Top.Mail.Ru
Политика
Самарская область
0

Александр Хинштейн: моя дальнейшая политическая карьера будет зависеть от позиции самарцев

Депутат Госдумы Александр Хинштейн побеседовал с корреспондентом «ФедералПресс»

В Самарской области за последний месяц произошло множество разных политических и экономических событий – отменили всенародные выборы мэра, свой пост главы областной столицы покинул Дмитрий Азаров, был переназначен региональный кабинет министров. Обо всех этих событиях, других проблемах Самары и своей дальнейшей политической карьере в интервью РИА «ФедералПресс.Приволжье» рассказал депутат Государственной думы Александр Хинштейн.

В Самарской области за последний месяц произошло множество разных политических и экономических событий – отменили всенародные выборы мэра, свой пост главы областной столицы покинул Дмитрий Азаров, был переназначен региональный кабинет министров. Обо всех этих событиях, других проблемах Самары и своей дальнейшей политической карьере в интервью РИА «ФедералПресс.Приволжье» рассказал депутат Государственной думы Александр Хинштейн.

В Самаре за последний месяц изменилась политическая ситуация. Были отменены прямые выборы мэра, пост главы города будет разделен на две должности. Как вы оцениваете такие изменения? Вы сторонник прямых выборов или назначений на этот пост?

Я исхожу из того, насколько это важно для людей. Мэр выбирался прямым тайным голосованием жителей или будет назначаться – это хорошо для людей или плохо? Когда мэром был выбран Виктор Тархов, большинство самарцев, наверное, сказали бы, что это плохо. Ну, если уж судить по результатам выборов 2010 года. Тогда Дмитрий Азаров получил 67 % голосов. Тархов, будучи действующим мэром, набрал всего 18 %. Вот это была его оценка как главы города. Я думаю, что деятельность другого избранного мэра, Дмитрия Азарова, самарцы оценили бы хорошо.

Мое мнение, что большинству людей механизм выбора главы города скорее безразличен. Более того, я считаю, что населению даже не обязательно знать, как зовут руководителя их муниципалитета. Я не хочу обидеть мэров, но мне не важно, как зовут дворника, который убирает мой двор. Только когда там будет грязно, я буду вынужден на это реагировать. Такая же история и с главой города. Думаю, для большинства людей это безразлично или вторично, если, конечно, жить в этом городе комфортно. Исключение – это небольшая группа политически активных самарцев. Мы посмотрим на практике, как будет работать система по разделению поста мэра и сити-менеджера. Среди плюсов я вижу то, что у нас выстроится некая вертикаль соподчинения между областной и городской властью. К этому, к сожалению, в Самаре долго не могли прийти.

Какая фигура в региональных властных структурах, на ваш взгляд, достойна занять пост сити-менеджера Самары?

Допускаю, что кандидат на этот пост есть. Но я о нем не знаю.

Дайте свою оценку предстоящей реформе МСУ. Нужно ли Самаре новое деление на районы или следует оставить все как есть?

Я пока не готов это оценивать. Я не знаю, как эта система будет работать. Таких прецедентов у нас в стране нет. Есть попытки сделать подобную систему в Челябинске и Екатеринбурге, но как это работает, мы пока не знаем.

Как вы думаете, как в дальнейшем будут складывается отношения региональной и муниципальной властей в Самарской области?

Я думаю, что будет реализована некая вертикаль власти. Самара будет подчиняться области. Город будет работать в едином строю вместе с региональной властью и губернатором. Я считаю, что такая соподчиненность необходима, особенно, в преддверии чемпионата мира 2018 года. Эти соревнования – очень амбициозная и крайне сложная задача. Я думаю, что здесь нужно, чтобы губернатор обладал всем объемом полномочий.

Как оцениваете подготовку региона к предстоящему ЧМ? В каких отраслях, на ваш взгляд, сделано многое, на какие направления стоит поднажать?

Я достаточно высоко оцениваю подготовку Самарской области к предстоящему чемпионату мира. Мы первые в стране, кто подготовил проектно-сметную документацию по строительству стадиона, и это дорогого стоит. Но есть и существенные недоработки. К чемпионату мира нам нужно подготовить туристические маршруты по городу. В предварительном списке более 100 домов, где требуется реставрация фасадов. Но пока нет окончательного понимания того, как будет приводиться в порядок весь исторический центр Самары.

Темой сохранения памятников культурного наследия в Самаре в последнее время заинтересовались в федеральном центре. Активисты ВООПИК заявили, что памятники архитектуры не учитываются в соответствующем реестре и методично уничтожаются. Они попросили разобраться в ситуации министра культуры Владимира Мединского. Какие меры можно предпринять, чтобы спасти исторический центр Самары?

Ситуация с охраной культурного наследия обстоит в Самаре очень остро. Я ознакомился с обращением ВООПИК. Ничего нового для себя, к сожалению, я не узнал. К вопросам восстановления памятников в регионе нужно серьезно подходить. Например, недавно обнаружили фундамент старинной деревянной крепости в районе Хлебной площади в Самаре. По словам историков, в этой крепости останавливались еще Петр Первый с Екатериной Первой в 1722 году. Многие города были бы рады, если бы у них вдруг нашелся подобный исторический объект. Это могло бы быть красивое туристическое место, которое можно было законсервировать. С учетом того, что там же, на Хлебной площади, завершается реставрация пожарной каланчи XIX века, будет открыт новый музей со смотровой площадкой, благоустроена площадь, здесь могло быть создано единое культурное пространство. Казалось бы, минкульт Самары первым должен быть заинтересован в сохранении и развитии этого культурного объекта. Но выясняется, что ведомство, напротив, негласно просит уважаемых людей и историков проголосовать за то, что этот объект не представляет культурной ценности.

Без сомнения, так, как сейчас ведется работа по сохранению культурного наследия в Самаре, она вестись не должна. Памятники культуры в городе разрушаются на глазах, они сносятся, они горят, и никто за этим толком не следит. Вместо уникального купеческого города мы получаем абсолютно хаотичный самарский «Шанхай».

Я со своей стороны пытаюсь влиять на ситуацию. Самаре в этом году было выделено больше всех средств из федерального бюджета в рамках программы «Культура России» на реконструкцию памятников: около 300 миллионов. Но, к сожалению, все это точечные меры. В регионе должен быть системный подход по сохранению культурного наследия.

У вас есть замечания к министерству культуры. У других ваших коллег – к другим профильным ведомства. Тем не менее губернатор Николай Меркушкин не провел никаких изменений в кабинете министров региона. Как думаете, чем продиктовано такое решение?

Лично я приветствую почти все переназначения в областном кабмине. У меня практически со всеми министрами нормальные рабочие отношение. За редким досадным исключением.

Как вы оцениваете экономический потенциал Самары и самарского региона в целом? Какие отрасли экономики области могут быть наиболее привлекательными?

Самарский регион является одним из локомотивов экономики страны. Экономика области представлена разными отраслями – авиапром, машиностроение, переработка сырья и сельское хозяйство. Вообще, я убежден, что не существует неприбыльных отраслей. Когда говорят, что сельское хозяйство убыточно, – это лукавство. Есть и в нашей стране регионы, где аграрный сектор выведен на прибыльный уровень. Я думаю, что при грамотном подходе и сельское хозяйство Самарской области может стать таковым.

Для нашей страны санкции против Евросоюза – это своеобразная шокотерапия. Они дают возможность встряхнуться и диверсифицировать экономику. Россия является очень импортозависимой страной и, в частности, в вопросах продовольствия. До 50 % продуктов и товаров в нашей стране заграничного производства, хотя большинство товаров мы можем производить сами. Коррупционная система в российских торговых сетях по своему накалу сравнима с органами власти. Но сейчас ситуация кардинально меняется. Вчера ретейлер, не взял у самарского производителя молоко и творог, потому что это можно было дешевле купить у Прибалтики. Но сейчас этой Прибалтики нет, а покупатель в магазин приходит. Поэтому в сложившейся ситуации и у сельского хозяйства самарского региона есть хорошие шансы. Но тем не менее экономическая ситуация в мире не совсем простая, и как будет развиваться экономика дальше, неизвестно. Пока это не могут спрогнозировать даже ведущие специалисты.

Самарская область раньше была в лидерах по количеству обманутых дольщиков. Как сейчас вы оцениваете ситуацию в строительной отрасли региона?

Оцениваю как непростую, но перелом все-таки произошел. Еще два года назад Самарская область лидировала по числу обманутых дольщиков. В регионе насчитывалось 154 проблемных объекта и порядка 12 тысяч пострадавших семей. За эти два года многое изменилось, и об этом говорят цифры. Сейчас в Самарской области 18 проблемных объектов и 1718 обманутых дольщиков. Здесь речь идет о тех людях, что включены в реестр министерства строительства. За минувший год девять долгостроев ввели в эксплуатацию, еще шесть объектов передали новым застройщиками, 16 находятся в процессе возведения.

Раньше тема обманутых дольщиков не входила в список приоритетных проблем для власти. Когда я впервые приехал в Самару в 2007 году, то еще не помышлял, что буду депутатом от города. Мне экс-губернатор Константин Титов показал проблемные самарские стройки. Я, извините, ошалел от увиденного. Когда я задал вопросы тогдашнему прокурору региона Юрию Денисову, он мне сказал, что в Самарской области таких объектов 200. У власти не было понимания, что это приоритетная проблема. Я с сожалением должен констатировать, что долгое время Самарская область жила не по законам, а по понятиям. В других регионах не было того, что происходило в Самаре. В соседних областях невозможно такое, что некие строители могли годами строить что-либо без разрешительной документации.

Реализации таких схем способствовали изъяны в законодательстве. Но за это время мы существенно переработали законы. Могу не без гордости сказать, что удалось выстроить действенную систему защиты и устранить серые, криминальные схемы. Эта работа продолжается. Как раз в эти дни Госдума рассматривает предложенною мной поправку в УК, которая предусматривает ответственность за обман дольщиков. Сейчас нельзя взять у гражданина копейку, пока не будет зарегистрирован договор долевого участия. Застройщик, в свою очередь, обязан застраховать риски дольщика. В случае если объект не достроится, гражданину вернуть все деньги.

Вы стали депутатом от Самарской области в 2011 году. За это время в регионе многое изменилось. Какие перемены, на ваш взгляд, оказались самыми существенными?

Конечно, Самара изменилась за эти три года. Город стал более комфортным для жизни. Но далеко не во всем. Скорее, изменения носят точечный характер. Среди плюсов могу отметить реставрацию самарской набережной. Город становится чище, появляются новые объекты инфраструктуры. Мое мнение, что на многие позитивные процессы повлияла смена губернатора в регионе. Это как-то встряхнуло людей. С одной стороны, самарцы поверили власти. Это очень важно. Но с другой стороны, это накладывает серьезную ответственность на Николая Меркушкина, и ему это доверие обмануть никак нельзя.

Изменилась ситуация и в бизнес-кругах Самарской области. Например, алкогольный комбинат «Родник» лишился лицензии и намерен покинуть регион. Часть активов из области вывел бизнесмен Алексей Шаповалов. До сих пор с ним не завершились переговоры по покупке стадиона «Буревестник». Как вы думаете, как будет развиваться ситуация с самарским бизнесом в дальнейшем?

Что касается «Родника», то ситуация с ним никак не сопряжена с приходом губернатора Николая Меркушкина. Те проблемы, которые возникли у комбината, они не лежат в логике областной власти. Проверки, которые проводились на предприятии, осуществляет правоохранительный блок и контролирующие ведомства. Завод в любом случае от нас не уедет. Потому что ему ехать некуда. Перевод предприятия в госсобственность – неплохой вариант для комбината, так как потеря от простоев «Родника» для экономики области очень ощутима.

Я, честно говоря, не знаю деталей переговоров между правительством и Шаповаловым. Но в ближайшее время я буду встречаться с Юлией Степновой (министр имущественных отношений Самарской области), и мы это обсудим. Я сам начинал работу по возврату «Буревестника». И мой опыт подсказывает, что с Шаповаловым можно находить общий язык. Я напомню историю с вырубленными елями на участке, принадлежащем этому бизнесмену. Эта ситуация возмутила жителей Самары. Тогда у нас возник с ним конфликт. Но нам удалось договориться, и условием для перемирия стало то, что Шаповалов профинансировал строительство спортивных площадок в самарских школах стоимостью 40 миллионов рублей. Поэтому мы будем искать выход из этой ситуации с «Буревестником

Вы были инициатором установки памятников известным персонажам, связанным с Самарой – Юрию Деточкину, Буратино, солдату Швейку. Какие у вас есть еще идеи?

У нас большой шорт-лист по памятникам, которые запланировали установить до 2016 года. Например, скульптурная композиция «Аленький цветочек» в память об Аксакове. Также планируем установить скульптуру по мотивам повести «Детство Темы» Гарина-Михайловского. Помимо этого мы хотим воплотить в жизнь идеи, предложенные самими жителями города. Например, установить памятник бондарю, разливающему пиво, у Жигулевского пивзавода.

Расскажите о своих дальнейших политических планах после 2016 года.

Давайте сначала доживем до 2016 года. Мы существуем в динамичном и меняющемся мире и не знаем, что ждет нас на утро завтрашнего дня. Если ничего сверхординарного не произойдет, то я буду понимать свой дальнейший маневр. Но буду это делать только опираясь на позицию самарцев. То есть если жители города будут довольны моей работой – это одна история. Если нет – другая.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.