Top.Mail.Ru
Политика
Новосибирская область
0

Анатолий Дюбанов: Новосибирская область – чемпион в сфере развития электронного правительства

На протяжении последнего периода Новосибирская область входит в число регионов-лидеров по развитию проекта «Электронное правительство». Это регулярно отмечает федеральный центр. В регионе удалось наладить системную работу с сотнями муниципальных образований и перейти к автоматизации бэк-офиса органов власти.

На протяжении последнего периода Новосибирская область входит в число регионов-лидеров по развитию проекта «Электронное правительство». Это регулярно отмечает федеральный центр. В регионе удалось наладить системную работу с сотнями муниципальных образований и перейти к автоматизации бэк-офиса органов власти. Подробнее об этом корреспонденту «ФедералПресс.Сибирь» рассказал руководитель департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области Анатолий Дюбанов.

Анатолий Васильевич, федеральный центр традиционно хорошо отзывается о новосибирской ИТ-индустрии. Недавно заместитель главы Минкомсвязи Марк Шмулевич назвал область лидером в этой сфере. Какие первоочередные меры поддержки ваш департамент готовит для Академпарка и отрасли в целом?

Кстати, вы знаете, что Новосибирск и Самара получили в этом году субсидии на развитие технопарков, потому что только здесь есть понимание того, в каком направлении оно должно происходить и куда мы должны двигаться, есть сформулированные цели и компетенции, востребованные рынком? Эти компетенции не появляются на пустом месте, не возникают в течение нескольких лет. Они возникли исторически – на базе НГУ в Академгородке и наших технических вузов – в городе.

Мое твердое убеждение, что основа для развития Академпарка – это автоматизация госсектора. Во-первых, это направление, где государство выступает в роли заказчика, а во-вторых, это развитие сферы свободного программного обеспечения (СПО). Бизнес идет от сервисной модели, ему не важно, свободный софт или нет, он ориентирован на выполнение своих задач с учетом надежности. Да и написать для него продукт СПО очень сложно: задачи компании постоянно меняются, ситуация развивается динамично. В то же время гораздо понятнее, какое программное обеспечение необходимо чиновнику, каким требованиям оно должно соответствовать: в первую очередь, это работа с документами, а также движение и обработка корреспонденции.

На Западе давно это поняли…

Да, в Европе больше 80 % продуктов, используемых чиновниками, создано на основе свободного программного обеспечения. Это низкозатратное общеэффективное направление.

И что же нужно сделать для развития СПО?

Я считаю, что если государство не будет заказывать на базе СПО продукт для себя, то оно никакого развития не получит. Здесь ситуация закольцована. На начальном этапе развития СПО компетенций в этой сфере практически нет. Специалистов – условно «три человека», и они стоят дороже, чем привлечение Microsoft. С развитием спроса начинается рост компетенций, увеличение числа компаний-игроков, и, соответственно, стоимость их услуг падает. Но кто-то должен сделать первый шаг. И этот шаг – за государством.

Что же именно предполагается разработать ИТ-компаниям?

Тематика дня сегодняшнего – автоматизация обработки заявлений на различные услуги. По моему мнению, эти продукты должны создаваться на принципах СПО, алгоритмы – размещаться для использования всеми желающими в специализированном фонде. Государственные деньги тратятся в какой-то точке, например, в Новосибирской области – пожалуйста, весь российский госсектор должен иметь доступ к этим наработкам. Подобный банк планируется создать на федеральном уровне, но пока этого до сих пор не сделано.

Но что-то уже создано? Есть ли у региона какие-то конкретные продукты и компании?

Большой объем работ у нас был связан с решением под общим названием МАИС – Межведомственная автоматизированная информационная система Новосибирской области. Это ядро системы обработки и движения документов при оказании всех государственных и большей части муниципальных услуг, связанное с порталом госуслуг. МАИС доступна в каждом сельсовете и продолжает расти и строится на принципах СПО.

Как же обстоят дела с реализацией проекта «Электронное правительство» в России и в Новосибирской области?

В нашей стране сложилась уникальная ситуация, которой, на мой взгляд, и нужно придерживаться – есть единый портал госуслуг. В большинстве других стран дела обстоят иначе, даже у лидеров мирового рейтинга: для получения услуги необходимо обращаться к разным порталам, и, соответственно, необходима регистрация нескольких личных кабинетов. Россия двинулась сразу по правильному пути. Правда, сейчас и у нас меняется система – гражданин вынужден создавать личные кабинеты на разных ресурсах: на сайте Федеральной налоговой службы, в Росреестре… Это неправильно, и над сопряжением этих кабинетов в дальнейшем придется работать, либо гражданину придется пользоваться 15-ю разными ключами, как во Франции.

Более того, реализация проекта «Электронное правительство» у нас приостановились – 31 июля об этом говорил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Как вы помните, теперь он лично возглавляет правительственную комиссию по внедрению ИТ в госорганах, хотя ранее этот пост занимали чиновники ранга вице-премьера: Владислав Сурков, Антон Вайно, Вячеслав Володин. С одной стороны, это показатель большого внимания к проекту, а с другой – тревожный сигнал о его запаздывании. И если посмотреть на динамику перевода услуг в электронный вид, то для большинства регионов она окажется плачевной.

Новосибирская область – один из явных лидеров в стране. Еще в 2012 году мы перевели в электронный вид все государственные услуги и 12 тысяч муниципальных услуг 490 муниципальных образований, типизировав их. До прошлого года у каждого маленького сельсовета была своя специфика. Разумеется, мы не можем автоматизировать «хаос». Поэтому наш департамент по распоряжению губернатора собрал все услуги территорий, их описания, регламенты, учли очень уж общие рекомендации Минэкономразвития России... В итоге после типизации осталось около 100 услуг, которые по соглашению с муниципальными образованиями выведены на портал.

Наша работа позволила сэкономить огромные деньги. Если бы территориям пришлось платить за вывод услуг на портал, то каждый район в среднем потратил бы около 92 млн рублей.

Получается, удалось сохранить около 3 млрд рублей?

Да, математика такая.

При этом нужно понимать, что такое автоматизация услуг. Большинство регионов, кстати, утверждает, что навести порядок на уровне муниципалитетов невозможно, они просят федеральный центр дать им какие-то простые программки в этой сфере.

Есть пять ступеней перевода госуслуг в электронный вид. Первые два уровня прошли практически все субъекты: на портале доступны название услуги и ее описание.

Следующий, третий, уровень – обеспечение возможности гражданину зарегистрироваться на портале и подать личное заявление на получение услуги. Четвертый уровень – обратная связь, когда гражданин видит процесс исполнения его заявки, попавшей в нужное ведомство. Пятый – получение документа в электронном виде. Последний уровень позволяет, «не вставая с дивана», получить какие-то госуслуги.

Юридически общество пока не готово к электронным дипломам об образовании, сертификатам, лицензиям, но решение о назначении выплаты пособий уже могут приниматься дистанционно. Или информирование по штрафам ГИБДД. В Новосибирской области мы вышли на уровень «четыре-пять».

Есть какие-то особенности или проблемы на данном уровне автоматизации?

Этот процесс очень тесно связан с электронным межведомственным взаимодействием. Если человек подал заявление через Интернет, а в ответ ему предложили принести через три дня 120 справок, то непонятно, в чем смысл электронного правительства. Решено, что справки органов власти требовать не надо. Хотя, конечно, по-прежнему есть документы личного предъявления: паспорт, пенсионное удостоверение… Остались справки уровня учреждений, например медицинских.

Но в целом в России это практически не реализовано. В итоге все работает так: муниципалитет формирует по электронным заявлениям пачку бумажных запросов, передает их в местное подразделение Росреестра (в самом районе), те в свою очередь готовят пачку бумажных ответов, а затем переводится в электронный вид. Гражданам стало немного легче, но чиновники сходят с ума.

А что в Новосибирской области?

Новосибирск выглядит хорошо. Система электронного обмена устойчиво заработала около трех недель назад. Сейчас осталось отладить взаимодействие с Росреестром: до 80 % справок муниципалитеты запрашивают в этом федеральном ведомстве. Также область стала пилотной в системе межведомственного взаимодействия, когда уже регион и муниципалитеты представляют справки по запросу федеральных ведомств – Росреестра, ФМС.

То есть Новосибирская область одна из немногих создает для органов власти бэк-офис с автоматизацией внутреннего оборота?

Да. Пока это никто не внедряет, включая Минкомсвязи. Но с нашей точки зрения, гражданин должен меньше времени тратить на решение своих проблем. Поэтому необходимо именно электронное, а не бумажное взаимодействие разных инстанций. Пока обмен на уровне баз данных происходит в простых случаях: выдача ИНН, информация о штрафах ГИБДД.

Автоматизация бэк-офиса – вектор развития этого года. К концу 2013 года будет сформирован программный комплекс «Электронный муниципалитет». Для 80 % процессов мы обеспечим единое региональное решение, бесплатно подключим муниципалитеты, обучим специалистов. Будет осуществляться обмен данными с электронной подписью, где каждая цифра будет удостоверена конкретным специалистом. Благодаря решению губернатора, в конце прошлого года мы ввели региональный центр выдачи электронной подписи. На данный момент чиновники областного и муниципального уровня получили около 2 тыс. подписей, к концу года планируем довести их число до 5000.

Итог должен быть один – уменьшение времени предоставления услуги. В идеальном варианте у чиновника будут сведения и направлять дополнительные запросы ему не потребуется. В этом случае решение, например, о выплате пособия может быть принято мгновенно после запроса гражданина. На сегодня это кажется фантазией, но мы идем в этом направлении.

А что с учреждениями: детсадами, школами, поликлиниками?

По ним заканчивается типизация услуг. В России реализовать это направление планировалось к 2015 году, но сроки, вероятнее всего, будут отодвинуты. Правда, Новосибирская область все-таки планирует завершить работы к заданному сроку. Затем мы займемся оптимизацией получения услуг, чтобы освободить гражданина от заполнения полей с данными, информация по которым и так где-то есть.

Еще одно перспективное направление – возможность получения услуг от организаций-монополистов, например, по поводу предоставления техусловий на подключение к коммунальным сетям при строительстве. Здесь основное препятствие – федеральный запрет компаниям на участие в системе межведомственного взаимодействия: по закону те же энергетики не имеют права на подключение к базам данных. Но, тем не менее, мы постараемся ввести в общую систему справочники муниципального предприятия Новосибирска «Горводоканал».

А что будет с многофункциональными центрами?

У нас есть программа развертывания МФЦ на территории области (кстати, межведомственное электронное взаимодействие позволит оптимизировать и их работу). Но вообще я сторонник того, чтобы человек мог получить доступ к госуслугам в любом месте, где висит российский флаг. Ведь гражданина не интересует разделение на уровни власти, независимость органов местного самоуправления – он хочет прийти в место, где работают чиновники, и получить желаемую госуслугу.

И мы планируем разместить наши фронт-офисы, например, в холлах зданий администраций районов (а в сельской местности – в сельсоветах). Если гражданин боится компьютера, он может прийти к специалисту, и тот поможет ему оформить заявку на сайте. Пилотный проект запускается в Октябрьском районе.

В Академгородке мы начинаем другой проект – прозрачную электронную очередь в детские сады и школы. Понятно, что он чреват сопротивлением заинтересованных чиновников и руководителей этих учреждений. Но в Советском районе сильная общественность, в первую очередь, программа «Безопасный район», которая поможет установить гражданский контроль за реализацией этой идеи.

Новосибирская область – один из пилотных регионов по созданию «Системы 112», которая объединит экстренные службы. Это тоже входит в систему электронного межведомственного взаимодействия?

На практике несколько иначе: в данном случае важнее оперативное взаимодействие. Но проект мы реализуем. На запуск данного проекта мы получили около 138 млн рублей – это один из самых крупных бюджетов федерального софинансирования по данной программе. Надеемся, уже в сентябре деньги поступят в Новосибирск.

Служба 112 – это удобство для гражданина. Никто не говорит, что номера вызова полиции и скорой помощи уйдут – об этом речи нет. Но появится единая служба координации в сложных ситуациях. Пока система будет играть роль call-центра для приема и распределения заявок, но, думаю, развитие пойдет и дальше. Уже сейчас вносятся правки в закон о связи, по которому оператор службы 112 должен будет определять географическое местонахождение звонившего и передавать данные в соответствующие службы. Это будет полезно, если человеку плохо или он попал в криминальную ситуацию.

Главный базисный индикатор – уменьшение предельного времени реагирования. Сейчас оно составляет один час, наша задача – сократить его хотя бы до 40 минут. В настоящее время создается центр обработки вызовов службы 112, а в Академгородке мы планируем развернуть резервный для региона центр на случай серьезных ЧС.

Здесь необходимо решать задачу межведомственного взаимодействия. И если МЧС – координатор программы на федеральном уровне, то с полицией порой бывает сложно.

Мы много говорили о том, как гражданин может что-то получить от власти. Но сейчас возникают элементы системы, когда гражданин может донести какие-то мысли до чиновников – появился портал «Российская общественная инициатива» (РОИ). Насколько я знаю, на региональном уровне тоже что-то планируется сделать?

Новосибирская область уже определилась с концепцией областного аналога РОИ, мы готовы к объявлению конкурса на создание портала. По сравнению с порталом госуслуг работа построена на выдвижении общественных инициатив и обратной связи с гражданами.

Как известно, чтобы перейти в ранг законопроекта, в течение года федеральная инициатива должна собрать 100 тыс. подписей, региональная – 5 % от числа зарегистрированных жителей региона (или 100 тыс. подписей, если в субъекте живет больше 2 млн человек), муниципальная – тоже 5 %. Каждая подпись должна быть верифицированной через аккаунт на портале госуслуг. Затем РОИ передает инициативу экспертной группе, которая в течение двух месяцев должна проверить ее на соответствие Конституции, международному праву и т. д.

Роль пилотного региона, коим мы являемся, позволит сократить этот срок до пяти дней. Затем инициативу передадут в специальную экспертную группу из числа руководителей органов власти и общественников, созданную при губернаторе Новосибирской области. После одобрения экспертной группой инициатива может стать областным законопроектом или актом исполнительных органов власти. Впрочем, по моему личному мнению, депутаты будут отслеживать ситуацию на нашем портале и предлагать действительно актуальные и популярные идеи в качестве законопроектов от своего имени еще до того, как они наберут необходимое количество голосов.

Недавно на совещании по развитию дорожно-транспортного комплекса Новосибирской области с участием советника президента РФ Игоря Левитина глава региона предложил развернуть в НСО пилотную зону спутникового мониторинга транспорта с использованием сети станций высокоточного позиционирования «Глонасс»/GPS. Расскажите об этой инициативе.

В настоящее время технологии «Глонасс» активно используются на пассажирском, коммерческом, специализированном (лесное хозяйство, ЖКХ, перевозка опасных грузов) транспорте, а также на транспорте экстренных оперативных служб (МЧС, МВД, Скорая медицинская помощь). Помимо этого применение спутниковых приемников, одновременно использующих сигналы навигационных систем GPS и «Глонасс», повышает вероятность местоопределения транспортного средства.

В 2012 году и в начале 2013 года правительство региона проделало серьезную работу по развитию навигационной инфраструктуры с использованием «Глонасс». Началось использование решений высокоточной навигации на транспорте. Технические решения на базе спутниковой системы «Глонасс» при совместной работе с сетью станций точного позиционирования на транспорте и для контроля строительства и содержания дорог позволит развивать контроль за нарушением правил дорожного движения и содержания дорог, плохое состояние которых зачастую является причинами ДТП. Игорь Левитин отметил, что количество транспортных средств, оснащенных системами «Глонасс», на территории Новосибирской области является весьма существенным по сравнению с другими регионами РФ.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.