Осенью депутаты карельского законодательного собрания во втором чтении рассмотрят законопроект «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов и избрания глав муниципальных образований в Республике Карелия». Об особенностях предлагаемой в нем модели организации местного самоуправления в интервью «ФедералПресс» рассказал председатель республиканской ЦИК Алексей Бахилин.
Осенью депутаты карельского законодательного собрания во втором чтении рассмотрят законопроект «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов и избрания глав муниципальных образований в Республике Карелия». Об особенностях предлагаемой в нем модели организации местного самоуправления в интервью «ФедералПресс» рассказал председатель республиканской ЦИК Алексей Бахилин.
Алексей Евгеньевич, что послужило толчком к процессу подготовки законопроекта?
В послании Федеральному собранию 12 декабря 2013 года президент Российской Федерации Владимир Путин одной из первых обозначил задачу уточнения общих принципов организации местного самоуправления, развития сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах. При этом местная власть должна быть устроена так, чтобы «любой гражданин мог дотянуться до нее рукой». Очевидно, что без развития и укрепления власти на местах невозможно построить сильное государство.
Во исполнение поручения президента Российской Федерации была создана рабочая группа, которая занялась сбором предложений из российских муниципалитетов по совершенствованию системы организации местного самоуправления, на основе которых впоследствии был принят федеральный закон № 136-ФЗ от 27 мая 2014 года «О внесении изменений в статью 26.3 федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Этим ФЗ закреплено право субъекта Российской Федерации выбрать наиболее приемлемый вариант организации местного самоуправления.
Как проходило обсуждение вариантов организации местного самоуправления в республике?
В Республике Карелия обсуждение принципов устройства местного самоуправления проходило во всех муниципальных образованиях. В обсуждении принимали участие члены районных общественных комитетов по реализации послания президента России, главы районов и сельских поселений, представители общественных организаций. Итоги этой работы были подведены 26 июня на совместном заседании Консультативного совета по вопросам местного самоуправления при Законодательном собрании Республики Карелия и Карельского регионального отделения общероссийской общественной организации «Всероссийский совет местного самоуправления». Участники заседания отметили, что на сегодняшний день на территории Республики Карелия нет единой модели управления МСУ: есть прямые выборы, есть назначение из состава выбранных населением депутатов, что приводит к дисбалансу системы управления МСУ, а также говорили о необходимости существования единой модели местного самоуправления.
Представители местного самоуправления на протяжении последних десяти лет пытались методом проб и ошибок определить, какая из этих моделей наиболее эффективна. Результатом проделанной работы стало рассмотрение и принятие в первом чтении на заседании Законодательного собрания Республики Карелия 9 июля проекта закона РК «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов и избрания глав муниципальных образований в Республике Карелия».
Какую модель МСУ в итоге решено реализовать в республике?
В соответствии с данным законопроектом в Республике Карелия представительные органы на уровне муниципальных районов должны будут формироваться из глав поселений, входящих в соответствующий муниципальный район, и депутатов советов поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава. Глава городского округа, городского и сельского поселения избирается непосредственно на выборах и возглавляет местную администрацию. Глава муниципального района избирается представительным органом муниципального образования из своего состава и исполняет полномочия его председателя. На практике это означает, что жители на уровне поселений будут выбирать депутатов и глав, которых они знают и которым доверяют. А из их числа, в свою очередь, будут формироваться путем делегирования советы муниципальных районов. Главы муниципальных районов будут избираться из числа депутатов совета муниципального образования.
Данная модель имеет ряд преимуществ. Прежде всего это обеспечит оперативность решения вопросов местного значения. Депутат, выбранный в поселении, в районном совете сможет решать в комплексе все вопросы и своего поселения, и района. Таким образом исключается возможность контроля со стороны заинтересованных групп и возникновения политического конфликта между муниципальной и региональной властью. Помимо этого, становится возможным избежать бесконечных выборов, которые ложатся тяжким бременем на местные бюджеты, а также являются благодатной почвой для использования грязных политтехнологий в период предвыборных кампаний. Посредством системного подхода к отбору кадров через многоступенчатый фильтр обеспечивается нравственность и профессионализм управленческого персонала.
Почему именно на эту модель организации МСУ пал выбор?
Во многих районах республики такая система уже доказала свою жизнеспособность, причем, по мнению представителей местной власти, весьма успешно. Существуют примеры успешной реализации такого механизма и в зарубежных странах: Финляндии, Франции, США. Эта модель не отменяет прямые выборы на уровне поселений, таким образом у каждого гражданина остается право избирать. Учитывая все факторы и практику с момента действия Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», описанная выше модель на сегодняшний день является наиболее оптимальной и приемлемой с точки зрения интересов населения Республики Карелия.