Top.Mail.Ru
Экономика
Челябинская область
0

Дорожники не польстились на челябинский пирог крупной нарезки

До сих пор не найдены желающие убирать дороги в 2015 году

В Челябинской области из-за отсутствия участников отменены четыре электронных аукциона по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения. Сайт госзакупок информирует, что желающих взяться за трехлетнюю работу общей стоимостью более 10 млрд рублей не нашлось.

В Челябинской области из-за отсутствия участников отменены четыре электронных аукциона по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения. Сайт госзакупок информирует, что желающих взяться за трехлетнюю работу общей стоимостью более 10 млрд рублей не нашлось. О том, что именно требовал от потенциальных участников инициатор торгов – челябинский минстрой и почему гигантские контракты повисли в воздухе, – в материале «ФедералПресс.Урал».

В этом году Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области решило провести аукцион на содержание автодорог не на один год, а сразу на три – с 2015 по 2017-й. Территорию области нарезали на четыре зоны: северо-западную, северо-восточную, южную и центральную. Цена уборки каждого кусочка вполне аппетитная – от 2,1 до 3,5 млрд рублей. Однако желающих проглотить этот торт ни целиком, ни по частям не нашлось. Кто теперь будет чистить дороги от снега, заделывать выбоины, наносить разметку и ремонтировать остановки – неизвестно.  

На сайте госзакупок заявки разместили 23 ноября. Так, аукцион «на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Челябинской области на 2015–2017 годы» по северо-восточной зоне содержит сумму в 2,142 млрд рублей. Уборка северо-западной зоны определена в размере 2,255 млрд рублей, центральной зоны – 2,358 млрд рублей. Дороже всего было оценено содержание автодорог южной зоны – 3,495 млрд рублей. Общая сумма всех тендеров – более 10 миллиардов.

Перечень работ содержит девять пунктов. Это обеспечение чистоты дорожного полотна, обочин, кюветов, откосов, выкашивание травы и вырубка кустарника, ликвидация размывов, прочистка водоотводов. Указано, что грунтовые дороги должны профилироваться (по мере колейности или разбивания). Подрядчики также обязаны заделывать выбоины, устранять пятна битума, проводить противопучинные мероприятия, обрабатывать дорожное полотно противогололедными материалами. А еще ремонтировать и заменять дорожные знаки и ограждения, ухаживать за автобусными остановками и туалетами при них, следить за электроосвещением дорог, восстанавливать дорожную разметку.

В документах говорится, что компания-подрядчик несет гарантийные обязательства по устранению дефектов при выполнении работ по содержанию с момента подписания сторонами акта сдачи-приемки. Все они подробно перечислены. Например, гарантия на земляное полотно составляет восемь лет; на основание дорожной одежды – шесть лет; на нижний слой покрытия – пять лет, а на верхний слой – четыре года. Гарантия на барьерное ограждение (металлическое), дорожные знаки – пять лет, на сигнальные столбики – два года, на дорожную разметку краской – шесть месяцев. Кстати, подрядчик обязуется привлекать к исполнению госконтракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных организаций в размере не менее 15 % от общей сметы.

В общем, все составлено достаточно подробно и тщательно. Кстати, специалисты признают, что заключение контрактов на три года разумно. Они вспоминают слова губернатора Челябинской области Бориса Дубровского о том, что аукционы должны быть «жизненного цикла», и это правильно, потому что подрядчик, который пришел не на один год, а на несколько лет, будет работать более ответственно.  

Однако в данном случае это не имело значения – тендеры были закрыты 9 декабря из-за отсутствия заявок на участие. Некоторые эксперты предполагают, что аукционы проводились под конкретного участника, а он по ряду причин не смог принять участие. Местные СМИ, например, Chel.ru, считают, что в тендерах должны были принять участие «московские компании». (Понятно, что сами москвичи дороги не стали бы чистить, а привлекли бы местных субподрядчиков.) Конкурентами «москвичам» могли бы стать только два челябинца – такие масштабные контракты по силам лишь ЗАО «Южуралавтобан» и местной «ЧелСИ» (ООО «Производственно-коммерческое объединение «Челябинск-СтройИндустрия»), говорят эксперты.

Однако гендиректор «Южуралавтобана» Иван Святелик подтвердить это не смог – он до понедельника в командировке, а в «ЧеЛСИ» «ФедералПресс.Урал» заявили, что им это «неинтересно». Компания теперь больше занимается строительством дорог, а не обслуживанием.

«Там фигурируют очень большие деньги – нам это не потянуть. Все остальные, наверное, точно так же считают. Во-первых, надо платить несколько сотен миллионов рублей на обеспечение заявки, а потом, если ты выиграешь аукцион, ты должен предоставить банковскую гарантию или наличным расчетом 30 процентов от первоначальной стоимости контракта. Получается, около миллиарда рублей три года будут просто лежать. И еще по банковской гарантии надо платить проценты банку – за пользование этим кредитом. Вот если бы лоты были меньше, то и желающие бы нашлись», – считает директор ООО «Дорожно-строительное управление» Андрей Алексеенко.

По информации местных СМИ, такого же мнения придерживается и директор ООО «Саткинское ДРСУ» Анатолий Савин. Причем он открыто заявил о нечестной игре на аукционах. «Сейчас мы даже конкурс на содержание города не можем выиграть, хотя качество нашей работы хорошо известно и городскому, и районному начальству. Заходит на тендер какая-то никому не известная фирма и скидывает 55 % от сметной стоимости. Это какой-то абсурд! Как можно скидывать цену вдвое, не имея при этом никакого своего производства?» – высказывал свое возмущение челябинским СМИ Анатолий Савин. Он сообщил, что в результате опытным дорожникам приходится предпринимать непопулярные меры – например, он уже готовится к сокращению трудового коллектива.

Дорожники вспоминают, что несколько лет назад был выставлен почти двухмиллиардный лот на зимнее содержание и ремонт дорог всей области – оптом. Однако ФАС остановила этот аукцион из-за огромной суммы. Тогда во внимание был принят тот факт, что одна организация не могла выиграть аукцион на обслуживание всей области. После этого регион и поделили на четыре части, чтобы суммы лотов были меньше. Но жизнь показывает, что они и сейчас чересчур велики.

«Сумма все равно неподъемная для дорожных организаций, реальная сумма – где-то 500 млн рублей. И территория должна быть меньше. Надо было поделить область на районы. Сосновский район, Красноармейский и другие – на каждый сделать отдельный лот. Или объединить несколько районов в один лот. А сейчас получается, что каждая из четырех зон области больше, чем, например, вся Франция», – добавил Андрей Алексеенко.

Чтобы выполнить жесткие условия контракта, «зона ответственности» не должна превышать 100 километров – именно столько могут пройти туда-обратно специальные машины-уборщики. Причем для того, чтобы дорога была идеальной, их требуется немало.

Что будет после неудачных аукционов, предсказывать никто не берется. Получается, что содержать автомобильные дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения Челябинской области пока некому. Получить комментарии на этот счет в Министерстве строительства Челябинской области не удалось, пресс-секретарь ведомства Ирина Ли сообщила «ФедералПресс.Урал», что в министерстве все заняты: «Приехали москвичи». Какие именно, она не уточнила.

На вопрос, что будет, если в январе зарядят снегопады, а «главного по дорогам» так и не найдут, ответить пришлось дорожникам. Они предположили, что совершить подвиг все-таки будет кому. «Есть такое понятие, как чрезвычайная ситуация. Периодически проводятся торги, аукционы, выявляющие организации, которые готовы в случае ЧС предоставить свою технику. Правда, по федеральным аукционам такое есть, а вот по областным есть ли – неизвестно», – говорят специалисты.  


Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.