Top.Mail.Ru
Политика
Свердловская область
0

Расследование «УралПолит.Ru»: почему мэрия платит директорам школ по 100 тысяч, а учителям – лишь по 14?

Муниципальное образование превратилось в личный бюджетный карман вице-мэра Владимира Тунгусова

В докладе по итогам 2013 года свердловское министерство образования рассказало о зарплатах в учебных заведениях региона. Цифры шокировали депутатов: при среднем жалованье педагогов школ по области в 7–14 тысяч рублей директора этих учреждений умудряются получать по 60–100 тысяч. Аналогичная картина и в детских садах, в том числе по Екатеринбургу.

В докладе по итогам 2013 года свердловское министерство образования рассказало о зарплатах в учебных заведениях региона. Цифры шокировали депутатов: при среднем жалованье педагогов школ по области в 7–14 тысяч рублей директора этих учреждений умудряются получать по 60–100 тысяч. Аналогичная картина и в детских садах, в том числе по Екатеринбургу. Кто установил такие пропорции и как планируется выполнять указ президента по повышению зарплат педагогов в условиях, когда значительная часть фонда, как его ни повышай, идет в карман руководства, а персоналу достаются лишь крохи, – в материале «УралПолит.Ru».

Танцы с калькулятором

Начать расследование мы решили с Екатеринбурга. Во-первых, он ближе, во вторых – это региональный центр и в любом случае он задает тон всем остальным муниципалитетам в области.

Согласно докладу, представленному думе министерством, в Екатеринбурге 122 директора детских садиков, средняя заработная плата которых составляет 58 тыс. 539 рублей; 448 их замов и бухгалтеров – средняя зарплата 35 тыс. 162 рубля и 6470 человек прочего персонала, включая педагогов, – средняя зарплата 11 тыс. 920 рублей. Если посчитать, общий же заработный фонд дошкольных образовательных учреждений в месяц – 100 млн рублей. Из них почти четверть – 23 миллиона – это зарплаты руководства, численность которого составляет лишь 8 % от всего персонала, получают они при этом в пять раз больше своего рядового персонала. И это, кстати, только зарплаты – различные премии и гранты тут не учитываются.

Анализ подобных же цифр по школам Екатеринбурга дает еще более неприглядную картину. Так, при общем заработном фонде в 80 миллионов рублей – 60 % из них, как выяснилось, идут на зарплаты директоров и прочего руководящего персонала. И все бы ничего, вот только средняя зарплата директоров школ по Екатеринбургу, согласно все тому же докладу министра, – 100 тыс. рублей, почти в два раза больше, чем у директоров садиков. У прочего персонала – 14 тысяч, всего на две тысячи больше, чем у их коллег из детсадов. То есть тенденция, когда руководители учебных заведений получают в разы больше педагогов, – налицо и, судя по всему, никак не зависит от общего объема финансирования.

За все ответит Тунгусов

Как пояснил корреспонденту «УралПолит.Ru» министр образования Юрий Биктуганов, зарплаты директоров школ и садиков, регулирование вопросов по зарплатам прочего персонала – все это находится в ведении муниципалитета. Вплоть до того, что контракты с руководителями заключает администрация города в лице мэра и он определяет их зарплаты.

Руководствуясь этим ответом, редакция «УралПолит.Ru» адресовала этот же вопрос о нормативных актах в пресс-службу мэрии Екатеринбурга. Ждать ответа пришлось месяц. А в итоге пресс-секретарь мэрии Денис Сухоруков лишь перечислил строчки в городском бюджете, где речь идет о зарплате персонала, пообещал вопрос о нормативах уточнить и ответа окончательного нет до сих пор.

Впрочем, о том, что свои финансовые тайны мэрия Екатеринбурга никогда и никому не расскажет, известно давно. Поэтому на данный запрос мы особо и не надеялись. Параллельно мы попросили помочь в расследовании депутатов гордумы – собрать информацию в округах, непосредственно в школах. После нескольких безуспешных попыток те направили запросы в районные администрации. «И каково же было наше удивление, когда на все эти запросы, направленные в разные администрации, ответы пришли из одного и того же кабинета в мэрии Екатеринбурга, от вице-мэра Владимира Тунгусова. И все они сводятся, в общем-то, к одному: не надо в это лезть. Сейчас мы готовим обращение в прокуратуру по данному поводу», – поделился впечатлениями с корреспондентом «УралПолит.Ru» лидер фракции «Справедливой России» в гордуме Александр Караваев.

Сам ответ Владимира Тунгусова при этом состоит из двух частей. В первом письме сообщается, что средняя заплата педагогов в детских садах Екатеринбурга мэрией на 2013 год была установлена в размере 23 тыс. 791 рубля и эта норма во всех учреждениях выполняется. Как мы ни пробовали сопоставить эту цифру с теми, что фигурируют в отчете министра, где значится 11 тыс. 920 рублей, – никак не получилось. Сам вице-мэр никакими нормативными актами, справками, другими документами, способными подтвердить его слова, свой ответ не аргументирует, предлагая просто довериться его честности. Другое же письмо, направленное депутатам, и вовсе содержит требование впредь вопросы на эту тему адресовать лично ему.

Автономка нам не поможет

Судя по всему, вопрос закрытости финансовых потоков муниципальных образовательных учреждений – больная тема даже для региональной власти. Как рассказывала на пресс-конференции сопредседатель ОНФ Лариса Фечина, иного пути, кроме перехода образовательных учреждений из ведения муниципалитета в статус автономных, никто не видит. По ее словам, губернатор во время встречи с сопредседателями Народного фронта лично рисовал схему, объясняющую, как это изменение поможет нормализовать финансовые потоки. А сопредседатель Николай Косарев добавил, что в любом случае вопрос будет зависеть от родителей учащихся – те получат право требовать с директоров школ и детских садов объяснений по любому поводу и будут вправе сами решать, кому сколько платить.

Вот только деньги в любом случае будут перечисляться через отдел образования в горадминистрации – иного федеральным законом «Об образовании» просто не предусмотрено.

К слову, мы попытались адресовать вопрос о зарплатах непосредственно руководителям учебных заведений. Среди них в том числе – и уже успевшей перейти на автономность директору 13-й гимназии. Разговора не получилось: услышав вопрос, Тамара Арефьева сказала лишь, что все начисляется в соответствии с муниципальными нормативами, пообещала подробнее объяснить попозже, сославшись на занятость – и больше с нею пообщаться не удалось.

Замдиректора МБОУ СОШ № 69, член штаба ОНФ, доверенное лицо президента Екатерина Белоцерковская тоже не особо охотно рассуждает на тему. «Вообще, это не моя компетенция. Зарплаты начисляются по методикам муниципального отдела образования, а конкретные расчеты по ним – это в районных бухгалтериях надо спрашивать. Про себя могу сказать лишь как заместитель директора – у меня частичная ставка, поэтому дополнительно получаю лишь около 10 тысяч за эту работу».

С ней поначалу категорически не согласилась другая член штаба ОНФ, руководитель исполкома свердловского отделения Всероссийского педагогического собрания, замдиректора школы № 21 Татьяна Белова: «11–14 тысяч – это совершенно не так. У нас по Екатеринбургу учителя получают на 600 рублей больше, чем в среднем по экономике, а это более 30 тысяч рублей. Хотя, конечно, зависит от нагрузки: 14 тысяч – это если учитель одну ставку берет и больше ничем не занимается. А так – там, где нагрузки большие, – там и зарплаты больше, особенно если у школы 1200 учащихся и более – там и по 35 и по 42 тысячи зарплаты у учителей бывают». Но дальше в ходе разговора выяснилось, что весь вопрос в том, как считать: «Сегодня все с этими отчетами с территорий – все очень сложно. 35–40 тысяч – разумеется, это не одна ставка. Это когда у учителя 36 часов преподавания, одних только уроков в неделю – то есть он пашет не покладая рук. И это только уроки, а еще ведь к этим урокам готовиться надо, домашнее задание проверять, классную работу вести, с родителями общаться. Эти цифры достигаются за счет серьезного перегруза учителей. Надо, конечно, переходить на систему, чтоб был четкий оклад, в рамках которого четко бы прописывалось все: сколько часов педагог тратит на преподавание, сколько на методическую работу, сколько на классную работу. И чтоб этот оклад был на уровне среднего по экономике».

Так устроена система

Что же до директоров и разниц в зарплатах между руководящим составом и педагогами – то тут нашлось довольно простое объяснение. «Директора – да, есть и те, кто получает по 70–80 тысяч, и те, кто получает по 140 и больше – в среднем около 100 тысяч и получается. Все зависит от нагрузки. И в любом случае, когда есть такая разница между зарплатами учителей и директоров, как сегодня – это ненормально. Мы сегодня получили такую ситуацию, когда директор зубами будет держаться за свое кресло. При этом он не будет отстаивать ничьи интересы: ни педагога, ни учащихся, ни родителей – лишь бы не потерять свою зарплату. Муниципалитеты сегодня получили мощных союзников в лице директоров. Но что получила система образования?» – задает риторический вопрос Татьяна Белова.

Стоит отметить, что система, о которой говорит наша собеседница, имеет и другие аспекты, не связанные с образованием. Во-первых, стоит вспомнить, что избирательные участки в большинстве своем находятся в школах. И во время последней избирательной кампании председатель городской избирательной комиссии Илья Захаров постоянно подчеркивал: «Вбросы и махинации надо искать в первую очередь там – на участках, а у нас, на уровне теркомов и выше, – все чисто» – это после объявления ряду представителей СР наград за доказательства махинаций с отчетами, провернутых кем-либо из территориальных избирательных комиссий. Другой момент: большая часть населения города так или иначе связана со школой. И это мощный рычаг влияния. Достаточно, к примеру, провести классное собрание и негласно и ненавязчиво объявить родителям: «Областное министерство образования уменьшает финансирование, поэтому придется компенсировать». И не важно, как оно есть на самом деле: утомленные после работы взрослые не станут разбираться и искать правду в словах учителя, но просто в очередной раз запомнят, что виноват во всем губернатор. Что бывает с теми руководителями, кто не согласен с позицией мэра, сити-менеджера – мы все недавно наблюдали на примере Волчанска, где директора просто уволили волевым росчерком главы города.

В целом получается своеобразная система. С одной стороны – директора школ, готовые на все для сохранения своих зарплат и полностью зависящие от мэрии, с другой – педагоги, вынужденные либо работать на одну ставку, либо брать немыслимую дополнительную нагрузку и в любом случае – бояться потерять и это, выполнять любые распоряжения руководства. А на вершине цепочки – вице-мэр Екатеринбурга Владимир Тунгусов, который, по его ответам депутатам, лично отвечает за вопросы распределения денег в этой системе и которому не выгодно в таком раскладе выполнять указ президента о повышении средней зарплаты школьного учителя до средней по региону.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.