Ямал всегда впечатлял своими ресурсами: только начальные суммарные запасы газа оцениваются в 147,3 трлн кубометров. Однако добыча полезных ископаемых – лишь часть глобальной задачи людей на этой территории. Сейчас власти арктического региона и нефтегазовые компании активно создают мощную инфраструктуру, которая позволит связать Ямал с транспортной системой страны, наладить переработку и транспортировку нефти и газа в российские регионы и за рубеж.
Ямал всегда впечатлял своими ресурсами: только начальные суммарные запасы газа оцениваются в 147,3 трлн кубометров. Однако добыча полезных ископаемых – лишь часть глобальной задачи людей на этой территории. Сейчас власти арктического региона и нефтегазовые компании активно создают мощную инфраструктуру, которая позволит связать Ямал с транспортной системой страны, наладить переработку и транспортировку нефти и газа в российские регионы и за рубеж. Об этом в интервью «ФедералПресс.Урал» рассказал врио губернатора ЯНАО Дмитрий Кобылкин.
Сегодня Ямал – это своеобразная кладовая углеводородов для России и портал в Арктику. Один из самых крупных реализуемых в округе проектов – это, конечно, «Ямал СПГ». Расскажите, пожалуйста, как его реализация отразится на жизни региона?
«Ямал СПГ» – уникальный проект. В нем заложена инновационная идея производства СПГ на Крайнем Севере, прямо на месте добычи, когда за счет естественных факторов (очень холодно в Арктике) снижается себестоимость производства. При этом потребителю идет готовый продукт, а НДС остается в стране. В целом «Ямал СПГ» – это очень дальновидный и яркий пример того, как можно и нужно переводить отечественную энергетику на новые рельсы, делать ее мобильной, независимой и эффективной.
Второе дыхание экономики округа, да и экономики страны в целом откроется с активизацией движения по Северному морскому пути и вводом морского порта Сабетта. А дальнейший градус движения по Севморпути во многом зависит от реализации проекта «Северный широтный ход». При нашем активном участии он стал частью «Транспортной стратегии России до 2020 года». Мы начинали его собственными силами со строительства автомобильной дороги Надым – Салехард. В целом Северный широтный ход – это недостающее звено протяженностью всего 707 километров железнодорожного полотна, которые закольцуют Северную и Свердловскую железные дороги. Это обеспечит устойчивую и экономически привлекательную межрегиональную транспортную связь и позволит вывести транспортную систему России к Севморпути – через новый российский арктический порт Сабетта. Какие бы вызовы перед нами ни возникали, мы останавливать инфраструктурные проекты не будем. Это налоги, это будущее совершенствование инфраструктуры Края Земли, это детсады, жилье, социальная поддержка нуждающихся.
Расскажите о развитии транспортной инфраструктуры. На Ямале уже пущен участок дороги Салехард – Надым, о необходимости которой много лет велись разговоры. Каковы дальнейшие планы? Что нужно сделать для того, чтобы инфраструктура Ямала стала удобной и для его жителей, и для нефтегазовой отрасли?
Чтобы было так, как хочется, нужно работать. Работать на результат. Возвращаясь к проекту «Северный широтный ход», который призван интегрировать транспортную систему России в логистическую инфраструктуру арктической зоны, скажу так: он реализуется. Основное его звено – строительство автодороги Надым – Салехард. Сегодня из 337 км общей протяженности автодороги только 60 км являются нетронутыми. На всех остальных участках – либо работы уже закончены и дорога одета в асфальт, либо работа идет полным ходом: отсыпается полотно, возводятся мосты. Вдоль оси этой трассы протянется нить железной дороги, которая соединит округ с всероссийской сетью магистралей, соединит запад и восток Ямала, разгрузит движение по Транссибирской магистрали и Свердловской железной дороге, предоставит многим регионам России доступ в Мировой океан через Севморпуть. И этот проект – едва ли не самый главный для того, чтобы ямальская инфраструктура стала действительно удобной.
Как выстраивается взаимодействие региональных властей с крупными нефтегазовыми компаниями, реализующими проекты на Ямале?
Предприятия топливно-энергетического комплекса – это основные налогоплательщики Ямала. Каждый кубометр газа, каждая тонна нефти, естественно, влияют на дальнейшее развитие региона. Поэтому и каждый новый проект для округа – это новые рабочие места, дополнительные поступления в бюджет, это развитие транспортной и особенно необходимой Заполярью социальной инфраструктуры. Поэтому с каждым годом совершенствуется практика подписания соглашений о сотрудничестве с крупными нефтегазовыми компаниями. С Газпромом, «Новатэком», «Газпром нефтью», Роснефтью, «ЛУКойлом» и другими компаниями мы уже запустили несколько серьезных инфраструктурных проектов. Кроме того, компании ТЭКа – постоянные участники благотворительных и социальных акций. По сути, мы вместе работаем на достижение одной цели – изменить сложившийся стереотип о Ямале, чтобы округ был на слуху не только как газовая провинция страны, а славился сильной и современной инфраструктурой, которую реально создать в Арктике.
Если детально разобрать соглашение о сотрудничестве, которое мы регулярно заключаем, то первое, что бросается в глаза, – это объем самого документа. В нем описаны практически все стороны жизни и деятельности автономного округа: от поставок природного газа и программ по газификации до обеспечения товарами населения и проектов по поддержке коренных северян.
Один из наиболее болезненных вопросов в сфере нефте- и газодобычи – соблюдения требований экологической безопасности и сохранения ареала жизни коренных народов. Есть ли сложности в этой сфере на Ямале? Как их решают?
Хотим мы того или нет, человек идет за ресурсами. Ресурсы – в Арктике. А природа Арктики хрупка до необыкновенности. Немногие представляют, что, например, на полуострове Ямал, где Газпром реализует крупнейший в мировой практике проект по освоению богатейших месторождений, – практически нет почвы. Вечная мерзлота прочно скрепила взвесь из песка, торфа, воды, органики. И на этом необычном основании вырос высокотехнологичный комплекс по добыче и транспортировке углеводородов, построены дороги, возведены мосты. И через эти новые трассы специальной тканью выложены переходы для оленей! Такого не делал никто в мире. И никто до этого не получал разрешения на работу в арктических широтах от оленеводов.
Я не устаю повторять: ни один мало-мальски значимый промышленный проект на Ямале не получит разрешения на реализацию, пока не пройдет согласование у коренного населения. Именно жители тундры – оленеводы, рыбаки, представители общин коренных северян – дают разрешение на начало работ. Потому что они настоящие хранители Арктики. Они знают эту природу, они живут в ней. И наша задача – обеспечить им комфортное проживание и предоставить возможность развивать исконные отрасли хозяйствования.
Сегодня на Ямале действуют 15 полигонов экологического мониторинга. 79 тысяч из 770 тысяч квадратных километров, то есть 11 % всей территории округа, имеют статус особо охраняемых природных территорий. Для понимания: эта площадь равна территории среднего государства в Европе.
Обязательно интересы коренного населения и экологическая безопасность территории оговариваются в соглашениях о сотрудничестве между правительством Ямала и компаниями, работающими у нас. Совместными усилиями строятся фактории, перерабатывающие комплексы, объекты транспортной и социальной инфраструктуры, реализуются научные проекты. Главный для нас принцип: Арктику не нужно покорять, ее нужно обживать. Этому правилу мы следуем строго.
Ямал – это не только ресурсы, но и люди. Что сейчас делается для того, чтобы население не уезжало из ЯНАО и не воспринимало его как «времянку», что, как ни крути, свойственно многим жителям отдаленных территорий?
Ямал сейчас совсем другой. Да, это Крайний Север со всеми вытекающими последствиями. Но это еще и комфортные города и поселки, где люди живут насыщенной полной жизнью. Они работают в сложных, порой экстремально сложных климатических условиях, но они прекрасно понимают значение своего труда для всей нашей страны. Поэтому мы столько сил отдаем благоустройству территории, строительству жилья, социальной и транспортной инфраструктуры.
Ямальцы кроме весьма и весьма значительного вклада в развитие экономики всей страны делают еще одно крайне важное дело – они, живя здесь, в Арктике, укрепляют северные рубежи нашей страны. Мы точно знаем, что даже в Арктике есть возможность решить вопрос продовольственной безопасности, причем не только в оленеводстве, но и в нетрадиционных для Севера отраслях – в картофелеводстве, молочном животноводстве. Мы строим рыборазводные заводы, будем развивать прибрежное и морское рыболовство в Карском море. За последние четыре года на Ямале ввели в эксплуатацию более миллиона квадратных метров жилья – новоселье справили более 50 тысяч ямальцев, то есть каждый десятый житель округа. Ветеранам освоения Севера, проживающим на Ямале, предлагается переезд в комфортные квартиры в Тюмени, где арктический регион возводит целые микрорайоны.
Острую проблему нехватки детсадов решим к 2016 году. И детсады строим замечательные – с бассейнами, зимними садами, хореографическими и спортзалами. Наши дети не могут, как в средней полосе России, поиграть во дворе в ноябре при 50-градусных морозах. Поэтому задача власти – сделать так, чтобы дети имели возможность нормально развиваться. За два последних года мы с помощью ТЭКа построили более 40 спортивных сооружений, а общее число введенных спортивных объектов приближается к тысяче. Все это, конечно, влияет на самочувствие ямальцев. Люди уверены в завтрашнем дне, они планируют свою жизнь. Несмотря на экстремальный климат, Ямал по рождаемости в первой пятерке регионов страны. Причем 60 % всех родившихся – вторые и последующие дети.
На слуху теперь Арктика. А что такое Арктика? Да – это инновации, наука, промышленность. Но в первую очередь это люди, которые умеют в тяжелейшем климате строить дороги, укладывать рельсы, заниматься сваркой, прокладкой труб, строительством заводов. Это наше преимущество. Громадное.
В прошлом году на Ямале отменили прямые выборы губернаторов. Выборы по новым правилам назначены на сентябрь этого года. СМИ неоднократно сообщали, что ямальский губернатор может сменить кресло руководителя округа на федеральный пост. Прокомментируйте, пожалуйста, насколько это соответствует действительности.
Комментарий короткий: это слухи. Что касается отмены выборов, то я за решение президента. На стратегических территориях губернаторы должны назначаться. На Ямале мне работы хватает – выше крыши. И я получаю от нее огромное удовлетворение. Нужно идти вперед, не отклоняясь от выбранного курса. И Ямал здесь как ледокол. Идет вперед с заданной скоростью. Быстрее пока нельзя, потому что льдины кругом, опасно. Но и медленней нежелательно, потому что сзади караван идет.
РИА «ФедералПресс» благодарит за помощь в подготовке интервью организаторов конференции «Ямал Нефтегаз 2015» – компанию Vostock Capital.