Руководитель архбюро Bernaskoni, член градсовета «Сколково» Борис Бернаскони рассказал о своем опыте участия в так называемом «пермском культурном проекте». Напомним, Борис Бернаcкони стал победителем долгого конкурса на проект нового здания галереи, результаты которого в конечном итоге были отменены, как считается, лично тогдашним губернатором Пермского края Олегом Чиркуновым.
Руководитель архбюро Bernaskoni, член градсовета «Сколково» Борис Бернаскони рассказал о своем опыте участия в так называемом «пермском культурном проекте». Напомним, Борис Бернаcкони стал победителем долгого конкурса на проект нового здания галереи, результаты которого в конечном итоге были отменены, как считается, лично тогдашним губернатором Пермского края Олегом Чиркуновым.
В своей статье для журнала «Большой город» Бернаскони описывает динамику развития своих отношений с пермским культурным проектом как таковым и экс-губернатором Олегом Чиркуновым в частности.
«Мои отношения с городом развивались так. В 2008 году я выиграл конкурс на Пермский музей, после чего наш проект три года пролежал на полке. Конечно, архитектура — вещь долгая, заказчику бывает нужно подумать — кому-то три года, а кому 50, но в какой-то момент я связался с губернатором Перми Олегом Чиркуновым и сказал ему: «Олег Анатольевич, давайте уже построим здание. Конкурс прошел, пора строить». Он очень захотел подключить к строительству Петера Цумтора, который в конкурсе на этот проект был председателем жюри. Я согласился отдать Цумтору проектирование небольшого отдельно стоящего здания, в котором бы находились деревянные боги. Мы встретились с Цумтором обсудить комплекс из наших проектов, и вдруг он мне сообщает: «Ты знаешь, я подумал, что должен делать весь музей сам». Я ему ответил, процитировав статью Ревзина: «Петр, — говорю, — мне кажется, это странно. Ты председатель жюри. Это все равно как если бы ты был судьей чемпионата мира по футболу: представь, финал, я забил уже пять голов, и вдруг ты бросаешь свисток, отбираешь у меня мяч и начинаешь забивать в другие ворота, а потом хватаешь кубок и бежишь с ним на пьедестал. Я разочарован». На что он говорит: «Хочешь, я прямо сейчас уеду?» Я сказал, что против не буду. Но он не уехал и начал проектировать музей», — пишет Бернаскони.
Кроме того, как пишет архитектор, его бюро сделало еще два проекта для Перми: фестиваль «Белые ночи» по заказу Марата Гельмана и реконструкцию бульвара. Но когда проекты уже были готовы, Бернаскони… попросили вернуть деньги. Теперь по этим делам идут суды: две инстанции архбюро уже проиграло, теперь дело ушло в Москву.
«Уже в конце пермской эпопеи я написал Чиркунову письмо, в котором попросил объяснить, как же так случилось, что они у меня отняли все деньги, отняли победу и отдали мой проект председателю жюри. В ответе он выразил удивление — он думал, что мы друзья, а я ему пишу такие неприятные письма. Смешная реакция», — пишет Бернаскони.
Завершая рассказ о своей работе в пермском культурном проекте, архитектор отмечает, что за пять лет существования проекта можно было построить два-три новых здания. «Проект «Пермь» — это чудовищный позор, — заявляет он. — Не буду говорить, что это позор Чиркунову, Мильграму и Гельману. С ними и так все ясно. Позор всем тем, кто был в этом задействован, кто поддерживал проект, ездил туда — мы все помогали этому позору осуществиться, и я в том числе».
Напомним, несмотря на неоднократные заявления и обещания экс-губернатора Олега Чиркунова, начало которым было положено еще в 2004—2005 годах, нового здания у Пермской художественной галереи так и нет. Галерея располагается на площадях, переданных Пермской епархии Русской православной церкви. Новый губернатор Пермского края Виктор Басаргин заявляет, что проблема будет решена в ближайшие годы.