Top.Mail.Ru
Политика
Санкт-Петербург
0

Рынок туруслуг штормит. Эксперты говорят о жадности туристов и «расслабленных гайках»

Госдума хочет обязать турфирмы оплачивать отдых клиентов заранее

В последнее время новость о банкротстве очередной турфирмы уже не удивляет. На днях в Петербурге закрылось еще одно агентство – компания «Этюд». Это уже третья фирма, исчезнувшая с городского туристического рынка за последнюю неделю. За эти месяцы пострадали 65 тыс. россиян. Как считают в Российском союзе туриндустрии, последний летний сезон оказался более тяжелым, чем кризисный 2009 год. Между тем некоторые эксперты убеждены, что происходящее – не крах индустрии, а эволюция рынка.

В последнее время новость о банкротстве очередной турфирмы уже не удивляет. На днях в Петербурге закрылось еще одно агентство – компания «Этюд». Это уже третья фирма, исчезнувшая с городского туристического рынка за последнюю неделю. За эти месяцы пострадали 65 тыс. россиян. Как считают в Российском союзе туриндустрии, последний летний сезон оказался более тяжелым, чем кризисный 2009 год. Между тем некоторые эксперты убеждены, что происходящее – не крах индустрии, а эволюция рынка. Но в чем же все-таки причина вереницы банкротств и как планирует с этим бороться государство – в материале «ФедералПресс».

 

Очередное турагентство в Петербурге закрыло свои двери

С середины лета, в самый разгар туристического сезона, шесть российских туроператоров сообщили о приостановке деятельности. Первой стала одна из старейших российских фирм – петербургский туроператор «Нева». Затем последовали «Роза ветров Мир», «Экспо-тур», «ИнтАэр» и «Нордик Стар». Самый громкий скандал связан с банкротством туроператора «Лабиринт», о котором стало известно 2 августа. Из-за разорения компании около 30 тысяч туристов из России не могли вернуться в Россию или вылететь на отдых.

Офис очередного турагентства под названием «Этюд» на днях закрылся в Петербурге. Агентство располагалось на Васильевском острове и на Сенной площади. Телефоны компании звонят без ответа, не выходит на связь и директор фирмы Ирина Леднева. Информацию о банкротстве «Этюда» и возможном исчезновении его руководителя подтвердили в Северо-Западном отделении Российского союза туриндустрии. О случившемся уже уведомлены правоохранительные органы, а в полицию поступило надлежащее заявление.

В пресс-службе Ростуризма «ФедералПресс» сообщили, что жалобы от туристов по поводу приостановки деятельности «Этюда» поступают: «Тревожные звонки уже начались. Некоторые фирмы, конечно, откровенно говоря, уходят крайне некрасиво, не выполняют своих обязательств. В таких ситуациях должны разбираться только правоохранительные органы». Точное количество пострадавших пока не уточняется.

Только за эту неделю «Этюд» стал третьим турагентством в Северной столице, к которому потребители предъявляют претензии в связи с неисполнением обязательств. Как ранее писал «ФедералПресс», 12 августа исчезла директор туроператора «Ветер странствий» Любовь Агафонова. 15 августа закрытыми дверями туристов встретил офис турагентства «Формула хорошего отдыха».

По данным Следственного комитета, обанкротившиеся «Лабиринт», «Роза ветров Мир», «Идеал-тур», «Нева» и «Экспо-тур» заключали договоры с авиакомпанией, гарантируя перевозчику предоставить определенное количество туристов. Аналогичные договоры заключаются с отелями. Но далеко не все выполняли это условие. И в итоге у туроператоров образовался ком долгов перед партнерами. Владельцы фирм знали о больших неоплаченных счетах и не могли погасить долги из своих средств, но продолжали продавать гражданам путевки. В отношении вышеупомянутых туроператоров возбуждены уголовные дела. Кроме того, по версии следствия, компания «Лабиринт» похитила у клиентов не менее 100 млн рублей, заранее не собираясь выполнять свои обязательства. Другие компании проверяются.

Как ранее сообщили в Ростуризме, от прекращения деятельности ряда российских туроператоров этим летом пострадали в общей сложности около 65 тыс. человек.

Ростуризм сможет проводить проверки сомнительных туроператоров

Депутат Госдумы Алексей Журавлев предложил внести поправки в закон «Об основах туристической деятельности». Речь идет о норме, оговаривающей сроки выдачи туристу документов об оплате услуг отелей и авиаперевозчиков. То есть, по сути, обязать турфирмы оплачивать все услуги в другой стране заранее, чтобы даже в случае банкротства фирмы турист смог вернуться домой без дополнительных трат.

«Туристы, выезжая на отдых, зачастую не имеют информации об оплате турфирмой транспортных и гостиничных услуг. Перечень существенных условий договора, заключаемого с туроператором, предлагаю дополнить требованиями информирования клиента о сроке представления сведений об оплате услуг третьих лиц. В ином случае туристы вправе требовать расторжения договора», – пояснят автор поправок.

В планах депутатов наделить Ростуризм правом надзорно-контрольных функций, которое позволит проверять туркомпании и в случае необходимости исключать их из реестра. Ведомство сможет проводить проверки сомнительных туроператоров, запрашивать финансовую информацию и итоги аудита, который Ростуризм предлагает обязать турфирмы проводить регулярно. Также хотят увеличить ответственность руководителей турфирм вплоть до временного запрета на занятие профессиональной деятельностью.

По словам заместителя председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Дмитрия Савельева, нужно законодательно отрегулировать договоры воздушного чартера: «Отвечать должны и перевозчики. Пусть они сами утрясают финансовые проблемы с турфирмами, а не перекладывают это на людей, которые честно заплатили свои деньги. Если же договор чартера не выполнен, то у перевозчика надо отбирать лицензию».

Вукелик: это не крах, а эволюция рынка

Сегодняшняя непростая ситуация на туристическом рынке поставила под удар репутацию всей отрасли в России. Как считают в Российском союзе туриндустрии, последний летний сезон оказался более тяжелым, чем кризисный 2009 год.

На очередной встрече с журналистами министр культуры Владимир Мединский заявил, что комплекс проблем, приведший к текущему веерному банкротству туроператоров, в основном обеспечили «жадные туроператоры» и «жадные туристы»: «Причина кризиса на рынке заключается в политике демпинга, который проводят туркомпании, а также в жадности покупателей туристических услуг, выбирающих самое дешевое. Экономя каждую копейку, наш турист никогда не потратит лишний процент на страховку собственной путевки. Он будет сидеть в аэропорту в Тунисе и ждать, когда государство, не несущее формально никакой ответственности за бизнес-отношения между туристом и туркомпанией, будет за свой счет его вытаскивать. При этом каждый из нас может застраховать собственную путевку от любых рисков, это стоит до 2 % стоимости всего тура. Лучший способ решения данных проблем – «закрутить гайки»: увеличить фингарантии туроператоров, сделав их банковскими, а также повысить размер ежегодных взносов в «Турпомощь».

Среди причин закрытия туроператоры указывают резкое падение спроса в связи с ростом курса валют, демпинг со стороны некоторых фирм, а также возросшую самостоятельность туристов, предпочитающих организовать отпуск без помощи специалистов.

Генеральный директор и владелец фирмы «Нева» Максим Пирогов ранее на пресс-конференции рассказал журналистам, что одной из причин трудностей, с которыми столкнулась компания, можно считать плохой туристический сезон: «За первое полугодие наши доходы упали на 25 %, в том числе из-за регламента выезда за границу госслужащих и представителей силовых структур, также на это повлияла общая экономическая ситуация. Причины кризиса турфирмы и в общеэкономической ситуации, падении курса рубля и отсутствии роста доходов граждан РФ».

Негативно влияет на деятельность туриндустрии и отношение зарубежных партнеров. Принося извинения туристам, оставшимся по вине компании без жилья на одном из греческих островов, на своей странице в социальной сети представители «Невы» писали: «Нельзя не упомянуть, что из-за нынешних проблем между Россией и Европой некоторые наши зарубежные партнеры стали особенно остро реагировать на малейшие задержки денежных поступлений».

Профессор экономики Европейского университета Санкт-Петербурга Андрей Заостровцев на днях вернулся из поездки в Друскининкай и рассказал: «Российских туристов на юге Литвы было заметно меньше, чем обычно. Это связано, во-первых, с падением курса рубля. А во-вторых, как вы знаете, силовикам, включая сотрудников прокуратуры, судей, военных и так далее – запрещено выезжать за границу. А раньше они выезжали за границу с семьями. И поскольку у нас чуть ли не каждый пятый взрослый мужчина – силовик, то это и привело к нынешнему результату. Цепь банкротств имеет кумулятивный эффект – когда рушится что-то одно, оно увлекает за собой и то, что находится рядом. Страховые в том числе».

Директор петербургского филиала Высшей школы экономики Александр Ходачек в свою очередь отмечает: «Сейчас наступил такой момент, когда сложились несколько факторов кризиса. Действительно, были вынуждены отказаться от зарубежных турне сотрудники силовых ведомств и члены их семей. Кроме того, с развитием Интернета появилось большое количество предложений по самостоятельным путешествиям. Люди стали активно пользоваться дискаунтерными перевозчиками, осуществляющими рейсы через аэропорты европейских стран. Многие российские турфирмы предлагали клиентам значительно более высокие цены за услуги в сравнении со своими западными конкурентами. В результате россияне все активнее начали связываться с зарубежными отелями и кемпингами напрямую. Эти факторы и привели к тому, что акционеры ряда туристических фирм пришли к выводу, что их бизнес становится убыточным, и решили свернуть деятельность. Рискам оказаться на грани банкротства подвержены, в первую очередь, небольшие туристические фирмы».

Директор по маркетингу и продажам TUI Ивор Вукелик считает, что паниковать не стоит: «Ничего катастрофического сейчас не происходит: это не крах, а эволюция рынка – абсолютно нормальный процесс. В нашей стране сейчас слишком много туроператоров, и далеко не все могут твердо стоять на ногах и обеспечивать клиентам качественный отдых. Какое-то время таким туроператорам удавалось держаться на плаву, но этот сезон выявил все ошибки и проблемы в бизнесе, в итоге эти компании уходят. Открыть турагентство и начать брать с людей деньги за туры может каждый, не нужно получать лицензию, предоставлять финансовые гарантии надежности, доказывать, что ты профессионал и сможешь предоставлять клиенту качественные услуги.  В итоге клиенты часто получают сервис очень низкого качества. Но при этом потребности клиентов и их ожидания растут, клиенты «взрослеют» и хотят сервиса совсем другого уровня. Поэтому в ближайшие годы можно ожидать консолидации не только среди туроператоров, но и в ретейле. Это приведет к тому, что на рынке останутся только профессионалы».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями СЗФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.