После того как прокуратура Ленобласти провела пресс-конференцию по предварительным итогам проверки центров реабилитации наркозависимых в Кингисеппском районе, сотрудники «Новой жизни» организовали поездку СМИ в поселки Котлы и Преображенка, где живут и трудятся реабилитанты. Подробности – в материале «ФедералПресс».
После того как прокуратура Ленобласти провела пресс-конференцию по предварительным итогам проверки центров реабилитации наркозависимых в Кингисеппском районе, сотрудники «Новой жизни» организовали поездку СМИ в поселки Котлы и Преображенка, где живут и трудятся реабилитанты. Подробности – в материале «ФедералПресс».
От 30 до 40 % реабилитантов ВИЧ-инфицированы
Экскурсия в «Новую жизнь» началась с офиса организации в Санкт-Петербурге, в подвале дома № 5 на Дрезденской. В главном зале, который является одновременно и игровой комнатой, бросается в глаза стена, на которой висит несчетное количество грамот за аграрные достижения и антинаркотическую деятельность. Рядом – плакат с коллажем из фотографий счастливых выпускников. Есть просторный зал для родительских собраний. Еще в двух комнатах заканчивается ремонт. По словам сотрудников, еще не так давно здесь крысы бегали, два года назад встречались с желающими пройти реабилитацию прямо на улице, пока отец одного из выпускников, бывший депутат, не помог найти подвальное помещение на Дрезденской.
Руководитель городского департамента «Новой жизни» Сергей Разов подробно рассказал, как проходит прием наркозависимых. «Если человек решил для себя, что он собирается пройти у нас курс лечения, то мы отправляем его на медкомиссию. Проверяется кровь на ВИЧ, сифилис, гепатиты. Кожно-венерологический диспансер выдает справку, что нет каких-то проблем. Таково требование санэпидемстанции к проживанию в общежитии. Хочу подчеркнуть, что, соблюдая наши правила, всем этим заразиться друг от друга невозможно, конечно», – уверен глава городского департамента организации.
Отказать могут при открытой форме туберкулеза и подобных инфекционных заболеваниях, при серьезных психических изменениях. СПИД не является препятствием. «Я не могу назвать вам цифры ВИЧ-инфицированных – это закрытая информация, но примерно 30–40 % наших реабилитантов больны СПИДом. Если наркоман находится под следствием, то мы рекомендуем прийти в полицию с нашей справкой о том, что мы берем его на реабилитацию. Как правило, идут навстречу. Срок реабилитации – полтора года. Изначально было вообще три месяца, потом – шесть. Но мы поняли, что люди не успевают прийти в себя за этот срок. Далее идет следующая ступень – «адаптация». Реабилитанты начинают жить в городе. У нас есть адаптационная квартира. Тут те же правила, только жизнь уже в мегаполисе, где соблазны и старые друзья. Мы помогаем в трудоустройстве. Фраза «бывших наркоманов не бывает» – это лишь позиция медицинских работников. Бывает! Примерно 50 на 50», – подчеркивает Сергей Разов.
Директор по PR «Новой жизни» Сергей Михайличенко отметил, что 87 % наркоманов продолжают принимать наркотики, потому что родители не понимают, что нужно делать и как себя вести. «Человек становится уникальным эгоистом. А родители ему помогают – они очень за него переживают, продолжают кормить, одевать, давать деньги», – пояснил собеседник агентства.
Земля в Преображенке оформлена на пятидесятническую церковь
Центры в Кингисеппском районе состоят из стареньких, местами уже разрушающихся зданий и занимают территорию около 125 га, на которой также находятся сельскохозяйственные угодья. Выращивают на них картофель, морковь, капусту и другие овощи.
В поселке Котлы центр располагается в бывшем военном городке и занимает площадь в 75 га. Убранство, соответственно, весьма скромное. Работники все более-менее облагородили и даже построили баню с бассейном. Живут реабилитанты в своих комнатах. От двух до шести человек в каждой. Спят на двухъярусных кроватях.
На огромном складе хранятся собранные и законсервированные овощи. Всюду ящики, доверху наполненные кочанами капусты и свеклой. Половину одного из помещений склада заняла внушающая гора из картофеля.
Второй центр находится в сорока минутах езды от Котлов, в поселке Преображенка, и занимает территорию в 50 га. Там находится свое кафе, фитнес-зал, большая часть оборудования которого сделана руками реабилитантов. Условия жизни такие же, как и в Котлах. Кстати, местные жители с удовольствием пользуются бесплатной баней центра.
В конференц-зале вдоль стен стоят деревянные столы, на которых разложено несколько Библий. Показывая это помещение, депутат Усть-Лужского совета, сотрудник «Новой жизни» Станислав Ефимов заметил: «Видите, не скотские у нас условия. Мы не в подвалах живем. Кстати, земля в Преображенке оформлена на пятидесятническую церковь. Центр платит ей аренду. Мы осуществляем их деятельность».
Раньше в «Новой жизни» активно развивалось животноводство. Попытались разводить кроликов, завели 10 тыс. особей. Но, как посетовали сотрудники, к сожалению, нет в России специалистов по кролиководству, всего 2-3 ветеринара на весь Северо-Запад, а болеют животные постоянно и умирают тысячами. Потом разводили овец, свиней и даже собачек. Был целый питомник шпицев. Но себестоимость оказалась слишком высокой, и в центре пришли к выводу, что содержать животных невыгодно. Остались только грамоты и медали за успехи в животноводстве. «Сейчас мы 50 % на самообеспечении, остальное – за счет благотворительности. Есть пожертвования с Запада», – уточнил Сергей Михайличенко.
По словам Сергея Разова, в середине 90-х годов Сергей Матевосян, руководитель «Новой жизни», открыл отделение центра в Америке, в Миссури. Первым реабилитантом был американец. «Его папа – продюсер боксеров. Раньше семья жила в Лас-Вегасе. И тут Миссури! Как Майкл негодовал, сопротивлялся, но через некоторое время взял себя в руки и успешно прошел курс реабилитации. Женился на русской прихожанке церкви. Сейчас в американском центре большинство реабилитантов – русские эмигранты», – рассказал Сергей Разов.
Свобода – это отсутствие наркотиков
Работники и стажеры «Новой жизни» отмечали, что уехавшие, не окончив курса, реабилитанты, как правило, возвращаются. Ведь люди, у которых получилось избавиться от этого порока, общались с ним и на живом примере демонстрировали, что все возможно. А это является сильной мотивацией для наркозависимого.
«У многих не получается пройти реабилитацию. Их это бесит, и они потом распространяют дикие слухи. Говорили, что у нас в бункере находится казино. Что якобы мы всех заставляем пахать, а сами вечно сидим в этом бункере. На деле там склад припасов, – рассуждает про природу слухов о «Новой жизни» Сергей Разов. – Судачили о вышке одного из операторов сотовой связи. Якобы в тела реабилитантов вживляют микрочипы и отслеживают их передвижение. Чего только мы не слышали. Вот так и появляется «рабский труд». В передаче «Пусть говорят» показали человека с затемненным лицом, который говорил, что у нас едят комбикорм. Дело в том, что когда мы разводили кроликов, кто-то действительно ел комбикорм. Он реально вкусный, как семечки. Вы сами попробуйте. Только пожарить надо. Но с экрана представляете, как это звучало».
Стажер Жанна, закончившая реабилитацию год назад, рассказала короткую историю своей жизни, из которых шесть лет она принимала наркотики. «Дочке моей пять лет. Меня лишили материнства. Я, не дожидаясь суда, уехала на реабилитацию. Отец дочки находится в местах лишения свободы. Я не хочу возвращаться. Здесь мой дом, семья. Дочку сюда хочу привезти. Сама я закончила девять классов. В центре меня всему научили. Консервировать овощи, например. Для меня это новшество. Главное, я научилась общаться с людьми. До этого в социуме вообще не могла находиться. Мне 26 сейчас. Я только приобрела желание и стремление достигать цели. Я не знаю, почему многие уходят. У них своеобразное представление о свободе. Для меня свобода – это отсутствие наркотиков. Я не хочу возвращаться к старой жизни», – говорит Жанна.
В разговор вступает еще одна девушка по имени Алла с похожей судьбой: «Моей маме 55 лет. Она всю жизнь сидела по тюрьмам, и сестра сидела. Я закончила реабилитацию, сейчас работник центра. Мне здесь хорошо. Нет желания возвращаться. Почему? Это сложно объяснить...».
Станислав Ефимов озвучил статистику, согласно которой из тысячи успешно прошедших реабилитацию человек примерно 100 остались в центре. «Все придирки к тому, что это какой-то рабский труд, некорректны. Если работают реабилитанты, то по трудовому законодательству работой это считать нельзя. Если сотрудники, это уже другое дело. С ними есть договора. Грубо говоря, работник – это тот, кто не реабилитант», – пояснил депутат.
К беседе присоединились Маша и Катя, они работают в Питере, также бывшие реабилитанты. «Мы старшие по девочкам в городе. Учим, как пользоваться деньгами. Покупать то, что надо, а не то, что хочется. Для вас это само собой разумеющиеся вещи, – поясняет Маша. – А так еще работаем в городе, разносим почту. Со многими людьми больше не удалось наладить контакты. Недоверие осталось. В прошлой жизни мы вели себя ужасно, отношение объяснимо, конечно. Я не с первого раза прошла реабилитацию. Пыталась девять лет. Сейчас широко рекламируют сигареты и алкоголь. Стоит просто фильмы все эти посмотреть. Человек колется и пьет два года, потом он активно ищет выход. У меня была зависть. Я видела, что у кого-то получилось, а у меня нет. Поэтому я девять лет и пыталась. Если бы не было этого места, я бы уже умерла в тюрьме или в подвале каком-нибудь».
Бывший реабилитант Алексей заявил, что здесь приобрел свободу. «Потому что есть такая сила, которая меняет человека изнутри. Воскрес другой. Только Бог может мне подобных изменить. Все это время у меня не было детей, а сейчас – четверо», – поведал Алексей.
Местные жители требуют отстранения главы администрации
Поводом к проверке центров в Кингисеппском районе, считают в «Новой жизни», послужили два письменных обращения местных жителей на имя губернатора Ленобласти Александра Дрозденко в июне и сентябре.
«Мы рассчитывали, что Вы как высшее должностное лицо Ленинградской области примете реальные меры по стабилизации обстановки на нашей территории, – сообщается во втором письме. – Однако мы видим, что каких-либо действий со стороны должностных лиц предпринято не было, а ситуация, которая складывается сейчас, стала еще более сложной. Многим из тех, кто подписал то письмо, стали поступать угрозы. Мы реально опасаемся за свою жизнь и жизнь наших близких. Наши обращения в правоохранительные органы результатов не дали, по всем заявлениям мы получили ответы-отписки, что «лиц, совершивших противоправные действия, опросить не представилось возможным в связи с их неявкой, поэтому в возбуждении уголовного дела отказано».
Авторы письма требуют отставки главы администрации Усть-Лужского поселения г-на Астрецова от должности. «Именно он и его помощники, к сожалению, избранные нами, депутаты Матевосян, Ефимов, Ефимова и Назаров являются основным препятствием для нормализации обстановки на территории поселения. Эти господа как-то забыли, что являются избранниками народа и должны работать для него, а не для обеспечения своего благосостояния, причем не всегда законными способами», – говорится в письме.
В нем утверждается, что Астрецов был назначен в 2009 году на должность, несмотря на то что ранее был судим за хранение наркотиков и приговорен к двум годам условно, дважды лечился от наркозависимости в АНО «Новая жизнь». Кроме того, для назначения на должность главы администрации в соответствии с законом ему не хватало около шести месяцев трудового стажа. «Для этого в АНО «Новая жизнь» был сделан дубликат трудовой книжки, где была запись о его работе в качестве руководителя жилищно-коммунальной службы реабилитационного центра, т. е. им совершено правонарушение, которое влечет за собой уголовную ответственность», – утверждается в письме губернатору.
В качестве претензий к депутатам указываются присвоение и продажа земельных участков, строительство без разрешительных документов в районе Косколово кафе «Шашлык-Машлык», девяти домов и двух бань. При этом в письме подчеркивается, что местным жителям в Преображенке не разрешают приватизировать квартиры и землю вокруг дома. Также в приведенном перечне нарушений значатся: попытка продать берег залива в д. Гакково, продажа 18 гектаров земли береговой зоны реки Луга в пос. Усть-Луга, скупка у старых людей участков в д. Курголово и их перепродажа «нужным людям», продажа с аукциона участка лесной земли у Липповского озера под строительство коттеджей. Это лишь скромная часть из всего списка претензий.
«За всем этим стоят названные депутаты и глава администрации. Они являются руководителями АНО «Новая жизнь». Считается, что эта некоммерческая организация, однако коммерция в их деятельности присутствует повсеместно. Люди, проходящие реабилитацию, работают на руководство центра. Иначе как объяснить то, что с таким размахом делаются дела: строительство, обслуживание жилых домов, торговля, кафе, деревообработка, СТО, тренажерный зал и многое другое. Люди, приехавшие «лечиться» и «прошедшие курс реабилитации», остаются здесь навсегда», – утверждается в послании главе региона.
Руководитель «Новой жизни» Сергей Матевосян дал ответ на некоторые положения этого письма. По его словам, основные подписанты заявления – это группа заинтересованных лиц, которые так или иначе были связаны с предыдущей властью поселения. «Продажа земельных участков – абсолютно законная процедура. Пытаются «демонизировать» нормальную вещь. Некоммерческая организация имеет по закону право заниматься любым видом бизнеса, указанным в уставе организации, для обеспечения уставных целей».
В «Новой жизни» убеждены – их выдавливает Усть-Лужский порт
Во время одной из проверок, по словам сотрудников «Новой жизни», 22 ноября, сотрудники прокуратуры выясняли подлинность информации, появившейся в СМИ, о подложных подписях под заявлением граждан о нарушениях в АНО «Новая жизнь. «Безусловно, мы рады тому, что прокуратура решила проверить подлинность подписей. Странно то, что это не было сделано раньше. Очень надеемся, что прокуратура действительно хочет разобраться в ситуации, а не просто пытается подогнать действительность под выгодный кому-то результат», – надеется директор по PR «Новой жизни» Сергей Михайличенко.
Напомним, в начале лета в Усть-Лужском поселении проходил сбор подписей против строительства железнодорожного моста. Организовывала его, как утверждают в «Новой жизни», инициативная группа, состоящая из бывших муниципальных депутатов, а подписи собирались на чистых местах.
«Это же Ленобласть. Там ни у кого не возникает вопросов «под чем я подписываюсь». Люди очень доверчивые. И вот сбор подписей прошел. Через какое-то время поступило обращение граждан в прокуратуру. Всего в письме четыре подписи, остальные на сборных листах. Сколько их там всего? Непонятно. На пресс-конференции прокуратура говорила о 240 подписях. Сейчас, когда они приехали проверять эти подписи, говорили уже о 80. Люди приходили и говорили, что подписывались совсем не под этим обращением. Но человек 12 сказали, что действительно подписывали именно это», – добавил Сергей Михайличенко.
«Тут причастны компании, так или иначе аффилированные с портом. Раньше местная администрация была сформирована с учетом интересов этих компаний. Потом эти ребята выборы проиграли и потеряли согласовательный ресурс. Некоторые их объекты были заморожены по объективным причинам нынешней администрацией. Поймите, у нас золотые земли, огромная территория, все коммуникации есть, мы сами построили котельную, есть сельскохозяйственные угодья. Очень хорошо можно развернуться. В районе активно идет гостиничный бизнес. И «понаехали тут» наркоманы», – объясняет ситуацию депутат, представитель «Новой жизни» Станислав Ефимов.
Проверки продолжаются
Проверки в центре продолжаются. Станислав Ефимов прокомментировал эту ситуацию: «Полиция нас понимает. Девушка из МЧС сказала, что напишет заявление об уходе. Так, как нас, еще никого не проверяли. Мы пишем протест, нам 90 пунктов нарушений дали. И хотят нас по-быстрому закрыть. Не приостановить деятельность, а закрыть. Без всяких 90 дней, сразу в огонь. Там такие пункты, знаете. Они есть у всех. А нас закрывают. Лузин, замначальника областного МЧС, даже аттестацию не прошел, а возглавлял эту проверку. Еще заведено уголовное дело. Был у нас один реабилитант. Он позвонил в полицию, сказав, что его удерживали насильно и пичкали наркотиками. Мы подаем заявление на лжесвидетельство. Есть два пути закрытия центра. Накидывают много административки. Если это не прокатывает, в ход идет уголовка. Тут пошли сразу двумя путями. Мы тоже подали в следственное управление по СПб по поводу противоправных действий со стороны сотрудников прокуратуры».
Директор по PR Сергей Михайличенко сетует на то, что о ребилитантах никто не думает, а они в стрессовой ситуации. «Многие просто уехали после всего этого. Не забывайте, какой это контингент. Они только увидят прокурора, у них уже коленки трясутся. Там дальше говорить ничего не надо. Поймали реабилитанта, который просто мусор пошел вынести. Они его вопросами завалили. Он и замялся, сказал, что работник, но ничего не подписывал», – негодует Сергей Михайличенко.
Он также рассказал, что комиссия, состоящая из сотрудников прокуратуры и, возможно, органов соцопеки, побывала в школе и детском саду в поселке Котельский, где находятся дети сотрудников «Новой жизни». Детей работников центра вызывали в кабинет директора, где задавали вопросы об образе жизни их родителей и жизни на территории центра.
«Провели очень жесткий допрос среди детей. Спрашивали, чем занимаются родители, куда ходят в свободное время. Ряд вопросов носил явно провокационный характер, к примеру, детей спрашивали, нравится ли им жить со своими родителями, – продолжил Сергей Михайличенко. – По словам представителей комиссии, они осуществляли опрос детей по устному поручению помощника прокурора по Ленинградской области Зайцевой Натальи».
Адвокат «Новой жизни» Николай Семенов сообщил «ФедералПресс», что 28 ноября в здании областного МЧС было рассмотрено дело об административном правонарушении со стороны «Новой жизни», по итогам которого назначен штраф в размере 531 тыс. рублей.
«21 ноября сотрудники МЧС незаконно проникли в жилище реабилитантов, – заявил адвокат. – «Новая жизнь» будет подавать заявление о возбуждении уголовного дела в отношении МЧС за незаконное проникновение в жилище по ст. 139 УК РФ. Также подадим заявление на уголовное дело по ст. 286 УК РФ в отношении заместителя прокурора ЛО Есипова за превышение должностных полномочий. Проверку проводить, конечно, можно, может, даже и нужно, но надлежащим образом. Прокуратура должна была обратиться в суд и доказать, что проверка необходима».
В пресс-службе МЧС Ленобласти данную информацию не подтвердили и не опровергли.
По словам адвоката, суд по факту административных правонарушений со стороны «Новой жизни» пройдет в Кингисеппском городском суде ориентировочно 19 декабря, МЧС в исковом заявлении требует приостановить деятельность центра на 90 суток и назначить еще один штраф до 250 тыс. рублей. Кроме этого, он сообщил, что возбуждено уголовное дело по статье 330 УК РФ «Самоуправство». «Однако его процессуальный статус еще не определен», – добавил адвокат.
В прокуратуре Ленобласти сообщили «ФедераПресс», что проверка «Новой жизни» еще не окончена и о ее результатах пока рано говорить.