Top.Mail.Ru
Политика
Краснодарский край
0

Геннадий Подлесный: В Краснодарском крае нет реальных политических партий

Социолог считает, что новый закон о партиях может привести в политику экстремистские группировки, сектантов и криминал

На заседании краевой избирательной комиссии, прошедшем 5 апреля, объявлен первый шаг к выборам в региональное законодательное собрание. Крайизбирком определил границы 35 одномандатных округов, победители голосования в которых составят половину депутатов кубанского парламента. Вторая часть будет избрана по партийным спискам. Данная схема ждет утверждения действующим законодательным собранием и будет опубликована до конца июня.

На заседании краевой избирательной комиссии, прошедшем 5 апреля, объявлен первый шаг к выборам в региональное законодательное собрание. Крайизбирком определил границы 35 одномандатных округов, победители голосования в которых составят половину депутатов кубанского парламента. Вторая часть будет избрана по партийным спискам. Данная схема ждет утверждения действующим законодательным собранием и будет опубликована до конца июня.

В связи с начавшейся подготовкой к региональным выборам «ФедералПресс.Юг» взял интервью у человека, который, как показала практика, может с точностью до процента прогнозировать их результат. Краевой Центр прикладной социологии и политологии, которым руководит кандидат политических наук Геннадий Подлесный, признан одним из лучших в России. Работающие в нем социологи с точностью до 0,6 % за три недели до мартовских выборов назвали результат, который получил Владимир Путин. Так же точно Центром были спрогнозированы и итоги думских выборов. Учитывая, что это не правительственная, а общественная организация, многие эксперты были удивлены столь высокой точностью. Интересно, каким будет расклад на краевых парламентских выборах? Что на него повлияет? Стоит ли ожидать роста активности оппозиции? На эти и другие вопросы Геннадий Иванович ответил в эксклюзивном интервью «ФедералПресс.Юг»:

Если сравнивать политическую картину в регионе, скажем, десять лет назад и сегодня – как она, по вашему мнению, изменилась? Скажутся ли перемены на предстоящих выборах?

Политическая картина изменилась очень сильно. Десять лет назад, весной 2002 года, действовал созыв заксобрания, избранный еще при предшественнике нынешнего губернатора Николае Кондратенко. Он практически полностью состоял из членов «Отечества» – конгломерата политических сил, объединенных общей патриотической идеей. КПРФ в нем, кстати, занимала всего одну треть. Выборы 2002 года прошли практически без изменения состава кубанского парламента. Но после избрания депутаты оказались на перепутье: надо бы идти дальше с «Отечеством», под старыми лозунгами, однако новый губернатор Александр Ткачев уже сделал разворот в политическом курсе и край из «красного пояса» становился путинским… Ссориться с губернатором у депутатов ЗСК резона не было, и большинство из них поступили как истинные политики – вступили в «Единую Россию». Принятое решение позволило сохранить прежнюю региональную политическую элиту до конца срока депутатских полномочий.

Это был плюс или минус?

И то, и другое. Минусом стала сохранившаяся клановость, столь развитое на Кубани кумовство, влиятельные лоббиские группировки. Положительную роль сыграл опыт депутатов, законодательное собрание сохранилось как рабочий орган, отлаженный механизм с опытом законотворческой работы. Если бы тогда Александр Ткачев пошел на кардинальные перемены, инициировав обновление хотя бы половины депутатов ЗСК, то мы бы получили совсем другой край в экономическом, социальном и политическом плане. Но Ткачев в 2002 году «законсервировал» политическую карту и обновления внутриполитической жизни в крае не произошло.

Выборы 2007 года закрепили консервацию?

Да. Проходные депутаты уже изначально выдвигались на выборах под флагом «Единой России» со всеми сопутствующими этому преимуществами. В результате из 70 мандатов у оппозиции оказалось только десять – один независимый парламентарий, шесть коммунистов и три эсера. Это максимум того, что получила оппозиция. Для политической картины края такой расклад стал минусом, так как не стало в ЗСК соревновательности политических и экономических программ, критического отношения ко многим инициативам исполнительной власти.

Страна развивалась, шла вперед, а политический спектр Кубани оставался неизменным. Консерватизм депутатского корпуса помножился на консерватизм кадровой политики краевой администрации. В итоге в исполнительную и законодательную власть почти перестали попадать новые люди, идеи, не обновлялись подходы к решению застарелых проблем. Приостановившиеся «социальные лифты» не позволили многим талантливым и инициативным кубанцам проявить себя в практическом плане в социально-экономической сфере. Все чаще при очередной отставке того или иного чиновника руководители края сообщали об «очередном кадровом разочаровании».

Геннадий Иванович, стоит ли ожидать кардинальных перемен в составе кубанского парламента этой осенью?

И федеральная и региональная власть перешли Рубикон. Исход выборов в заксобрание зависит от того, как начнет новый срок президент Владимир Путин. Если он будет реализовывать программы, о которых он заявил, в том числе модернизацию политической системы, это станет серьезным посылом краевым властям. В этом случае Александр Ткачев, как человек, имеющий личный контакт с избранным президентом и обладающий политическим чутьем, постарается показать, что наш край «впереди России всей». Тогда кубанский парламент ждет обновление не менее чем на 50 %. Мы получим законодательный орган, отвечающий современным вызовам, в него попадут свежие лица и, соответственно, идеи.

Второй вариант: Путин продолжит говорить о демократизации, но в правительстве, пусть и на иных должностях, останутся непопулярные фигуры: Фурсенко, Сердюков, Голикова, Скрынник, Крайний, вице-премьеры, Иванов, Козак и некоторые другие. Серьезного обновления не произойдет, значит, особых перемен не будет и в крае. Мне представляется, что такой вариант многие чиновники воспримут с большим удовлетворением. В этом случае изменения коснутся не более одной трети депутатов, причем ушедшие покинут ЗСК только в силу преклонного возраста и других субъективных причины. Подобный управляемый парламент хорош для краевых властей, поскольку им можно руководить в ручном режиме. Но он крайне плох для населения, поскольку депутаты станут «штамповать» законы с оглядкой, в первую очередь, на администрацию края, без учета мнения своих избирателей.
 
Среди федеральных политиков – претендентов на увольнение вы назвали Дмитрия Козака. В связи с чем? И краевые и федеральные власти рапортуют об успехах олимпийской стройки…

Давайте уточним, названные чиновники, это не кандидаты на увольнение, а непопулярные в народе лица из правящей элиты. По сути вопроса. Неделю назад в Сочи было совещание, на котором четко прозвучало – по бумагам работы выполнены на 50 %, в реальности не более чем на 30 %. Возникает вопрос – где «пропавшие» 20 %? А это миллиарды рублей, между прочим. Если верить самим сочинским строителям, качество олимпийских объектов оставляет желать лучшего, среди них ходит такая оценка своей работы: «Если, Бог даст, сооружения не обвалятся под тысячами зрителей, большое счастье». При работах используется пересортица – вместо высокосортной щебенки привозят низкосортную, то же по цементу, песку, другим стройматериалам. Ежегодно меняется руководитель Корпорации «Олимпстрой», ежеквартально возбуждаются уголовные дела по фактам хищений олимпийских денег, срывам сроков сдачи объектов, а над всем этим фигура Главного куратора Олимпийской стройки – Дмитрия Козака, к нему никаких претензий, что, по крайней мере, странно.

Повлияет ли на октябрьские выборы новый закон о политических партиях?

Это зависит от того, как закон будет исполняться на федеральном уровне. Задуман он был как закон, по официальной версии, дающий посыл демократизации общественно-политической жизни в стране. Неофициальная версия – размывание электорального спектра левых, националистических и правых партий, создание препятствий к их консолидации. Когда политическое законотворчество находилось в ведение Владислава Суркова, ныне вице-премьера правительства, в нем была восточная изюминка. Сейчас тот человек, который довел дело до конца, сделал все совершенно по-русски – рубить, так с плеча. 500 человек для создания партии просто черный юмор. Это ящик Пандоры, открыв который мы выпустим на политическую сцену экстремистские группировки, религиозные секты и криминал. Воспользовавшись «политической крышей», они будут легально собираться и решать свои вопросы, продвигать своих ставленников в местное самоуправление и Госдуму. Думаю, порог для всероссийской партий должен составлять не менее 10 тысяч человек – рубеж, который говорит о том, что партия из себя хоть что-то представляет.

Но статьи за экстремизм никто не отменял! Что мешает ФСБ или Центру «Э» пресекать деятельность таких политических новообразований?

Что-то я не слышал, чтобы параллельно с изменениями в законе был увеличен штат ФСБ! Спецслужбы и сейчас работают на пределе своих возможностей, а когда появиться 600-700 партий, отследить их деятельность станет практически не возможно.

От планируемых политических сил перейдем к реально существующим. Каковы шансы у кубанской оппозиции получить мандаты в законодательное собрание?

Реальных политических партий, в том смысле, который вкладывает в это определение политология и федеральное законодательство, на территории края нет. По определению – основная функция партии – борьба за власть. Кубанские же партии, включая КПРФ, не борются за власть, а только говорят об этом. Кстати, это относится и к федеральным структурам парламентских партий. Всем памятен, например, инцидент, когда коммунисты сняли своих кандидатов с выборов в городскую думу Краснодара. Большей глупости сделать было невозможно. Кандидатов снимают только тогда, когда это срывает выборы в целом. Зная, что выборы состоятся, подобный демарш проводить бессмысленно. Второй пример: перед выборами мне довелось общаться с лидером регионального отделения ЛДПР, ныне депутатом Госдумы Владимиром Овсянниковым. Он заявил, что в избирательной кампании его партии не нужны ни социологи, ни политтехнологи, «мы все сделаем сами». Как можно всерьез рассчитывать на победу в избирательной гонке, без ее социологического мониторинга? О чем говорит подобная организация избирательной кампании? Только об одном – цель победить не ставится. Политическая борьба на краевом уровне сводится к попыткам региональных лидеров оппозиционных партий «договориться» с руководством края о неких «правилах игры». Они забывают, что администрация любого уровня это не политическая партия, а исполнительный орган власти, который живет и работает по другим законам, перед ним совсем другие задачи и высочайший уровень ответственности за все, что делается в крае.

А если говорить о партии власти?

Владимир Путин, когда инициировал создание «Единой России», не стал ее членом. Конечно, это не случайно. Сейчас у него хорошее поле для маневра: если на очередных выборах «Единая Россия» получит провальные 30 %, то есть за нее проголосуют только чиновники и их семьи, у Владимира Владимировича есть полное право четко заявить: «Уважаемые коллеги, у Вас был шанс, и Вы им не воспользовались. Поэтому позориться дальше и быть лидером партии, не пользующейся поддержкой народа, я не буду». Это будет сигналом, после которого «Единую Россию» покинут чиновники средней руки, затем высшее руководство. Готова уже и новая структура – Общероссийский народный фронт, которую легко преобразовать из общественно-политического движения в политпартию. Кстати, «Единая Россия» вышла из ОПД. Для президента Путина в его новом президентстве, будет крайне важна структура, которая сможет консолидировать вокруг себя большую часть граждан. Возможно, это будет, как говорится вопрос жизни и смерти, гарантия от «арабской весны» и «цветных революций».

Ваш Центр достаточно активно комментировал в СМИ декабрьские выборы, а оценок по мартовским почти не было. Между тем, именно вы одними из немногих в России очень точно спрогнозировали результат Путина и других участников президентской гонки. С чем было связано затишье?

Действительно, перед парламентскими выборами Центр работал очень активно, каждую неделю давали развернутые интервью в СМИ, участвовали в политических дискуссиях. В период президентской кампании мы также достаточно много проводили социологических исследований, зондажей, прогнозных оценок, но в СМИ «прорвались» лишь дважды. При попытках выяснить, что случилось, почему материалы «вязнут» в редакторских кабинетах? Оказалось, что наши материалы «слишком пропутинские», слишком большой процент в его поддержку показываем! Конечно, официально так не ответил ни один из главредов, но в кулуарах они, словно извиняясь, кивали «наверха», в высокие круги администрации края. Еще 14 февраля мы на своем сайте дали открытый прогноз – Путин победит в первом туре с 63 % голосов, предложили в очередной раз свой комментарий в несколько популярных изданий края и города Краснодар, но получили отказ. Не думаю, что «кубанская антипутиана» в СМИ исходила от губернатора, невозможно даже предположить, что Александр Ткачев не хотел избрания Путина президентом. Скорее это исходило от некоторых, достаточно влиятельных лиц в его окружении, которые опасались, что победа Путина приведет к практической реализации в крае Ткачевым президентских идей по демократизации общественной жизни, борьбе с монополизмом, коррупцией. Если в ходе подготовки и проведения выборов в ЗСК вновь появятся люди, которые от имени губернатора станут фильтровать информацию для СМИ и отсекать «пропутинскую», по видимому, пытаясь сохранить свое статус-кво, то это будет большим диссонансом общего политического вектора развития России. Надо учесть, на предстоящих выборах в ЗСК, по одномандатным округам, скорее всего, появится много самовыдвиженцев, поддержанных различными политическими вновьобразованиями. Это потребует более гибкого политического реагирования властных структур на предвыборную борьбу и попытки «непущать» здесь будут неуместны.

Каковы будут последствия такой ситуации?

В России издревле у народа были в почете гонимые и убогие. Кандидатам в депутаты, которых начнут «гнобить по старому», будет довольно легко добиться симпатии избирателей, если их «отсекут» на этапе регистрации, или снимут за нарушения избирательного законодательства, то мы получим неформальных лидеров новой волны. Парадоксально, но их большая часть будет призывать в край президента Путина и просить его демократизировать обстановку на Кубани. В итоге, после окончания выборов, мы получим свою кубанскую сформировавшуюся несистемную оппозицию, которая сможет, спекулируя на реальных трудностях и проблемах, к примеру, экологических, будоражить народ и успешно решать свои политические задачи.

Справка «ФедералПресс.Юг»:

Подлесный Геннадий Иванович родился 3 марта 1952 года в городе Кропоткин, Краснодарского края. Окончил Вознесенский механико-технологический техникум, Новосибирское высшее военно-политическое общевойсковое училище, военно-педагогический факультет Военно-политической академии имени Ленина, в Ставропольском государственном университете защитил диссертацию на тему: «Политические технологии в региональных избирательных процессах», кандидат политических наук. С 1971 по 1997 годы служил в Вооруженных силах СССР/РФ на различных командно-политических и военно-педагогических должностях, подполковник запаса. После увольнения в запас работал в различных учебных заведениях. С 2000 года возглавляет краснодарскую краевую общественную организацию «Центр прикладной социологии и политологии». Член Консультативного общественного совета при избиркоме Краснодарского края, член экспертной группы администрации Краснодарского края по оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления. Женат, двое детей.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.