Top.Mail.Ru
Политика
Пермский край
0

Прикамские политики расставляют сети на электорат

Кандидаты с трудом осваивают интернет-площадки, полюбившиеся избирателям

Практически в ежедневном режиме пермский сегмент Facebook пополняется новыми аккаунтами, которые сразу начинают набирать себе в друзья общественников, политиков и журналистов. Участники отрасли эту активность отметили и за новоявленными ботами приглядывают: в преддверии выборов 2016 года любые инструменты доведения информации до прессы и избирателей привлекают внимание. Как и зачем будут использоваться соцсети в политических интересах – в материале «ФедералПресс».

Практически в ежедневном режиме пермский сегмент Facebook пополняется новыми аккаунтами, которые сразу начинают набирать себе в друзья общественников, политиков и журналистов. Участники отрасли эту активность отметили и за новоявленными ботами приглядывают: в преддверии выборов 2016 года любые инструменты доведения информации до прессы и избирателей привлекают внимание. Как и зачем будут использоваться соцсети в политических интересах – в материале «ФедералПресс».

Избирательные кампании 2016 года будут первыми в Прикамье, где активно задействуют инструменты digital, включая продвижение в социальных сетях, полагает Мария Рябова, исполнительный директор компании Brainstorm: «В федеральном масштабе еще 2012 год показал силу социальных сетей в политических процессах. Но, как водится, большинство персон из когорты политиков вспоминают про электорат и необходимости коммуникации с ним исключительно накануне старта предвыборных кампаний».

То, что в преддверии главного события 2016 года политики стали заглядываться на социальные сети, подтверждает Иван Рябухин, гендиректор агентства «Сёть»: «Этому способствует взрывообразный рост соцсетей, взросление участников, возможность поработать сразу с несколькими социальными группами и целевыми аудиториями. Только в конце 2015 года в пермском сегменте появилось порядка десяти новых пабликов и аккаунтов, в основном в «ВКонтакте» и на Facebook. Работают все по-разному. Иногда складывается ощущение, что основная задача создания площадки – это отчет перед заказчиком количественными, а не качественными показателями. Я уже не говорю про троллей, которые никому не интересны, но в изобилии появляются на свет».

В цифрах пермская интернет-аудитория выглядит весьма заманчиво. По данным агентства «Сёть», в соцсети «ВКонтакте» насчитывается 1 миллион 300 тысяч аккаунтов по Пермскому краю, владельцы которых указали возраст старше 18 лет. Примерно полмиллиона из них считаются активными. Пермский сегмент Facebook насчитывает 120 тысяч аккаунтов, реальных авторов – порядка 50–60 тысяч. В «Одноклассниках», по статистике самой соцсети, зарегистрировано 790 тысяч жителей Прикамья. Вопрос в том, как эффективно использовать это электоральное богатство.

«Пермские сообщества в соцсетях разительно отличаются друг от друга. Например, авторы в Facebook воспринимают и позиционируют себя как экспертов. В большинстве случаев это жители краевого центра. А вот «Одноклассники» процветают в малых городах – Гайнах, Гремячинске, Губахе, Кизеле, вплоть до Соликамска и Березников», – отмечает Иван Рябухин, предлагая вывести за скобки обсуждения Instagram и Twitter ввиду незначительного охвата электората. 26 тысяч региональных авторов в Twitter – это не тот ресурс, который интересен в масштабах избирательных кампаний.

Рост интереса к политическому сегменту интернета в малых городах Прикамья также  отмечает политтехнолог Ирина Колущинская: «Разница с прошлыми выборами, помимо удорожания газет, – в интернете. Мне когда сделали мониторинг по этой теме, сама не поверила, перепроверяла данные. Как вам цифра в 18 % от числа пенсионеров? Или 10–11 тысяч чусовлян, регулярно посещающих местные сайты, имеющие политическую тематику? То, что там сидит только молодежь до 30, – иллюзия. Интернет теперь надо учитывать везде – от Суксуна до Чайковского, от Перми до Лысьвы».

Вместе с тем ряд политтехнологов скептически оценивают перспективы соцсетей как площадки для ведения избирательных кампаний. «Думаю, «фабрику ботов», представители которой сейчас постоянно стучатся в друзья, не стоит рассматривать отдельно как автономную линию чьей-то агитационной стратегии. Эффективность кампании в интернете зависит от качества информационно-аналитической подготовки. А сейчас отмечается невысокий уровень реализации, отсюда и скептическое отношение со стороны пользователей. В принципе, в Пермском крае практически нет примеров успешных политических интернет-проектов, которые могли бы хоть как-то близко подойти к системе работы, созданной штабом Навального», – считает политтехнолог Людмила Ознобишина.

В Перми на самом деле мало кейсов, которые можно привести как пример влияния на политическую повестку региона. Вспоминаются две истории. В Facebook был засвечен проект зоопарка в Черняевском лесу, против которого ополчилась общественность и экологи. В результате пришлось выбирать новую площадку под строительство. Там же, в Facebook, был создан паблик, который в 2012 году обратил внимание прессы на конфликт между краевыми и местными властями в вопросах выбора главы города. В итоге удалось заметно снизить давление административного ресурса.

«Часто говорят, что выстраивание коммуникаций в соцсетях требует много времени. Но, как видим, это далеко не так, – считает Иван Рябухин. – Бывает, что хватает месяца для выхода на проектные показатели. А интересные материалы с документами и фотографиями будут подхвачены новостными изданиями в тот же день. В Перми наметилась тенденция, когда городские СМИ сознательно используют соцсети как источник информповодов. Крупные сообщества горожан в «ВКонтакте» начинают заметно влиять на общественное мнение и информповестку».

Еще одной проблемой для ввода соцсетей в избирательную кампанию является адаптация традиционных инструментов, привычных политикам со времен оффлайновой эпохи. Часто они воспринимают Facebook как новую форму газеты, запихивая на свои странички «кирпичи» размером в половину газетной страницы при стремящейся к нулю эффективности.

«Я помню в конце девяностых и двухтысячных невероятное количество общественных приемных, которыми обзаводился каждый депутат. В сегодняшних реалиях они по-прежнему необходимы, туда придут пенсионеры. Но я как активный пользователь соцсетей не встречала ни одного сообщества в формате общественной приемной. Хотя что может быть лучше и удобней для общения с депутатом, который представляет мои интересы?» – предлагает новый формат онлайн-общения Мария Рябова.

Однако пермские политики пока не спешат вкладывать ресурсы в проекты, которые сами не протестировали в боевых условиях. Действующих игроков немного. Глава Перми Игорь Сапко – лидер мнений в Facebook. Коммунисты изменили концепцию ведения своей группы в «ВКонтакте», она стала интереснее, предлагаемые темы вызывают отклик у подписчиков, которых насчитывается три тысячи человек. «Ничего удивительного в этом нет, – считает Юрий Исаев, политконсультант пермского крайкома КПРФ, – К слову федеральный сайт КПРФ – самый посещаемый среди сайтов политических партий России. Стратегия, принятая на федеральном уровне, проводится в крае, и КПРФ будет присутствовать в соцсетях там, где это интересно партии и избирателям».

В том же направлении движется депутат ЗС Илья Шулькин. Подписчиков у него пока немного, но в выдаче «Яндекса» он стабильно присутствует в связи с темой ЖКХ, с которой депутат пойдет на выборы-2016. Справедливороссы появились во всех соцсетях, но наполнение их аккаунтов не доказывает, что прикамские эсеры готовы отказаться от ставки на привычный агитационный комплект «плакат плюс газета».

В «Единой России» делегировали право испытать все на себе «Молодой гвардии». Посещаемость страниц сайта и страничек РО ЕР в соцсетях растет, что связывают с интересом к праймериз. «Мы не намерены использовать армию так называемых ботов или фейков, это неуважение к избирателям. Однако списывать со счетов соцсети не будем. В пермском сегменте есть множество сообществ с многотысячной аудиторией, сопоставимой с крупнейшими СМИ края. Вот с ними важно и нужно работать», – пояснили в краевом реготделении ЕР.

«Социальные сети – это действительно важный, эффективный и выгодный инструмент для политиков, – резюмирует Мария Рябова. – Суточная аудитория «ВКонтакте» сейчас превышает аудиторию Первого канала, не говоря уже о ТНТ и СТС. Здесь наблюдается забавная ситуация: бизнес обосновался «ВКонтакте», активно осваивает Instagram и крайне боязливо относится к Facebook, а в плане политики ситуация ровно обратная».

По мнению госпожи Рябовой, бюджет на продвижение в соцсетях заметно ниже, чем на ТВ и в прессе, а возможности таргетинга, включая геотаргетинг, позволяют максимально точно выйти на своих избирателей. При этом в использовании ботов нет никакой необходимости. При грамотно выстроенной стратегии и корректной ее реализации с использованием профессиональных SMM-инструментов, работа с электоратом не потребует массового создания фейковых аккаунтов.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.