Объединенные Арабские Эмираты и другие страны Востока», – подчеркивали в 2011 году в минпроме. Действительно, над Ставрополем есть коридор, в котором летят самолеты из Европы в Индию и Юго-Восточную Азию. Но делать посадку в небольшом аэропорту просто нерентабельно, да и не имеет практического смысла.
Кому продали?
За последние годы ситуация вокруг аэропорта изменилась, но не кардинально: был обновлен фасад здания, его остекление, реконструирована лестница для международного прилета, обновлен зал ожидания и появился новый зал вылета. Кроме того, была обустроена привокзальная площадь и расширен накопитель со 130 до 200 мест, поменяли бордюры и разбили клумбы. Это был первый этап реконструкции воздушной гавани. На его реализацию было потрачено более 100 млн рублей. На следующем этапе планируется сменить покрытие взлетно-посадочной полосы и удлинить ее на 400 метров – до трех километров.
Но ни новый зал ожидания, ни красивый автобус не способствовали резкому расширению географии полетов. На сегодняшний день в международном аэропорту «Ставрополь» работают четыре авиакомпании, помимо «Турецких авиалиний»: S7, «Дон», «ЮТэйр», и «Трансаэро», которые осуществляют рейсы в Москву.
Генеральный директор международного аэропорта «Ставрополь» Николай Апальков рассказал, что аэропорт попал в федеральную целевую программу. В 2014 году запланировано проведение проектных работ, а в 2015 – капитальный ремонт полосы. На это уйдет более 1 млрд рублей из федеральной и краевой казны, а также частных инвестиций.
И еще одним генеральским планам правительства в отношении аэропорта, по-видимому, сбыться не удастся. В январе прошлого года стало известно, что Ставрополь может стать площадкой для новой региональной авиакомпании СКФО. Экс-премьер региона Юрий Тыртышов предложил тогда Минтрансу РФ рассмотреть Ставропольский край в качестве площадки для создания региональной авиационной компании в рамках Северо-Кавказского и Южного федеральных округов. Как прозвучало, Ставрополье имеет в этом плане очевидное преимущество в силу своего географического расположения. Однако, после ухода из региона Тыртышова такие планы закончились.
Во время губернаторства Зеренкова 49 % акций ОАО «Международный аэропорт Ставрополя» были проданы частной структуре за 21 млн рублей. Представители депутатского корпуса выразили обеспокоенность ситуацией и заявляли об опасности потери государственного контроля над воздушными воротами краевого центра. Краевые депутаты отмечают, что аэропорт находится в краевой собственности, однако с помощью ряда финансовых схем доля государства в нем значительно сократилась, и существует реальна угроза того, что в дальнейшем аэропорт может уйти из под контроля правительства края. Краевые СМИ, проводившие расследование вокруг покупки аэровокзала, заявляют, что он принадлежит людям, близким к экс-губернатору Ставрополья Валерию Зеренкову. «Очень настораживает то, что происходит с аэропортом, 49% акций передано непонятной структуре по непонятной никому схеме. Краевой депутат Сергей Горло подчеркнул, что ранее аналогичные «схемы» использовались и по минераловодскому аэропорту.