Комитет Государственной думы по обороне проведет в четверг, 11 апреля, парламентские слушания на тему «Возобновление производства МиГ-31: реальность и перспективы». Вопрос вернули в информповестку уральские депутаты от КПРФ. По их мнению, сегодня весь север УрФО, а это – половина российской нефти и почти весь газ – оказался беззащитным перед возможной ракетной атакой.
Комитет Государственной думы по обороне проведет в четверг, 11 апреля, парламентские слушания на тему «Возобновление производства МиГ-31: реальность и перспективы». Вопрос вернули в информповестку уральские депутаты от КПРФ. По их мнению, сегодня весь север УрФО, а это – половина российской нефти и почти весь газ – оказался беззащитным перед возможной ракетной атакой. Какое отношение к проблеме имеет маленький сибирский городок Югорск-2 и какова позиция военных, разбирался корреспондент «УралПолит.Ru».
Вопрос о воздушной безопасности северных территорий ХМАО-Югры и ЯНАО впервые за последние 15 лет был публично поднят осенью 2012 года представителями КПРФ, когда ее кандидатом в мэры города Советского стал пилот одной из газодобывающих компаний Алексей Савинцев. Выяснилось, что среди пилотов служебных воздушных судов нефтегазовой отрасли до сих пор встречаются бывшие летчики-истребители ныне расформированного 763 истребительного авиаполка первой линии, до 1998 года базировавшегося в соседнем с Советским Югорске-2. Полк был укомплектован 30 (по другим данным – 40) МиГами-31.
Как рассказал «УралПолит.Ru» один из бывших летчиков, возможности расположенного в Югорске-2 авиаполка были уникальны: уже через 15 минут после взлета МиГ-31 в случае боевой тревоги мог достичь Обской губы. Напомним, МиГ-31 является перехватчиком четвертого поколения, способным развивать скорость до 3000 км/ч и находиться в воздухе без дозаправки более 3,5 часа. Самолет предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на предельно малых, средних и больших высотах, днем и ночью, в сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных помех, а также ложных тепловых целей. Группа из четырех самолетов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяженностью по фронту 800–900 км. Кроме того, в Югорске-2 была взлетно-посадочная полоса длиной 2500 метров и шириной 44 метра, покрытая плитами производства «Курганстальмоста», способная принимать любой тип самолетов.
По словам бывших летчиков, боеготовность размещенного в Югорске-2 полка находилась на крайне высоком уровне и составляла около 95 %. Но в 1998 году полк расформировали, плиты с ВПП растащили, военный городок стоит в развалинах, а летчики-снайперы подались в частные авиаструктуры. Многие из них и сейчас были бы рады заняться обучением новых пилотов МиГов, но не видят заинтересованности в этом со стороны государства. Вместе с тем они отмечают, что качество подготовки военных летчиков в постсоветское время заметно ухудшилось. Напомним, в сентябре 2011 года в Пермском крае потерпел катастрофу МиГ-31, приписанный к аэропорту Большое Савино, экипаж погиб.
По мнению депутата Госдумы от Тюменской области и ХМАО-Югры Вячеслава Тетекина, сложившаяся ситуация в высшей степени опасна для государства, о чем он и заявил на одном из последних заседаний комитета ГД по обороне. Тетекин напомнил, что нефтегазовый Север, особенно Югра и Ямало-Ненецкий автономный округ, могут стать одной из основных целей нападения вероятного противника.
«Группа американских ученых, о которых рассказывал адмирал Комоедов, подготовила доклад о том, что всю Россию бомбить необязательно: есть 12 основных целей, по которым нужно нанести удар, и государство будет повержено, – заявил депутат. – Насколько прикрыт и защищен ли вообще север нашей страны? Сегодня состояние противолодочной обороны находится на недопустимо низком уровне. Предположим, что несколько американских ударных подводных лодок, на каждой из которых по 154 «Томагавка», выйдут в Северный Ледовитый океан, подойдут к нашим берегам и произведут залп. Чем мы сможем поймать эти ракеты? Раскидывать там 300-й, 400-й комплексы – безнадега полная. Ибо при всем радиусе их действия такие большие пространства не перекроешь. Поэтому вся надежда на МиГ-31. Только с помощью этих перехватчиков сегодня можно остановить массированный налет крылатых ракет. В каком состоянии находится ныне парк истребителей МиГ-31? Ближайший, на мой взгляд, авиаполк (бывший 764-й) стоит в Перми (Большое Савино). Однако пока оттуда взлетят, пока долетят, уже все будет кончено».
Тюменского депутата поддержал коллега из Свердловской области Павел Дорохин. «Вспомните, как была уничтожена Югославия! С воздуха и, немаловажно, с больших высот. Авиаудары НАТО были точечными, а цели всем известны, – цитирует депутата пресс-служба КПРФ. – В настоящее время окончательно закрыто производство сверхзвукового всепогодного истребителя-перехватчика МиГ-31. Предприятия перестали получать заказы, люди, работающие на этих предприятиях, теряют работу. Но это еще не все: специалистами отмечаются превосходные тактико-технические данные истребителя, которые до сих пор значительно превышают по своим параметрам современные зарубежные аналоги. В мире нет и не было аналога МиГ-31», – заявил депутат.
В то же время руководство ВВС находит опасения депутатов от КПРФ необоснованными и заявляет о необходимости сосредоточить силы на разработках новых моделей истребителей серии Су, а не реанимировать старые. Так, главнокомандующий ВВС России Виктор Бондарев в ходе совместного заседания комитета по обороне и фракции КПРФ подчеркнул, что МиГ-31 морально устарел. «Перспективный был в свое время, разрабатывался в 60-е годы, эксплуатировался в 80-х годах. Сейчас для восстановления производства понадобится 25 миллиардов рублей, не проще ли дождаться Су? Производить самолет 60-х лет нет смысла – личное мнение», – заявил он.
Бывший главнокомандующий Военно-воздушными силами России Владимир Михайлов отметил, что технологические показатели Су значительно превышают показатели МиГа, но сейчас надо рассматривать проблему уничтожения оборонных предприятий. «МиГ был прекрасной машиной, но это уже прошлое», – заявил он.
Напомним, новейший российский истребитель Су-35 впервые будет продемонстрирован за рубежом – на 50-м авиасалоне в Ле Бурже (Франция). Авиационный салон состоится в июне этого года. Об этом сообщил 5 апреля официальный представитель Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Борис Крылов.
Руководитель пресс-службы Центрального военного округа Ярослав Рощупкин, комментируя «УралПолит.Ru» заявления депутатов Госдумы, заверил, что они заблуждаются. «Все важные объекты, тем более такие стратегически значимые, постоянно находятся под защитой и наземных, и воздушных сил. У вашего источника сведения как минимум на несколько лет устарели», – заявил он, добавив, что только за последний год появилось несколько новых точек базирования авиации, но деталей раскрывать не стал.
Какое решение будет принято относительно возобновления производства МиГов, читайте в следующих материалах «УралПолит.Ru».