Сегодня, 24 февраля, в Международный день политконсультанта «ФедералПресс.Юг» решил выяснить, как обстоит дело с рынком политического консалтинга в Ростовской области, какие тенденции на него влияют, кого признают главными игроками этой непубличной сферы и как оценивает успехи коллег их земляк, а ныне видный кубанец Николай Петропавловский. Подробности – в материале экспертного канала.
Сегодня, 24 февраля, в Международный день политконсультанта «ФедералПресс.Юг» решил выяснить, как обстоит дело с рынком политического консалтинга в Ростовской области, какие тенденции на него влияют, кого признают главными игроками этой непубличной сферы и как оценивает успехи коллег их земляк, а ныне видный кубанец Николай Петропавловский. Подробности – в материале экспертного канала.
История
Эксперты отмечают, что ростовский рынок политконсалтинга, как и любой рынок, подвержен колебаниям, связанными с конъюнктурой. Так, по словам известного ростовского политического консультанта Влада Волкова, если в 90-е годы это был рассвет, то нулевые таковыми уже не являлись. Успешно сегодня работающие специалисты на рынке политконсалтинга пришли как раз в период рассвета.
«В 90-е годы было модно говорить о развитии гуманитарно-технологической составляющей, – вспоминает Влад Волков в беседе с корреспондентом «ФедералПресс.Юг», – о том, что коммуникация, в том числе и политическая, должна строиться профессионалами. В нулевые произошли перемены – политтехнологи стали более «сервисными» людьми, а политики стали воспринимать их более приземленно. Эта тенденция есть и сейчас, но это не навсегда». Сегодня же притока молодежи нет совсем. «Потому что никто в здравом уме и трезвой памяти не пойдет в политконсультанты, зная, что выборы раз в году», – уверен собеседник.
По словам экспертов, абсолютное большинство специалистов, формировавших рынок ростовского политконсалтинга, определявших его уровень, были выпускниками Ростовского университета. «Этот вуз заслуженно считался одним из лучших в стране, – говорит генеральный директор фонда «Прикладная политология» Сергей Смирнов. – Плюс изначальная самодостаточность ростовчан (а я неоднократно сталкивался с мнением, что Ростов – это один из семи–восьми российских городов, жители которых не испытывают комплекса провинциализма), плюс ростовский менталитет (у нас всегда предпочитали договариваться, умели находить точки соприкосновения) – это и стало основой того, что в нашей области сформировалась сильная база собственных политтехнологов».
Хотя, по наблюдениям эксперта, в отличие от некоторых других регионов она не трансформировалсь в некую «школу» или корпорацию. «Да и саморекламой во всех ее проявлениях, начиная от книг вроде «Как победить на выборах» (хотя один из ее авторов – Николай Петропавловский – как раз из Таганрога) и заканчивая проведением конференций/симпозиумов, практически никто из моих коллег не грешил, – добавляет собеседник. – И зачем, ведь даже кандидат может не знать, благодаря кому он победил на выборах, главное, чтобы об этом знал инвестор».
По словам Сергея Смирнова, донские политтехнологи «саморекламой практически не грешат»
«В Ростовской области всегда было немало эффективных политконсультантов (хотя мне больше нравится термин «политтехнолог»). Поэтому еще с 90-х годов практически все выборные кампании проходили без участия коллег из Москвы или других регионов», – отмечает в интервью для «ФедералПресс.Юг» Сергей Смирнов. Первые выборы для самого эксперта прошли в 1990 году, когда в Ростове впервые на альтернативной основе избирали депутатов горсовета. «При этом ростовские специалисты давно и успешно работают на выборах как в других российских регионах (в том числе в Москве), так и в ближнем зарубежье (в основном в Белоруссии и Украине)», – добавил собеседник.
«К сожалению, в силу объективных причин политконсультанты и политтехнологи последние десять лет не были востребованы в стране, – отметил в беседе с корреспондентом экспертного канала депутат заксобрания Краснодарского края, известный политтехнолог Николай Петропавловский, – поэтому большинство моих коллег, с которыми мы начинали работать очень давно, были вынуждены мигрировать в другие смежные виды деятельности».
В результате поле политконсалтинга и политтехнологий заняли люди, которые имеют весьма смутное представление, о чем идет речь, считает эксперт. Это, по его мнению, и привело к выхолащиванию профессии, занижению ее статуса и появлению случайных людей, что является общероссийским трендом. «С другой стороны, в последнее время политическая жизнь активизируется, во многом благодаря компетентным в этой сфере людям», – говорит Петропавловский. По его словам, теперь рынок находится в фазе неороста. «Возникает востребованность, в том числе и у донских коллег, в этом направлении. Я надеюсь, что все колебания сойдут на нет, рынок устаканится и специалисты будут уже востребованы постоянно, а не только в рамках избирательных кампаний, как это сейчас происходит».
Современное положение
«Сейчас мы сталкиваемся с тем, что на рынке очень мало тех, кого можно назвать «политическим консультантом», – говорит Влад Волков. Так, например, по словам эксперта, «Единая Россия» породила много партийных организаторов, похожих с виду на политтехнологов, но, конечно, не являющихся ими.
«Изменения в сфере ростовского политконсалтинга являются во многом отражением или локализацией общероссийских перемен», – отмечает Смирнов. После отмены выборов глав регионов, депутатов-одномандатников Государственной думы, перехода к смешанной системе избрания депутатов областного заксобрания рынок политконсалтинга (а он был фактически рынком предвыборного консалтинга) существенно сузился. Часть политтехнологов ушла в другие сферы деятельности, часть превратилась в «партийных политтехнологов». «Третьи, в том числе и я, стали работать с заказчиками не только три–четыре месяца перед днем голосования, но и четыре–пять лет после него, – рассказал Смирнов. – Поэтому переход к двум дням голосования, а потом и к одному единому мои коллеги пережили достаточно безболезненно».
При этом сами предвыборные кампании, как заявил собеседник, во всяком случае, многие из них стали более высокотехнологичными и эффективными. «Этому способствовало и частое участие в предвыборных кампаниях за пределами области, и России в целом, поскольку это был новый опыт, новые контакты, возможность отработать «старые» технологии, методики и приемы в новых условиях», – пояснил Смирнов.
«Ростовская область с ее политическими процессами мне очень близка, в силу того, что я много проработал в Таганроге, как раз в статусе политического консультанта, – рассказывает Николай Петропавловский. – Мне грустно наблюдать за процессами стагнации, которые сейчас происходят в этом виде деятельности у коллег».
Известный политтехнолог Николай Петропавловский поделился, что Ростовская область ему очень близка
Петропавловский предложил посмотреть в топ российских политновостей и вычеркнуть оттуда Москву и Питер, чтобы понять, кто является федеральными ньюсмейкерами в области политконсалтинга и политтехнологий. «Это ребята из Заурала, – констатирует собеседник. – Поэтому я снимаю шляпу перед ними и огорчаюсь из-за Ростовской области – последние несколько лет у них не получалось создавать новости федерального масштаба». По словам эксперта, это кризис. «Но кризис они переживут, – уверен Петропавловский. – Дон – замечательная территория России, и она должна занять и в экономике, и в политконсалтинге положенное ей место».
Влияние политконсультантов
«На мой взгляд, влияние политконсультантов преувеличено, – говорит Константин Куликов, генеральный директор «Консалтинговой компании «МедВедь». – Есть отдельные успешные проекты, есть отдельные компании, но нет общей стратегии развития».
В то же время известный ростовский политтехнолог Юрий Гиренко подчеркивает: «Влияние политконсультантов никогда не бывает заметным. Те, кто громко себя подают, как правило, ничего не значат. Те, кто имеет влияние, громкости избегают. По существу же, элиты Ростовской области всегда старались держать политконсультантов в некотором отдалении». А сейчас, по мнению эксперта, эта тенденция усилилась: прислушиваются только к тем, кто на окладе. «Притом в очень ограниченных рамках – мнение подчиненных у нас никогда не было значимым для начальства. А мнения сторонних экспертов просто не существует», – заключает собеседник.
По мнению Константина Куликова, влияние политических консультантов преувеличено
Сергей Смирнов не соглашается с Гиренко: «Мнение о том, что ростовские элиты всегда предпочитали держать политтехнологов в некотором отдалении, глубоко ошибочно. И власть, и реальная оппозиция, и политизированный бизнес всегда активно и умело (что очень важно) пользовались услугами политтехнологов». При этом, по наблюдению собеседника, происходила своеобразная диффузия: некоторые чиновники с течением времени становились высококлассными политтехнологами (таким был, например, бывший заместитель губернатора Сергей Кузнецов), а некоторые политтехнологи становились, хоть и на время, чиновниками (например, Валерий Чирков или Андрей Рывин)».
По мнению руководителя информационно-аналитического отдела Ростовской гордумы Андрея Рывина, в сезон проведения предвыборных кампаний влияние политконсультантов весьма ощутимо. «На каком-то зачаточном уровне наши политики пользуются услугами политконсультантов и вне предвыборного времени», – отметил чиновник в комментарии для «ФедералПресс.Юг».
По мнению Смирнова, влияние политконсультантов на политику в области, как правильный макияж, не должно быть заметно.
Лица
Такие политтехнологи, как Волков и Гиренко, предполагают, что на Юге России немного представителей рынка политконсалтинга. «В Ростовской области не столько местных политконсультантов много, сколько приезжих мало, – отмечает в беседе с корреспондентом «ФедералПресс.Юг» Гиренко. – Потому что ростовский заказчик довольно скуп – и эта южная прижимистость делает регион не очень привлекательным рынком».
Юрий Гиренко говорит, что донской рынок политконсалтинга не слишком привлекателен для приезжих специалистов из-за «южной прижимистости»
«В Краснодарском крае, где я тоже периодически работаю, таких специалистов еще меньше, – добавляет Волков. – Как это ни парадоксально. Я не имею в виду тех, кто пришел случайно, на полгода». На Кубани выдающейся фигурой эксперт бы назвал своего земляка Петропавловского. «Хоть Петропавловский сам себя и не называет политтехнологом – он говорит, что он «социальный инженер», но от этого мало что меняется, – смеется в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс.Юг» эксперт. – Тем не менее, он достаточно впечатляющий технолог».
Волков также отметил и политтехнолога Дениса Парамонова. Хотя он живет в Москве, но периодически участвует в донских кампаниях.
Олег Гаврюшенко, ростовский юрист (работает в избирательных кампаниях), также отметил Дениса Парамонова как выдающегося ростовского политконсультанта, но добавил, что его, скорее, следовало бы назвать московским политконсультантом по Ростовской области. «Вот если бы вы спросили меня про политтехнологов, то здесь бы среди живых я отметил: Влада Волкова, Игоря Тюрина, Алексея Синельникова, Алексея Федорова, Олега Гридина, Бориса Свиридова и Сергея Смирнова», – добавил Гаврюшенко.
«Я пользуюсь советами и оценкой нескольких ростовских специалистов, – поделился с «ФедералПресс.Юг» эксперт Фонда политической культуры (Ростов) Алексей Синельников. – По анализу ситуации в разных участках спектра это Артем Дерипалка (Гражданская платформа), Роман Базиков (КПРФ), Сергей Смирнов (ЕР), Сергей Косинов (СР), Алена Рудько (гражданское движение вокруг темы «честные выборы»). В вопросах юридического сопровождения чаще других обращаюсь к Олегу Гаврюшенко». Видного политтехнолога эксперт затруднился назвать: «Это как-то очень смешно звучит. Это кто-то в спецовке забрался на фортепьяно». А заметными политологами собеседник назвал бы Максима Федоренко, Алексея Федорова, Сергея Смирнова, Александра Джадова и Дмитрия Абросимова: «Они действительно на виду и предпринимают усилия для того, чтобы формировать какую-то «публичную повестку дня».
Алексей Синельников: «Видный политтехнолог» звучит смешно»
Свободный уральский политтехнолог Гульнара Андросова в беседе с корреспондентом «ФедералПресс.Юг» отметила политконсультанта Юрия Гиренко: «Он очень известен и уважаем в профессиональной среде, ежегодно его включают в рейтинг Избаса в 50 лучших политтехнологов России».
«Я не хочу называть имена, – отказал в просьбе перечислить заметных политконсультантов Юрий Гиренко, – одного назовешь, другой обидится. Чтобы уж обидеть всех поровну, скажу, что самым видным политконсультантом области считаю себя».
«Видным политконсультантом можно назвать Сергея Смирнова», – уверен Константин Куликов. – Опыт работы, проекты, устойчивая связь с властными структурами и опыт...».
Сергея Смирнова отметил и руководитель информационно-аналитического отдела Ростовской гордумы Андрей Рывин.
Сам Смирнов, входящий уже второй год в топ-100 Избирательной ассоциации, считает заметными фигурами на рынке политконсалтинга Александра Мамитова, Юрия Гиренко, Романа Базикова и Олега Пахалкова. «Они регулярно попадают во всевозможные рейтинги, как региональные, так и федеральные, – поясняет Сергей. – А есть те, кто по каким-то причинам остается в тени, например, Алексей Синельников, с которым я неоднократно работал на выборах в России и в Украине. Или Светлана Мананкина. Кто-то уже ушел из нашей профессии, но оставил в ней заметный след, например, Валерия Байкеева или Семен Есельсон».
Отмечать День политконсультанта не собираются ни Волков, ни Андросова, ни Гиренко. Влад Волков добавил: «Я, безусловно, поздравлю своих коллег. Хотелось бы это сделать и через вас». Алексей Синельников лишь на днях узнал о существовании этого праздника. «Будет ли концерт в Колонном зале?» – поинтересовался он у корреспондента «ФедералПресс.Юг». Зато Сергей Смрнов собирается праздновать. «Мы, конечно же, соберемся нашей «командой», со многими из членов которой я работаю еще с 1993 года, – поделился эксперт. – И, конечно же, поздравим наших коллег. А вот как – это пока секрет».