Top.Mail.Ru
Свердловская область
0

«Трамвай R1 пытались скопировать китайцы, но он у них не поехал». О новой модели рассказал один из ее разработчиков

Начальник производства трамвайных вагонов «Уралтрансмаша» ответил на вопросы корреспондента «УралПолит.Ru»

Russia One – трамвай, созданный «Уралтрансмашем», стал главной новостью на Иннопроме-2014. Из-за непривычного для нас, русских, ультрамодного дизайна – как из фильмов фантастики – ему уже дали много прозвищ. Это и «трамвай Дарта Вейдера», и «айфон на рельсах», и «новый русский трамвай». Так ли он крут, как его описывают восхищенные блогеры, пользователи всемирной сети и посетители выставки?

Russia One – трамвай, созданный «Уралтрансмашем», стал главной новостью на Иннопроме-2014. Из-за непривычного для нас, русских, ультрамодного дизайна – как из фильмов фантастики – ему уже дали много прозвищ. Это и «трамвай Дарта Вейдера», и «айфон на рельсах», и «новый русский трамвай». Так ли он крут, как его описывают восхищенные блогеры, пользователи всемирной сети и посетители выставки? Какая начинка под тюнингованной оберткой, безопасен ли он, можно ли на нем ездить? Расположившись в комфортном салоне «космического» трамвая, корреспондент ИА «УралПолит.Ru» поговорил с одним из его разработчиков – начальником производства трамвайных вагонов ОАО «Уралтрансмаша» Николаем Кирносом. Все что вы хотели узнать про новый трамвай – в материале информационного агентства.

R1 вызвал очень бурную реакцию у людей, и в основном это положительные эмоции. Для вас это было ожидаемо или стало приятной неожиданностью?

Мы, конечно, ждали положительной реакции. Но даже предположить не могли, что наш трамвай вызовет интерес такого большого масштаба. Мы и хотели выпустить крутой и конкурентоспособный продукт, но не подозревали, что люди настолько бурно на него отреагируют.

Конкурентоспособный – в России или во всем мире?

В России аналогов ему нет, а в мире мы готовы конкурировать с такими производителями, как «Бомбардье», «Сименс». И по цене, и по качеству.

А сколько стоит R1?

Мы укладываемся примерно в 65 млн рублей, даже компания «Песа» выпускает подобные трамваи по 72 млн. Названная мной сумма – цена трамвая для серийного производства.

На Иннопроме было подписано соглашение о закупке трамваев к Чемпионату мира – 2018. Сколько таких будет ездить по Екатеринбургу?

Соглашением предусмотрено закупить 50 трамвайных вагонов.

Каждый по 65 миллионов рублей? Для города, выделявшего в прошлом году на один трамвай 30 млн рублей, это очень дорого. Будут скидки?

Будут разные лояльные системы оплаты, в рассрочку или по лизинговой системе.

Возможно ли уменьшить цену трамвая? В процессе разработки использовались решения, чтобы удешевить конечный продукт или же задачей было показать максимум, на что способна российская промышленность?

Конечно, удешевить можно. В серийном производстве будут такие же модели, но комплектация внутренняя будет зависеть от желания заказчика, а материалы возможны любые. Мы сэкономили только на том, что сделали почти весь трамвай сами, из наших материалов, только «гармошку» заказали в Германии и двери в Австрии. Данный трамвайный вагон, в котором мы сидим, создавался как топовая модель, в котором есть все: и полная система кондиционирования, и музыкальное оборудование, двери с сенсорными датчиками, камеры, мониторы, подогрев ступеней против наледи и еще много чего.

Из импортных комплектующих в трамвае только «гармошка»

Аналоги в мире есть, а что в трамвае уникально, чем не могут похвастаться другие?

Во-первых, как я уже сказал, цена ниже. Во-вторых, этот трамвай скоростной, с автономным ходом. Мы испытывали вагон на аккумуляторах, он пробежал 118 километров. Китайцы пытались повторить и сделать похожий трамвай на автономном ходу, но он у них не поехал. В-третьих – дизайн у нас уникальный, трамваев такой формы вообще в мире нет. Она выполнена в форме кристалла. А кабина трамвая сделана под отрицательным углом наклона.

А вдохновлялись чем? Дартом Вейдером?

Нет (смеется). Разработчики дизайна нашли прототип – в Чехии 60 лет назад ходили трамваи подобной формы, у них тоже был отрицательный угол наклона кабины водителя. Они взяли его за основу, а кристалл уже возник по мере создания, как дизайнерское решение.

Чем такой угол наклона лучше обычного варианта? Наблюдатели, наоборот, говорят, что это очень небезопасно.

Обзорность лучше. Часто водитель не видит людей, которые обходят трамвай спереди, а здесь будет видеть. В нашем трамвае слепая зона уменьшилась на 10–15 %. Это позволит сократить риск попадания людей под колеса и количество аварий с машинами, которые водитель обычного трамвая мог бы не увидеть.

Салон вагона выглядит комфортным, но достаточно тесным. На сколько человек он рассчитан?

220 человек, в обычном трамвае – 200. В серийном производстве будет 5 секций, этот трамвай покороче.

Новый трамвай рассчитан на большее число мест, чем обычные

А где место кондуктора?

В этой модели мы его не выделяли, в следующих – будет.

Такому современному трамваю нужен кондуктор вообще? Или будет электронная система оплаты проезда?

Пока думаем. Валидатор все же задуман в серийных вагонах, на время презентации решили его не ставить.

Одна из жалоб пассажиров екатеринбургских трамваев – зимой ездить в них холодно. Наверняка вы решили эту проблему.

Да, система отопления на серийных вагонах очень хорошая. Если включить на полную мощность, то зимой в трамвае можно в майке ездить. Также у нас есть подогрев порога при входе, где обычно в холод наледь образуется, что очень травмоопасно. В наших трамваях снег и лед сразу будут таять и стекать.

А что за волшебное антибактеральное покрытие на поручнях, о котором все говорят?

Это омедненные трубы и поручни, покрытие не стирается. А если сделать поручни полностью медными, то они прослужат лет 50, если не больше.

Антибактериальное покрытие долго не сотрется


Придется ли менять рельсы в Екатеринбурге под новый трамвай?

Нет, мы адаптировали этот вагон под традиционные тележки. Они все ходовые испытания прошли. Даже в Нижнем Новгороде, где мы тоже испытывали низкопольный трамвай предыдущей модели 71-409, ставшей базовой для R1, а там дела с трамвайными путями обстоят хуже. Размер колеи стандартный – 1524 см.

Сервис, техобслуживание будут осуществляться здесь?

Да, конечно.

А мыть его как будете?

Видимо, тряпочками, как перед презентацией на Иннопроме (смеется). Мыть его легко, он же гладкий, цельный, к тому же устойчивый к царапинам. Это композиционные материалы, они не царапаются. Главное, чтобы молодежь баллончиками не разрисовывала.

Это не выставочная модель, трамвай готов хоть сейчас ехать и собирать пассажиров?

Нет, это все-таки пока концепт, а на рельсы мы его поставим к маю следующего года. Трамвай будет состоять из пяти секций, а не из трех, как этот, испытания будут проходить в Волгограде.

Оттуда тоже сделали заказ к Чемпионату мира – 2018?

Пока они готовы покатать один трамвай в следующем году, а дальше, возможно, еще закажут.

Планируется ли экспорт трамваев за границу? Есть ли заказчики?

Пока нет, для привлечения заказчиков выставка и проводится.

Может быть, про него еще не узнали? Когда появилась идея этого трамвая?

В январе этого года.

Вы его сделали за полгода?!

Да, за шесть месяцев. Все гениальное – просто (улыбается). Трамваем, конечно, интересуются, и интерес растет по мере распространения информации, по стоимости он выгоднее, чем покупать аналоги за границей, поэтому, думаем, заказчики будут.

Каким будет следующий супертрамвай?

Будем дорабатывать этот до семи секций, чтобы больше людей вмещалось.

А вы представляете этот трамвай ездящим по Екатеринбургу? Под его внешность же полгорода нужно переделать. В стеклянный Гонконг он бы вписывался идеально, а в наш город?

Облик города меняется. Будут появляться здания типа «Хаятта» и «Высоцкого». К 2018 году все уже будет другое, трамвай впишется, а люди пусть заранее привыкают к лучшей, эстетически красивой технике.

Марина Третьякова

Подписывайтесь на ФедералПресс в МАХ, Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.