Top.Mail.Ru
Политика
Санкт-Петербург
0

Стратегия-2030: жить, а не служить

Петербург обсуждает проект своего развития на ближайшие 17 лет

На официальном сайте Петербургского комитета по экономической политике и стратегическому планированию опубликованы материалы, посвященные стратегии социально-экономического развития Петербурга до 2030 года. Один из самых интересных городских законопроектов представлен на суд общественности. Решенная проблема миграции, рост продолжительности жизни до 80 лет, миллиарды иностранных инвестиций – таким видят будущее Петербурга в Смольном. Подробности – в материале «ФедералПресс».

На официальном сайте Петербургского комитета по экономической политике и стратегическому планированию опубликованы материалы, посвященные стратегии социально-экономического развития Петербурга до 2030 года. Один из самых интересных городских законопроектов представлен на суд общественности. Решенная проблема миграции, рост продолжительности жизни до 80 лет, миллиарды иностранных инвестиций – таким видят будущее Петербурга в Смольном. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Смольный пригласил горожан к диалогу

Материалы первого этапа разработки стратегического документа, подготовленные экспертами и прошедшие предварительное рассмотрение, составили три тома. Первый из них содержит результаты анализа социально-экономического развития Петербурга, включая оценку показателей развития города, характеристику показателей экономики, межотраслевые проблемы. Также рассмотрена подробная аналитика по 17 направлениям: от здравоохранения до развития территорий.

По мнению разработчиков, в долгосрочной перспективе «в мире ожидается сохранение сложной политической ситуации» из-за попыток США сохранить статус сверхдержавы и намерений Китая потеснить Вашингтон на международной арене. В этих обстоятельствах возможно «возобновление блокового противостояния, усиление националистических проявлений, ксенофобии, сепаратизма, экстремизма, терроризма, наркоторговли и иных форм транснациональной организованной преступности», предупреждают авторы. Однако до ядерной войны, по их мнению, дело не дойдет.

Тем временем, в РФ политическая ситуация «отличается высокой степенью стабильности». «В стране действует жесткая вертикаль власти, основные полномочия находятся в ведении президента России и федеральных органов исполнительной власти, – говорится в документе. – Оппозиционные общественно-политические движения находятся под жестким контролем властей и не имеют серьезной поддержки у населения».

Владимир Путин будет президентом РФ до 2018 года, а на следующий срок будет избран снова он или «кто-то из его близких соратников», прогнозируют авторы стратегии.

Второй том посвящен стратегическому анализу и объединяет документы трех разделов. Первый раздел его содержит анализ динамики и тенденций внешней экономической среды, в том числе общую оценку мировой экономики и влияния ВТО на российскую экономику, обзор зеленой экономики и многое другое. Во втором разделе представлены документы по анализу конкурентоспособности города и его положения в международных рейтингах. Последний раздел документа занимает SWOT-анализ социально-экономического развития Петербурга. Тут выявляются факторы внутренней и внешней среды и разделяются на категории: сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы.

Третий том представляет собой непосредственно проект стратегии.

«Публикация материалов по «Стратегии-2030» в таком исчерпывающем объеме – это важный шаг в разработке документа, поскольку дает целостное представление о ходе работы над проектом и позволяет каждому петербуржцу детально ознакомиться с конкретными, интересующими его разделами. Кроме того, с этого момента мы начинаем активное обсуждение будущего документа с экспертным сообществом и общественными организациями Петербурга. Стратегия должна рождаться в диалоге, а не в тиши кабинетов. И публикация на сайте предварительных результатов работы команды разработчиков является своего рода приглашением к широкому обсуждению», – прокомментировал представленный документ председатель КЭПиСП Анатолий Котов.

Три сценария развития Северной столицы

Один из главных тезисов стратегии: Петербург перестает быть городом для служения и становится городом для жизни. Соавтор проекта «Стратегии-2030» Леонид Ивановский отмечает: «Во-первых, определена миссия города как творца новых идей. Идей для России. Идей и в области культуры, духа, и в области науки и техники. И ведения бизнеса».

Для достижения успеха чиновникам надо будет сделать упор на развитии Петербурга, как города комфортного для проживания, культурного, научного, делового, туристического, промышленного, являющегося транспортно-логистическим центром. В этом, по мнению специалистов, Петербургу придется конкурировать с Москвой, Лондоном, Парижем и Бостоном.

«Успех или неуспех в этой конкуренции может быть измерен величиной, так называемого, человеческого капитала города», – подчеркивают авторы стратегии, и предлагают начать с новой организации города.

В третьем томе представлены три сценария развития Петербурга: консервативный, умеренно-оптимистичный, инновационный. Статистически они различаются незначительно. Так, при консервативном социально-экономическом развитии Петербурга экономика города будет демонстрировать падение, инвестиционный и миграционный потоки сменят свое русло, и постепенно будут уходить из Петербурга. Население к 2030 увеличится до 5,5 млн человек. Доля занятого в экономике населения составит 48%.

Данный прогноз базируется на предположении о том, что из-за снижения импортных пошлин при вступлении в ВТО многие промышленные предприятия города потеряют свою конкурентоспособность. Ожидается, что среднегодовые темпы роста валового регионального продукта составят 3-3,5%, а объем инвестиций в основной капитал увеличится почти в два раза в сравнении с их текущим положением.

Умеренно-оптимистичный сценарий развития увеличит темпы роста ВРП до уровня 3,5-5,5%. В данном случае можно ожидать эффективного использования всех видов ресурсов с активизацией технологических факторов развития экономики.

«В долгосрочной перспективе приток мигрантов начнет сокращаться в результате падения спроса на малоквалифицированные трудовые ресурсы, вызванного ростом производительности труда, прекращением практики опережающего темпа роста зарплат и внедрением технологической модернизации», – предостерегают авторы стратегии. Население составит 5,8 млн человек. Из них будут заняты в экономике 49%.

Самый вероятный сценарий, на взгляд разработчиков, – инновационный, в основе которого лежит эффективное использование человеческого капитала, сбалансированное территориальное планирование и раскрытие инновационного и инвестиционного потенциалов города. Согласно прогнозам этого сценария, в 2030 году среднегодовые темпы ВРП могут составить около 5-5,5%, объем инвестиций в основной капитал возрастет в 3,5 раза, доля инновационной продукции в общем объеме выпуска товаров, работ и услуг возрастет до 17%. Население увеличится почти до 6 млн человек, ровно половина его будет занята в секторе экономики. При этом, в документе отмечается, что население города стремительно стареет, поэтому без притока мигрантов будет не обойтись.

Без мигрантов не обойтись

Предполагается, что средняя продолжительность жизни горожан составит 78 лет, зарплаты станут расти на 4% в год и более, особенно преуспеют работники социальной сферы, доступность образования составит 100%, доля населения с низким доходом не будет превышать 9%, а 50% петербуржцев будут регулярно заниматься физической культурой и спортом. При этом, две трети из них будут жить в пешей доступности от метро, да и к тому же в полном удовлетворении качеством бытового обслуживания и жилищными условиями.

А вот перенаселение Петербургу не грозит. Старший научный сотрудник Института проблем региональной экономики РАН Наталия Чистякова говорит: «Демографическая ситуация в Санкт-Петербурге формируется в русле общероссийских тенденций. Однако для нашего города традиционно характерны значительные отклонения от параметров демографических процессов страны в целом. Активное старение населения Санкт-Петербурга, разбалансированность его возрастно-половой структуры за счет значительных перепадов в численности отдельных поколений усилены влиянием миграции, которая является основным источником увеличения численности населения города».

Эксперт также отметила, что демографическая ситуация характеризуется увеличением численности населения города, увеличением ожидаемой продолжительности жизни, увеличением миграционных потоков, смещением возраста активного материнства в старшие возрастные группы, и нарастанием диспропорций в соотношении мужского и женского населения.

«Основная роль в формировании численности по-прежнему будет принадлежать миграции. Продолжится активное старение населения Санкт-Петербурга, при этом численность уроженцев Санкт-Петербурга старших возрастов будет увеличиваться за счет стареющих мигрантов. Будет увеличиваться ожидаемая продолжительность жизни населения. Однако сохранится значительная разница в продолжительности жизни мужчин и женщин: к 2030 году она составит 8 лет против современной разницы в 10 лет. Сохранятся значительные диспропорции в составе населения Санкт-Петербурга по полу за счет повышенной мужской смертности и большей закрепляемости на жительство в городе женщин-мигранток», – считает Наталья Чистякова.
Как отмечено в стратегии, состав населения в городе останется многонациональным, при этом, будут «созданы условия для эффективной адаптации мигрантов, имеющих равные социальные права с коренными петербуржцами».

Зонирование Петербурга

Стратегия-2030 также предусматривает появление в Петербурге «территориально-экономических зон»: Центральной, Московско-Невской, Юго-Западной, Северной, Ладожской и Южной. Еще три появятся в пригородах-спутинках, в Курортном, Кронштадтском и Петергофском районах.

В первую зону входят Василеостровский, Петроградский, часть Адмиралтейского и Центрального районов. Ставку в ней сделают на туризм, офисные пространства и культурное наследие, предлагается сформировать международные финансовые, культурные и туристические центры управления.

Вторая зона (Московский, Фрунзенский, часть Адмиралтейского, Центрального и левый берег Невского района) будет развиваться благодаря созданию жилья на месте бывших заводов. Она может стать «промышленным поясом» города, проходящим вдоль Обводного канала и Невы.

Такой же драйвер развития экономики видят для четвертой зоны (Приморского, Выборгского и Калининского районов) и пятой (Красногвардейского района и правого берега Невы). Точкой роста третьей зоны (Кировского и Красносельского районов) станет порт и судостроительные верфи. Шестую (Колпинский и Пушкинский район) будут двигать централизованный аэропорт Пулково и фармацевтический кластер.
Кронштадтский, Курортный и Петродворцовый район предполагается развивать по особым условиям. В Курортном основой станут рекреационные и экологические проекты, в Петродворцовом – порт Бронка. Каждая такая зона будет включать в себя все необходимое для жизни: театры, музеи, больницы, ВУЗы, шопинг-моллы, места для работы.

Новые ветки метро и 89 новых станций

К 2030 году разработчики предлагают построить три новых линии метро и сформировать четыре транспортных оси: «Обводный канал», «Малая Нева», «Южные городские коридоры» и «Южная дуга». Благодаря новым развязкам и дорогам эти оси свяжут между собой как соседние зоны, так и территории внутри них.

Так, зоны соединятся посредством новых транспортных хабов, которые сосредоточатся возле Обводного канала, Малой Невы, на проспектах Стачек и Маршала Говорова, Бухарестской, Кубинской, Белградской и Софийской улицах, а также на Митрофаньевском шоссе.

Несмотря на то, что Леонтьевский центр решил не давать Смольному советы о том, какими именно способами лучше связать районы города, авторы концепции все-таки не преминули напомнить чиновникам о необходимости возврата к идеям строительства моста через остров Серный, легкорельсовой трамвайной линии от Пулково до «Звездной» и аэроэкспресса до «Балтийского вокзала». А также транспортных развязок на пересечении Обводного канала и Лиговского проспекта, Московского и Старо-Петергофского проспектов.

Еще 150 «комфортабельных транспортно-пересадочных узлов» появятся в местах, где метро проходит рядом с железнодорожными путями. В самом метрополитене откроют 89 новых станций, в центре создадут единое парковочное пространство и многочисленные пешеходные зоны, максимально ограничив въезд автомобилей.

По мнению генерального директора ООО «Лаборатория градопланирования» Михаила Петровича, проблема транспорта – социальная, а не техническая.

«Желание быстрого передвижения связано с необходимостью обеспечения жизненных потребностей, и для эффективного развития транспортной системы в городе эти потребности важно научиться видеть, изучать, классифицировать и прогнозировать. Знаем ли мы, кто и для чего едет, куда и зачем отправляется? Когда люди едут на работу, они решают проблему жизнеобеспечения, они едут туда, где требуются их усилия, где они получают зарплату и потом тратят эту зарплату на нужды своей семьи. Это простые транспортные потребности, и с каждым годом они занимают все меньше места в нашей жизни. Многие из нас работают за компьютером, не выходя из дома, на конвейере основную работу выполняют роботы. Современному служащему необходим, во-первых, быстрый транспорт, а во-вторых, комфортный, в котором можно одновременно показать гостю город и вести переговоры. Когда люди рассуждают об ограничении въезда в центр города, то забывают о свободе передвижения, определяющем положение Санкт-Петербурга в мире. Если все перестанут ездить по городу и будут работать рядом с домом, то очень скоро мы превратимся в большую деревню, в город, где когда-то что-то происходило, но это уже в прошлом. Человек может продолжать обучение, работать на двух-трех работах, при этом планировать поездки к врачу, спортивный клуб, библиотеку. И все это многообразие передвижений определяет броуновское движение в городе», - говорит эксперт.

Власть станет "прозрачной" и полностью "подотчетной населению"

В идеале Петербург, на взгляд авторов стратегического документа, должен выглядеть так: «вторая столица России и самый комфортный в стране мегаполис для проживания», «образец высокоразвитого европейского современного уклада», «умный город». По основным показателям качества жизни он сравнится с западными городами типа Барселоны, Милана, Гамбурга. Власть «прозрачна и подотчетна населению», гражданское общество «является организованным, активным, профессиональным», соблюдается «гендерное равенство». «Миссия Санкт-Петербурга – создание ценностных ориентиров для России, генерация идей развития и преобразований», «Петербург – безопасный, благоустроенный, зеленый, чистый город», – говорится в документе.

Разработкой стратегии развития города до 2030 года комитет занимается с начала 2013 года. Основу Стратегии разработал Леонтьевский центр по заказу Смольного за 39,5 млн рублей. До 5 декабря 2013 горожане смогут ознакомиться с материалами и оставить предложения по их доработке. На основе правок и обсуждения с ключевыми общественными организациями будет разработана вторая версия проекта. И после экспертного обсуждения членов экономического совета при губернаторе и согласования с исполнительными органами государственной власти Петербурга свет увидит третью окончательную редакцию.

Будет ли проект одобрен правительством города, станет известно в декабре. Именно тогда документ рассмотрит созданный Георгием Полтавченко экономический совет. После этого стратегию согласуют с другими комитетами и примут в качестве городского закона.

До 5 декабря планируется провести порядка 15 обсуждений проекта на различных дискуссионных площадках города.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями СЗФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.