До выборов губернатора и депутатов на Южном Урале осталось пять дней. «УралПолит.Ru» в традиционном проекте «Карта выборов» продолжает рассказывать читателям о ходе избирательной кампании. В заключительном выпуске мы решили собрать все скандалы, которыми запомнились южноуральцам выборы-2014. Так, челябинцы убедились, что у политтехнологов до сих пор в ходу грязные пиар-технологии в стиле 90-х.
До выборов губернатора и депутатов на Южном Урале осталось пять дней. «УралПолит.Ru» в традиционном проекте «Карта выборов» продолжает рассказывать читателям о ходе избирательной кампании. В заключительном выпуске мы решили собрать все скандалы, которыми запомнились южноуральцам выборы-2014. Так, челябинцы убедились, что у политтехнологов до сих пор в ходу грязные пиар-технологии в стиле 90-х. К исходу избирательной кампании суды оказались завалены жалобами – конкуренты требовали снять друг друга с выборов за подкуп избирателей в форме раздачи тушенки и сгущенки, установку лавок и качелей и организацию дворовых праздников. Хитами избирательной кампании стали распространявшиеся в Интернете вирусные видеоролики с матом, провокационными сценами и избиением водителя на дороге. Подробности – в материале экспертного канала.
Печатная продукция и народный креатив
Благодаря муниципальной реформе жители областной столицы в этом году впервые выберут 170 депутатов районных Советов. По последним данным облизбиркома, баллотируются по городу 1072 человека. О выдвижении многих кандидатов челябинцы даже не догадываются, но наиболее активные в борьбе за электорат идут на отчаянные меры – придумывают странные слоганы или без стеснения заимствуют их у конкурентов. Так, слоган врио губернатора Бориса Дубровского «Работать и побеждать» был замечен на листовке одного из районных депутатов. Юный оппозиционер Александр Корецкий использует слоган «Молодость и энергичность», его «коллега» – кандидат и лидер челябинских националистов Лев Большаков добавил к «молодости и энергичности» еще и «порядочность». Слоган кандидата Андрея Кондратьева «За дом! За поселок! За наш район!», по мнению политолога Александра Мельникова, скорее «призывает сделать нечто задом».
Агитка владельца УК «Созвездие» депутата Гордумы Сергея Овчинникова совмещена «доброжелателями» с информацией прокуратуры о нарушении Управляющей компанией правил содержания и ремонта жилых домов. Листовка сопредседателя регионального отделения «РПР-Парнас» Алексея Табалова поразила блогеров и пользователей соцсетей ядовитыми цветами и лозунгом «Дворы – людям, машинам – крытые парковки».
«На моей памяти это самая блеклая избирательная кампания из всех. Призывы голосовать, размещенные по всему городу, не мотивируют. Призыв «Идем на выборы» звучит абстрактно. Кто, куда, зачем идет?» – заявил на недавнем круглом столе доктор политических наук, профессор Уральского социально-экономического института Виталий Иванов. В то же время в умах людей слоган «Все идут на выборы» уже трансформировался во вполне предсказуемое «все идут на...».
Вызвавший много споров слоган выдвиженца партии «Города России», кандидата в губернаторы Владимира Брижанина «Челябинск – город без заводов» породил народный креатив с использованием образа Бендера из «Футурамы». На стилизованном под агитку Брижанина плакате с изображением робота значится: «Челябинск – город без людей».
Видеотворения кандидатов и штабистов
Не менее забавными выглядят снятые пиарщиками кандидатов видеоролики. Например, кандидат в депутаты Калининского района Евгений Балакин проникновенно читает рэп о трудном детстве в Челябинске и дворах, заваленных бутылками и шприцами. Сам Дмитрий в клипе предстает положительным героем, так как лично выгоняет пьяниц с детских площадок. Текст сопровождается видеорядом: кандидат в белой рубашке и пиджаке стоит над душой у сидящих на лавке парней с бутылками. «Песок в каждую песочницу! – восклицает Балакин. – Лучше небольшие дела, чем громкие обещания».
Одним из самых обсуждаемых в Сети видеороликов стало творение штаба кандидата по Тракторозаводскому району Ильи Исайчука. Кадры разбитых дорог и дырявых крыш, перемежаемые с хождением депутата по району, сопровождаются песней о нелегкой судьбе челябинцев. В припеве хор бабушек с красными розами на рубашках старательно выводит: «Исайчук Илья наш кандидат, он славный парень. С ним мы как за каменной стеной, с ним кашу сварим. Молодой, красивый, с головой, он врать не станет. За своих всегда стоит горой...». Пользователи соцсетей сравнивают клип с ранним творчеством «Сектора Газа» и рекламой МММ 90-х годов.
Штабу Бориса Дубровского приписывают авторство нескольких размещенных в Интернете вирусных видеороликов. Один из них – с хоккеистом Евгением Кузнецовым, который на вопрос: «Жень, ты правда пойдешь на выборы?» отвечает «Ясен ***». Одни пользователи соцсетей возмущались присутствию в кадре мата, другие, загодя распознав вирусную рекламу и наигранность происходящего, дивились творческим способностям авторов и благодарили их за поднявшееся настроение.
Набравший на YouTube более 8 миллионов просмотров ролик «Суровый челябинский Дисней» засветился в федеральных СМИ. На видео ростовые куклы-герои мультсериалов «избивают» автохама. Видео подано как запись с авторегистратора, при этом пользователей соцсетей поражает нарочито правильная речь собеседников и упоминание в первые секунды выборов 14 сентября.
«Областной штаб продолжает весьма достойно биться за повышение явки 14 сентября. За четыре с лишним десятка лет и не припомню, чтоб так настойчиво и креативно рекламировали выборы», – написал в своем блоге политолог Александр Мельников.
Последнее творение штаба под названием «Собаке сломали психику» способно повредить душевное здоровье не только четвероногим друзьям, но и особо восприимчивым юзерам. «Маразм крепчает, а жесть становится жестче», – отмечает Мельников, комментируя свежее видео. Ролик, снятый в популярном стиле «видеорегистратора», повествует о ночных приключениях пары, решившей предаться любви в кустах и «случайно» попавшей под фары проезжающего мимо автомобиля. Большую часть видео занимает реклама выборов, как бы невзначай звучащая по радио.
Жалобы в суд и снятие с выборов
Кандидат-самовыдвиженец Григорий Васильков подал в суд на бывшего главу Тракторозаводского района, а ныне директора Центра соцзащиты населения группы компаний «Бовид» Владимира Горбунова. Васильков считает подкупом раздачу продуктовых наборов на празднике двора, организованным кандидатом 29 июля. Суд не признал вручение пакетов с символикой «Бовида» подкупом избирателей. С таким положением дел Васильков не согласился и намеревается оспорить решение.
Не нашел районный суд Тракторозаводского района признаков подкупа и в действиях кандидата Вячеслава Мельникова, который, по мнению Владимира Попова, поставил оградку у дома, провел футбольный матч и организовал бесплатные юридические консультации. Не увенчалась успехом попытка Андрея Самохвалова снять с выборов конкурента Эдуарда Киреева, поставившего во дворах в Чурилово три лавки, песочницу и качели.
Удачнее для одной из сторон завершилось разбирательство кандидатов в Совет Калининского района. Преподаватель Борис Баруля добился отмены регистрации кандидата Александра Никитина, а врач Наталья Козлова сняла с выборов Вячеслава Шеметова. Борис Баруля назвал решения суда сенсационными: в Челябинске с 2000 года не снимали кандидатов за подкуп избирателей. Совсем недавно по округу нынешнего депутата Гордумы Бориса Видгофа добровольно снялись с выборов все кандидаты. Это событие вызвало бурные обсуждения в Интернете. Снятие называли демаршем, непродуманной работой политтехнологов и просто эмоциональным решением.
Черные технологии и провокации
Одним из самых скандальных районов, где активно используются черные пиар-технологии, стал новый микрорайон Парковый, по которому выдвинулось 17 кандидатов. В начале августа неизвестные разрисовали лифты и стены подъездов рекламой «Верну вклад из «СМП Банка». Негатив за содеянное обрушился на кандидата, управляющего челябинским филиалом СМП Дмитрия Довженко. Недавно на дверях в квартиры жильцов появились открытки Довженко со слоганом «Не я задрал цены на квартиры в Парковом». Он уверял, что против него работает черный пиарщик и люди, которые предлагают выкупить трехтысячный тираж провокационных листовок по цене 2 рубля за штуку.
Еще один кандидат – Максим Бабин также открещивается от причастности к нанесению надписей «юрист Максим Бабин» на свежевыкрашенные стены домов.
Из-за вандалов, расписавших стены, кандидат не смог зарегистрировать свою растяжку в избиркоме, о чем он сообщил в Facebook. Через несколько дней после того, как участники круглого стола политологов сошлись во мнении о том, что черные технологии 90-х уже не работают, самовыдвиженцу и активисту Паркового Дмитрию Григорчику сожгли автомобиль. Обсуждаемая версия самопиара была отвергнута после того, как потерпевший объявил: машина не имела страховки КАСКО. Несмотря на то, что большая часть предвыборной гонки уже позади, и кандидаты, и челябинские политологи полагают, что самые ожесточенные бои за избирателя развернутся в ближайшие пару дней.
Фото автора и из соцсетей