Top.Mail.Ru
Политика
Московская область
0

На Гайдаровском форуме ждали откровений. Услышали банальности

Стратегия работы правительства России в сложившихся условиях так и не была озвучена

Первый день проходящего в Москве VI Гайдаровского форума как-то особенно явно продемонстрировал отсутствие у российского правительства внятной стратегии борьбы с последствиями кризиса и стагнацией в экономике. Неутешительные для России факты – падение цены на нефть, грядущее снижение ВВП, неконкурентоспособность ряда отраслей отечественной экономики – зафиксировали, а вот что правительство предпримет для выравнивания ситуации, так и осталось за кадром.

Первый день проходящего в Москве VI Гайдаровского форума как-то особенно явно продемонстрировал отсутствие у российского правительства внятной стратегии борьбы с последствиями кризиса и стагнацией в экономике. Неутешительные для России факты – падение цены на нефть, грядущее снижение ВВП, неконкурентоспособность ряда отраслей отечественной экономики – зафиксировали, а вот что правительство предпримет для выравнивания ситуации, так и осталось за кадром. Обычные тезисы о переходе от сырьевой экономики к инновационной и декларация надежд уже не работают. Подробности – в материале «ФедералПресс».

От VI Гайдаровского форума, наверное, ожидали слишком многого, а именно – презентации членами правительства ни много ни мало программы, согласно которой Россия сможет максимально безболезненно пройти сквозь кризисные рифы. Однако крупнейшее экономическое мероприятие с амбициозной заявкой «Россия и мир: новый вектор» на деле оказалось дискуссионной площадкой; выслушать альтернативные мнения, конечно, штука полезная, но вряд ли уместная в сегодняшней ситуации.  

Финансово-экономический спад наступает по всем фронтам: падение стоимости нефти марки Brent, девальвация рубля, понижение рейтингов инвестиционной привлекательности России мировыми агентствами до «предмусорного». Высокий уровень инфляции уже даже на официальном уровне признан недопустимым, а падение российского ВВП в первом квартале 2015 года однозначно превысит 1 %, о чем накануне сообщил замминистра Минэкономразвития Алексей Ведев. По его словам, Минэкономразвития намеревается в апреле разработать несколько сценариев для борьбы с падением ВВП в зависимости от цены за баррель – 40, 50 или 60 долларов. «Проблема в том, что я не могу выбрать, какой из них будет базовый», – сетует чиновник, заявляя, правда, что, по его сведениям, в текущем году средняя стоимость нефти составит 60–80 долларов за баррель.

Очевидно, настроения в министерских кабинетах все еще можно назвать оптимистичными. Такое впечатление, что члены российского правительства предпочитают ожидать стабилизации экономической ситуации и перекладывать с завтра на послезавтра принятие единой программы поддержки и развития отечественной экономики, защиты российской денежно-кредитной системы. Заигравшись в этап обсуждения и выслушивания мнения оппонентов, чиновники не замечают или не хотят замечать рецессии, полагая, что для борьбы с ней у власти еще есть время. Об этом свидетельствует выступление премьер-министра России Дмитрия Медведева, принявшего участие в первом дне форума. Экспертное сообщество и представители бизнеса явно надеялись услышать наконец перечень антикризисных мер. Однако то, что было озвучено, явилось банальной констатацией фактов и призывом менять экономическую модель.

«Власть не пойдет на отказ от свободной конвертации рубля. Конечно, многое сейчас играет против российской валюты. Тем не менее я считаю политику Банка России правильной. Россия даже в нынешних условиях не собирается закрываться от мира, менять курс в сторону создания мобилизационной модели экономического развития. Для устойчивого экономического роста необходимо повысить доверие между людьми, бизнесом и государством. Пока, надо признаться, мы достаточно мало сделали для того, чтобы общество осознало: его успехи зависят от развития бизнеса. Старая энергосырьевая модель исчерпана. Это понимают все. Она не может дать ни устойчивого роста, ни стимулов для инвестиций в реальное производство», – отметил премьер, так и не сделав переход от вводной части к долгожданной программе правительства по преодолению начавшихся экономических проблем.

Единственное, что, по словам Медведева, власть намерена сделать – рассмотреть способы помощи населению, которое может пострадать из-за кризиса. Это, по словам премьера, и станет дополнительными антикризисными мерами (хотя основных мер, которые будут «дополнены», так и не озвучено). При этом глава правительства сообщил, что расходы бюджета на 2015 год, скорее всего, будет пересмотрены в связи с изменившейся экономической конъюнктурой и внутри страны, и на внешних рынках. Это никого не удивило: для власти, как выяснилось, падение стоимости нефти ниже 50 долларов стало сюрпризом, а бюджет верстался по совершенно иным сценарным условиям.

Все мы прекрасно помним разговоры о необходимости переформатирования российской модели экономики от сырьевой к инновационной. Об этом Медведев начал говорить еще в свою бытность президентом России. Летом 2014 года власти вынуждены были несколько изменить риторику – от сырьевой экономики нужно переходить к промышленной и инновационной, в первую очередь для того, чтобы не зависеть от импорта. И если еще полгода назад обсуждение подобных вопросов не резало ухо и глаз, то сегодня подобные разговоры заставляют наблюдателей испытывать как минимум беспокойство.

«О целях экономической политики правительства я спрашивал год назад. Теперь ситуация еще более серьезная, но ответа на этот вопрос до сих пор нет. Мы понимаем, что ставки постепенно будут двигаться вниз, понимаем, до какого уровня, понимаем, что будет делать Центробанк, но мы так и не понимаем, что будет делать правительство», – не сдержался глава Сбербанка России Герман Греф, наблюдая за перепалкой двух министров – экономического развития регионов и финансов.

До сих пор не ясно, чем руководствовались Алексей Улюкаев и Антон Силуанов, позволив себе публичную дискуссию на форуме о том, как надо работать в условиях кризиса. Глава Минфина выступает за сокращение всех категорий расходов государственного бюджета, а глава МЭР заявляет, в свою очередь, о невозможности снизить финансирование оборонной и социальной сфер. В итоге неэффективная дискуссия оказалась эффектной, вынуждающей задуматься о том, какое будущее нас ждет при отсутствии слаженной работы между министерствами. Единственное, о чем можно говорить с уверенностью, – грядущее уменьшение расходов бюджета на 10 %. На том и разошлись.

А форум продолжил свою работу. Оставшиеся два дня на площадках мероприятия пройдут публичные обсуждения разного рода экономических вопросов и проблем – от привлечения зарубежных инвестиций в страну и до судьбы арктического проекта. Тематический спектр крайне широк, однако общей картинки, резюмирующей это претенциозное событие, похоже, не стоит ожидать. Организатор – руководство Российской академии народного хозяйства и государственной службы – традиционно не станет составлять резолюции концептуальных предложений, что прозвучали от участников Гайдаровского форума. Хотя ректору РАНХиГС Владимиру Мау очень даже по силам положить подобного рода документ как минимум на премьерский стол.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.