Top.Mail.Ru
Политика
Томская область
0

Игры престолов. Выборы в СФО: не так сели

Завершен сбор документов в избирательных комиссиях СФО: сразу в четырех регионах округа будут проходить выборы глав. Отличительная особенность этих выборов в том, что все принципиальные вопросы решаются под ковром, причем под ковром московским. В раскладах побеждают те, кто попал в расклад кремлевских пасьянсов, для нас, провинциалов, далеко не очевидных.

Завершен сбор документов в избирательных комиссиях СФО: сразу в четырех регионах округа будут проходить выборы глав. Отличительная особенность этих выборов в том, что все принципиальные вопросы решаются под ковром, причем под ковром московским. В раскладах побеждают те, кто попал в расклад кремлевских пасьянсов, для нас, провинциалов, далеко не очевидных. Одна только Новосибирская область может послужить сценарной основой для целого сезона «Игры престолов»: тут и срок для экс-губернатора, и похищение наследника, и отставка мэра с последующим назначением на областной трон, и стрельба по окнам штаба коммуниста Локтя, и альянс оппозиции… В Красноярске интрига не хуже – никто не знает, почему был экстренно снят послушнейший Кузнецов, и кто ему стукнул в лицо, и за границей ли, а если свои и здесь – то тогда за что, и почему сделали такой неожиданный ход конем – отдали область на откуп бывшему полпреду СФО Толоконскому, обидев всех штатных соискателей? Но обо всем по порядку.

Для начала – немного занимательной арифметики: за этот год, которому еще далеко до конца, в 27 регионах произошли кадровые изменения: главы досрочно уходили в отставку, чтобы либо принять участие в выборах, либо передать бразды другому. Только в одном случае глава не ушел, а был вышвырнут с формулировкой «в связи с утратой доверия» – и это было в Сибирском федеральном округе. Итого – около трети регионов претерпели кадровые встряски.

В Сибирском федеральном округе 12 регионов, главы поменялись в двух – в Новосибирской области отправлен в отставку Василий Юрченко, в Красноярском крае сам ушел Лев Кузнецов. К обеим отставкам имеет непосредственное отношение бывший мэр Новосибирска, бывший губернатор области, бывший теперь уже и полпред президента в СФО Виктор Толоконский, ныне врио губернатора Красноярского края. Новосибирск и Красноярск издавна в роли друзей-соперников, так что эта конвергенция неудивительна. Но что с остальными десятью регионами? Там все тихо и спокойно? Примерно вдвое спокойнее, чем в среднем по России?

Василий Юрченко ушел с формулировкой «в связи с утратой доверия»

Виктор Зимин, глава Хакасии, вернулся к себе в Дорн после бесплодных попыток заполучить местечко красноярского губернатора. И у него снова все ровно, все хорошо. В других регионах тоже не наблюдается суматохи – никто не подает в отставку, чтобы стать врио. В четырех регионах (из двенадцати) готовятся к выборам, причем в трех из них исход предрешен заранее. В Красноярском крае даже без видимости борьбы губернатором становится Виктор Толоконский – реальных конкурентов отсекли на стадии праймериз (ибо все реальные, как назло, единороссы), а подставных «патриотов» и «коммунистов» не принимают в расчет даже сильно побитые молью политологи. В Новосибирской области на место своего пожизненного патрона заступает Владимир Городецкий, и все, что ему нужно, – это легитимность. В Республике Алтай Александр Бердников, не выходя из «Единой России», идет на новые выборы себя при поддержке «Справедливой России», и реальных конкурентов тоже нет. И только в Алтайском крае еще сохраняется какая-то интрига – действующий губернатор Карлин хотел бы оставаться действующим просто по привычке, но рейтинги неумолимо тянут вниз. И хотя поддержкой «Единой России» он уже заручился, все-таки положение Карлина хуже губернаторского. Общего языка с «элитами» он так и не нашел за почти десять лет пребывания в регионе. В бизнесе не закрепился (хотя попытки были). Да и край под его руководством, прямо скажем, не процвел. Так что на очередное обещание за пять следующих лет сделать регион одним из самых богатых в стране даже скептики реагировать не стали, как работники рейхсканцелярии на Штирлица – ну поймаем мы его, все равно же отвертится, мол, духовное богатство имел в виду.

Рейтинги неумолимо тянут Карлина вниз

Вот почему новость о возможном выдвижении кандидатом в губернаторы Алтайского края нынешнего вице-губернатора Томской области Андрея Кнорра вызвала по весне немалый переполох. Все в курсе, что именно приход Карлина в 2005 году немало способствовал тому, что Андрея Филипповича сперва выдавили из бизнеса в Алтайском крае, а потом и из края. Быстро сориентировавшись, Кнорр «закосил под колхозника», из блестящего ученого перековался в смышленого агрария и добился высокого доверия у Сергея Жвачкина, человека на посту губернатора Томской области, мягко говоря, случайного, зато прикрываемого самим Миллером (это, пожалуй, богатейший Миллер в мире).

Новость, однако, обернулась пшиком – погрозив издали Карлину подписным листом, Кнорр в губернаторы Алтая не пошел. Причина проста – на выборах в крае Кнорру могут припомнить многое из того, о чем он сам предпочел бы навсегда забыть. Но это полбеды – всплывет на Алтае, а течением снесет в Томск, где Андрей Филиппович в авторитете у «молодых элит» и по факту уже давно играет роль «серого кардинала» и с губернатором, и с новым мэром. Пока Жвачкин в Москве (а в Москве он почти всегда, когда не за границей), Кнорр «решает вопросы» далеко не только сельскохозяйственной тематики. Есть также вероятность, что он отказался от алтайского журавля в небе потому, что в Москве ему намекнули, кто станет следующим президентом ф/к «Томь» и, по совместительству, возглавит область. То, что сегодня рамки «главного по селу» господину Кнорру тесноваты, очевидно всем, кроме, может быть, действующего губернатора.

В самом слабом положении с точки зрения электоральных перспектив находится Локоть – несмотря на победу в городе, коммунисты Новосибирска не смогли выдвинуть своего кандидата в губернаторы, хотя после победы Локтя было сделано много намеков насчет губернаторской кампании. Вариантов было много, и Новосибирская область, которая всегда была достаточно «красной», могла бы «покраснеть» полностью, но экспериментировать с форматом в Москве не решились. А было столько возможностей. Ходили слухи, что Илья Пономарев снялся в обмен на поддержку своей кандидатуры в губернаторы Новосибирской области, вечный кандидат Иван Стариков тоже много говорил вслух о благосклонности со стороны КПРФ, но Анатолий Локоть быстро сдал все позиции, наполнив свою администрацию оппонентами. Несмотря на разочарование электората, он так и не смог взять ситуацию в свои руки и даже как-то внятно прокомментировать свою пассивность. Похоже, Локоть, как говорится, от ворон отстал и к павам не прибился – уйдя из Госдумы, он получил царство, но не власть, вероятно, соблюдая некие предвыборные договоренности.

Новосибирский мэр наполнил администрацию своими бывшими оппонентами

Игра престолов может быть успешной для игрока только в том случае, если, добившись своего, он тут же забудет обо всех обязательствах, принятых на себя до выборов. Поэтому активно идут разговоры о том, что «Локоть всё» и после губернаторских выборов городские депутаты проголосуют за отмену должности мэра в пользу позиции сити-менеджера, а Анатолий Локоть так и не сможет превратить столицу Сибири в «научный и промышленный центр России».


Евгений Нефедов

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.