Новости о старте российских продаж нового продукта ОАО «АвтоВАЗ» – кроссовера Lada XRay – практически совпали по времени с официальными сообщениями о многомиллиардных убытках предприятия за 2015 год и неофициальными – об увольнениях ответственной за маркетинг Lada Vesta Кристины Дубининой и перспективах возможной отставки президента компании Бу Андерссона.
Новости о старте российских продаж нового продукта ОАО «АвтоВАЗ» – кроссовера Lada XRay – практически совпали по времени с официальными сообщениями о многомиллиардных убытках предприятия за 2015 год и неофициальными – об увольнениях ответственной за маркетинг Lada Vesta Кристины Дубининой и перспективах возможной отставки президента компании Бу Андерссона. Региональные СМИ даже назвали имя того, кто может заменить Андерссона: глава КамАЗа Сергей Когогин. Эксперты полагают, что замена руководителя тольяттинского автогиганта может быть мотивирована с политической точки зрения. Несмотря на усилия власти по диверсификации экономики, Тольятти остается моногородом, полностью зависящим от АвтоВАЗа. За последние годы Бу Андерссон провел ряд экономически обусловленных, но непопулярных мер, из-за чего стал легкой мишенью для политических нападок. Массовые сокращения на АвтоВАЗе и его дочерних предприятиях, разрыв отношений с местными поставщиками, перенос производства Lada Vesta в Ижевск – все это аккумулировало негатив тольяттинцев в адрес руководителя главного предприятия города. Подробности – в материале «ФедералПресс».
В преддверии выборов в Государственную думу такое положение дел становится еще более опасным. Представители КРПФ уже в 2015 году начали использовать положение АвтоВАЗа ради политических дивидендов, проводя митинги в защиту уволенных рабочих и требуя отставки Бу Андерссона вместе с национализацией предприятия. Более того, о возвращении автогиганта в госсобственность заговорили и тольяттинские единороссы. В частности, депутат губдумы Николай Ренц.
Выправить положение
На XRay возложены большие надежды: продажи Vesta оказались существенно ниже ожидаемых (по неофициальным данным, планировалось, что до конца 2015 года будут проданы 5 тысяч автомобилей, но в действительности этот показатель составил только 2780 машин), а из опубликованной отчетности предприятия стало ясно, что в 2015 году убытки АвтоВАЗа составили 66,2 млрд рублей. При этом в запуск производства XRay инвестировали 10 млрд рублей.
О том, насколько важны продажи новых моделей, говорит и то, что их публично поддержали первые лица РФ: тест-драйв Lada Vesta провел президент Владимир Путин, во время визита на АвтоВАЗ премьер-министр Дмитрий Медведев опробовал Lada XRay. «Отличная машина, очень хорошая, приемистая, легкая в управлении», – сказал о «Весте» глава государства. «Очень комфортная, современная машина, которая ничуть не хуже любой аналогичной машины, которую делают иностранные производители. Мне кажется, у нее хорошее будущее», – делился впечатлениями об XRay председатель правительства. В Самарской области первым покупателем нового автомобиля стал губернатор Николай Меркушкин.
Чтобы привлечь внимание покупателей к Lada Vesta, АвтоВАЗ даже развязал рекламную войну с ближайшими конкурентами – корейскими марками Kia и Hyundai. Агентство MORE разработало макет для продвижения программы trade-in для «Весты», на котором была изображена недовольная девушка азиатской наружности в свадебном платье и слоган «Пора расстаться с не Вестой». Конкуренты отреагировали быстро, в интернете начали распространяться ответы на выпад тольяттинцев от имени разных производителей со слоганами «Наши неВесты не ломаются» и так далее. Впрочем, некоторые утверждают, что «реакцию со стороны конкурентов» также симулирует агентство MORE, чтобы привлечь к кампании дополнительное внимание. Руководитель пресс-центра ОАО «АвтоВАЗ» Сергей Ильинский эти предположения опроверг и добавил: «Мы приветствуем развитие темы нашей первой рекламной кампании в 2016 году со стороны наших коллег – этим они помогают нам».
Генеральный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков считает, что на руку АвтоВАЗу может сыграть тот же экономический кризис, который ухудшает его положение сейчас. «Сейчас судить об успехе или провале Lada Vesta на рынке слишком рано. Прошло слишком мало времени. Но ясно, что нужно искать адекватную цену для этого автомобиля, ниже сегодняшней. Кроме того, стимулировать рост продаж может дальнейшая девальвация рубля. Если рубль упадет еще сильнее, через полгода тот же Hyundai Solaris может стоить уже миллион, а на цене Lada это скажется меньше», – полагает Сергей Целиков.
Поставил в ступор
С политической точки зрения непопулярность Бу Андерссона у населения очевидно ослабляет его позиции. Конечно, прямо топ-менеджер АвтоВАЗа с политикой не связан, но оппоненты партии власти не стесняются объяснять происходящее на предприятии попустительством властей. Эксперты полагают, что функции кризисного менеджера Андерссон выполнил, как от него и ожидалось. Теперь же против него играет социальная напряженность, усилившаяся из-за выполнения этих самых функций. Да и одни из важнейших задач, поставленных перед предприятием, – запуск производства и продаж Lada Vesta и Lada XRay – уже выполнены.
Политолог Сергей Дьячков считает, что на выборах в Госдуму РФ в Тольятти важную роль сыграют традиционно сильные в городе оппозиционные настроения, помноженные на недовольство социальной политикой АвтоВАЗа. «Большинство сотрудников автозавода помнят советские времена, когда социальное благосостояние рабочих поддерживалось даже в ущерб экономике. Появление такого жесткого менеджера-капиталиста поставило их в ступор. К тому же тольяттинцы всегда были на передовых позициях в том, что касалось недовольства властью. Сочетание этих двух аспектов вполне может вызывать опасения, не случайно же на АвтоВАЗ ездят первые лица государства с обещаниями многомиллиардных субсидий. Может ли власть в лице госкорпорации «Ростех» пойти на смену непопулярного в народе топ-менеджера, чтобы сбросить напряжение? Может. Выполнил ли Андерссон на этом посту то, что было нужно? Выполнил. Мавр сделал свое дело, мавр может уходить», – сказал Сергей Дьячков, отметив, что, с другой стороны, власть может и пустить ситуацию в моногороде на самотек. «На Тольятти свет клином не сошелся. Один депутат от КРПФ в Госдуме расклад не поменяет», – резюмировал он.
Есть и противоположные мнения. Политолог Дмитрий Лобойко уверен, что отставка Бу Андерссона не будет политически мотивированной, ведь французские собственники из альянса Renault-Nissan от межпартийных разборок максимально далеки. «Политическая отставка Бу Андерссона маловероятна по нескольким причинам. Андерссон – французский менеджер, а французские собственники не озабочены выборами в Самарской области и мало интересуются выборами в России. Фактор стабильности для них – это федеральное правительство и президент. Следовательно, пропорция: ЕР, КПРФ, ЛДПР и СР влияет на них не больше, чем вспышки на Солнце. Наконец, отставка мало что решает. Избиратели не только жаждут крови, но и рассчитывают на решение своих проблем. А в текущих экономических условиях хороших решений у АвтоВАЗа нет. Сокращения будут при любом руководителе. Отставка Бу Андерсона если и случится, то будет не политической. Корни ее будут лежать в конфликте интересов французских и российских собственников предприятия», – сказал Дмитрий Лобойко.