Top.Mail.Ru
Политика
Сибирский ФО
0

Леонид Полежаев: «Я центр Омской области перенес бы в город Тару»

Президент фонда «Духовное наследие» Леонид Полежаев, занимавший пост губернатора Омской области с 1991 по 2012 год, признался, что в случае продления полномочий еще на один срок перенес бы центр Прииртышья в город Тару. Слова политика прозвучали неожиданно, ведь Тара – маленький город на севере региона, а его население – всего 27,7 тыс. человек.

Президент фонда «Духовное наследие» Леонид Полежаев, занимавший пост губернатора Омской области с 1991 по 2012 год, признался, что в случае продления полномочий еще на один срок перенес бы центр Прииртышья в город Тару. Слова политика прозвучали неожиданно, ведь Тара – маленький город на севере региона, а его население – всего 27,7 тыс. человек. Но экс-губернатор считает, что у Тары – большой потенциал и большое будущее. «ФедералПресс.Сибирь» публикует мнение Полежаева по этому поводу:

«Говоря гипотетически, если бы мне бог дал отработать еще один губернаторский срок, хотя мне больше чем достаточно того, что проработал, я центр Омской области перенес бы в Тару. Название области менять бы не стал, но ее столицей была бы Тара, что послужило бы большим толчком для развития севера региона, пока малоисследованного, малоизученного, еще не раскрывшего свой потенциал. Что там пока удалось сделать? Это Крапивинское месторождение, Омская область стала нефтедобывающей, что, конечно, дало определенный толчок развитию севера, Тарского района, ну и что-то для города там перепадает.

Конечно, те сложные условия, в которые мы все попали в девяностые годы, да и в последующие, не способствуют развитию. Но если ты считаешь, что те или иные твои решения важны для людей, для территории, на которой они проживают, то всегда можно найти необходимые средства для их претворения в жизнь. Самое главное – не делать это кампанейщиной, а спокойно, последовательно решать вопрос за вопросом.

Кстати, я впервые баллотировался в областной совет именно по Тарскому району, когда только приехал из Казахстана. Выборы были в феврале, и вот я на другом от Тары берегу Иртыша встречаюсь в большом селе с избирателями. Все клубы Тарского района тогда почему-то не отапливались, в помещениях было довольно холодно, но люди – в полушубках, валенках – приходили на встречи с удовольствием, в деревне – не в городе: жизнь не очень щедра на события. А я снимал пальто и сидел в одном костюме, неудобно же в пальто сидеть перед людьми. Помню, встает один дедок и говорит: «А постройте-ка нам мост через Иртыш!» Я, конечно, увидев до этого все, что там происходит, опешил, и просьба показалось мне настолько фантастичной, завиральной, что я ответил: «Дед, послушай, у вас, на правобережье, сегодня хлеба на три дня осталось – какой мост?» А дед все про мост да про мост, такой вот российский мечтатель.

Так вот, несмотря на фантастичность предложения (фантастичность – для того времени, это был 1989 год), мысль все равно осталась, и мы построили этот мост! Большой, красивый, он стал там достопримечательностью, туда приезжают молодые люди, когда женятся. А раньше-то по полгода не было доступа на правобережье, и, несомненно, Тара сделала большой шаг в своем развитии. Конечно, этот город не столь значителен, как города Тюменского Севера, но Тара не на их месте, а они не на месте Тары. И неизвестно, как бы они выглядели в «тарских» условиях, если бы располагали только ресурсами не очень богатой области.

Когда я вернулся в Омск, то первое, что я сделал – это поехал в Тару. Помню, был сентябрь, шел дождь. По городу на машине проехать было нельзя – ездили трактора, люди ходили пешком; улицы – реки грязи и воды. Выделялся один райком партии – торчал посреди всего этого убожества, словно зуб. Зашел к секретарю райкома, недавно назначенному – Александру Михайловичу Луппову. Спросил его: «Чего ты хочешь?» Отвечает: «Хочу хоть что-то изменить в облике Тары». «Ну что ж, давай построим этот город, приведем его в такое состояние, чтобы он походил на город, чтобы за него не было стыдно», – говорю ему.

А там женщины рождались, взрослели, старели и умирали, и никто не видел их ног – все ходили в резиновых сапогах, фуфайках, одинаковых черных плащах. Это был черный город! И нужно было вытащить его из грязи, благоустроить. И когда я через десять лет увидел, как по городу идут женщины в туфлях на шпильках, то понял, что город стал другим. Да и не только поэтому. В тот же театр женщины ходят в вечерних платьях, и все это, согласитесь, большое отличие от резиновых сапог, фуфаек, черных плащей. Люди почувствовали себя горожанами, они узнали, что такое праздник, причем в повседневной жизни. А потом появились Дворец спорта, замечательная библиотека, художественный музей, город был благоустроен, приобрел совершенно другой облик.

Вспоминаю: когда заработал театр, а это случилось незадолго до смерти Михаила Ульянова, который в Таре был, если не ошибаюсь, два раза, наш великий артист сказал мне: «Не ожидал. Не думал, что все это возможно». Возможно, если есть движение к цели. Кто-то должен делать такие вещи, которые могли бы увлечь многих. И теперь этот процесс необратим – тот же Северный театр уже никогда не исчезнет. Если, конечно, его не погубят сверху.

А чтобы предотвратить утечку молодежи, мы организовали в Таре филиал Омского государственного педагогического университета, филиал сельхозакадемии, и Тара стала вторым центром области, она стала притягательным городом, со своим неповторимым современным лицом. И это – тоже культурная программа, которая касается не какого-то конкретного объекта, как, например, театр, а целого социума, определенной территории».

Справка «ФедералПресс.Сибирь»:

Город Тара, основанный в 1594 году князем Андреем Елецким, стал первым русским поселением на территории современной Омской области. Город со дня своего основания был местом ссылки. Первыми ссыльными были крестьяне, мастеровые, провинившиеся стрельцы, посадские люди, военнопленные литовцы и поляки. В настоящее время Тара – второй по величине город Омской области с населением 27,7 тыс. человек (первый – Омск с 1,16 млн горожан). В связи со вводом в эксплуатацию в 2004 году постоянного автомобильного моста через реку Иртыш продолжается строительство автомагистрали Томск – Тара – Тобольск, северной параллели железной дороги. Ближайшая железнодорожная станция – Люблинская – находится от Тары в 285 км.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.