Top.Mail.Ru
Политика
Уральский ФО
0

Уральским законопроектом о неэффективных собственниках заинтересовались политики

В Екатеринбурге 7-8 июня 2012 года начнет свою работу шестая сессия Европейско-Азиатского правового конгресса. О работе экспертной группы «Перспективы модернизации экономики и совершенствование предпринимательского (коммерческого) законодательства России, государств-членов ЕврАзЭС, ШОС и ЕС» «УралПолит.Ru» рассказал руководитель группы, заведующий кафедрой предпринимательского права УрГЮА Владимир Белых.

В Екатеринбурге 7-8 июня 2012 года начнет свою работу шестая сессия Европейско-Азиатского правового конгресса. О работе экспертной группы «Перспективы модернизации экономики и совершенствование предпринимательского (коммерческого) законодательства России, государств-членов ЕврАзЭС, ШОС и ЕС» «УралПолит.Ru» рассказал руководитель группы, заведующий кафедрой предпринимательского права УрГЮА Владимир Белых.

Владимир Сергеевич, расскажите об основных направлениях работы вашей экспертной группы.

Экспертная группа, которую я возглавляю, уже несколько лет работает над проблемами совершенствования предпринимательского (коммерческого) законодательства государств ЕврАзЭС, ШОС, Евросоюза.

Наша экспертная группа консолидированная, и в ней несколько основных направлений. Первое направление – это предпринимательское (коммерческое) законодательство, второе – банковское законодательство, третье – страховое законодательство, четвертое – энергетическое законодательство. Ну и, можно сказать, еще одно направление, которое является новым, – это транспортное законодательство.

Каждое направление курирует тот или иной специалист, и в каждом направлении есть свои эксперты. Поэтому работа – в рамках экспертной группы. Мы за эти годы смогли добиться не только теоретических разработок, но и практических документов.

Что содержится в этих документах?

Первый документ. В рамках Межпарламентской ассамблеи государств ЕврАзЭС нами были подготовлены концепция и примерная структура законодательства о фондовом рынке государств ЕврАзЭС. Эта концепция была одобрена на одном из заседаний Межпарламентской ассамблеи, и в настоящее время работа продолжается. С моей точки зрения, это очень интересная работа не только для государств ЕврАзЭС, но и для других, включая страны ШОС и даже Евросоюза. Это первое.

Второе. По заданию Министерства транспорта России мы принимали участие в разработке примерной структуры и концепции Единого транспортного кодекса России. Была проведена очень большая работа. И мы такую концепцию и примерную структуру разработали. Я был приглашен на одно из заседаний Министерства транспорта России, где доложил о результатах выполненной работы. Более того, была подготовлена книга – монографическое исследование – в издательстве «Проспект» под названием «Транспортное законодательство России, государств ЕврАзЭС, ШОС и Евросоюза». Это, пожалуй, единственная книга на всем постсоветском пространстве, которая была посвящена этой проблематике.

Третье направление. По заданию Федеральной налоговой службы России (ФНС) я был назначен руководителем рабочей группы по подготовке очень серьезного документа – это обзор законодательства, а также судебно-хозяйственной практики по теме: «Минимизация расходов арбитражных управляющих в делах о несостоятельности (банкротстве)». С моей точки зрения – уникальная тема. Мне было очень приятно, что именно наша группа смогла выйти именно на такой грант, на такой успех, потому что это связано с таким федеральным органом, как налоговая служба. Я считаю, что мы подготовили достаточно интересный материал с учетом опыта зарубежных стран, где главным образом рассматривались вопросы: какие расходы несет арбитражный управляющий в делах о банкротстве, где есть определенные схемы, которые можно использовать для того, чтобы эти расходы не минимизировать, а, наоборот, увеличивать  за счет конкурсных кредиторов и, прежде всего, за счет должника.

Следующее направление, которым мы можем тоже гордиться, это тоже в рамках нашей экспертной группы, – по заданию бывшего губернатора Свердловской области  Эдуарда Росселя был подготовлен проект федерального закона об управлении собственностью и концепция. Дело в том, что принято считать: на территории Российской Федерации очень большое количество предприятий, по оценкам, 60-70 %, – это те предприятия, которые являются неэффективными. Более того, считается, что эти предприятия являются не только неэффективно работающими, но еще и банкротами. Возникает вопрос: что с ними делать? Существует, например, система несостоятельности (банкротства), можно их обанкротить. Но дело в том, что некоторые предприятия не подпадают под банкротство. Их нельзя обанкротить по неким формальным признакам, т. е. речь идет о том, что у них есть прибыль, они никому не должны. Но эти предприятия, что они делают? Они не используют свои денежные средства и прибыль для того, чтобы модернизировать основные фонды. Они не используют эти деньги, чтобы можно было направлять на социальные нужды трудового коллектива. Практически можно сказать, что эти деньги просто разворовываются. И поэтому тогда Эдуард Россель был встревожен именно этой статистикой. И такой проект федерального закона, очень уникальный проект закона, разработали и представили в правительство Свердловской области.

Насколько этот законопроект востребован в сегодняшней ситуации?

Нашим проектом закона заинтересовались некоторые политические партии, например, «Справедливая Россия», ЛДПР. У меня даже были встречи. В частности,  Сергей Миронов и Александр Бурков, другие. Они заинтересовались концепцией подготовки этого федерального закона, а также моей идеей о возможности разработки и принятия в России закона о национализации и деприватизации. В любом случае я хотел бы вам сказать, что эти документы были переданы в Государственную думу, но до сих пор не принято решение по этим законам, потому что считается, что закон о национализации и деприватизации – этот закон является таким антирыночным, он пугает обывателей, он пугает даже политическую верхушку нашу, наш истеблишмент.

Над чем еще вы работали в последнее время?

Опять-таки по заданию Межпарламентской ассамблеи государств ЕврАзЭС я был руководителем рабочей группы по подготовке и обобщению практики. Очень интересная тема – она посвящена предпринимательским объединениям на территориях этих государств. Это, прежде всего, предпринимательские объединения, которые не имеют статуса юридического лица, например, холдинги, концерны, концорциумы и т. д. Они не имеют на территории России правового закрепления в виде законов либо других документов. Мы такую практику обобщали, законодательство, и подготовили для Межпарламентской ассамблеи. 15 мая меня приглашают в Санкт-Петербург на заседание комиссии по экономической политике государств ЕврАзЭС, где я буду докладывать о результатах нашей группы.

И последнее наше достижение, где я принимал участие как член рабочей группы, – разработка концепции и структуры Образовательного кодекса России. Но это было уже сделано в рамках московской группы юридического факультета МГУ, куда меня пригласили для того, чтобы мы разработали вот такой кодекс.

Были проекты, которые связаны с нашими стратегическими партнерами, где я являюсь уже несколько лет руководителем. Это Магнитогорский металлургический комбинат, Уральская горно-металлургическая компания и «ЕвразХолдинг». На этих площадках были разработаны некоторые документы, которые тоже представляют интерес. Назову два таких документа.

Первый. Мы участвовали в разработке обзора законодательства и судебной практики по проблемам налогообложения отходов производства и попутно добываемого сырья. Это, оказывается, очень серьезная проблема, которая стоит перед металлургической промышленностью. И мы это сделали с большим удовольствием и потом результаты направили нашим заказчикам, ну и в Государственную думу. Это очень интересная была задача.

И вторая задача, в которой я тоже принимал участие по заданию наших партнеров, – это подготовка федерального закона о предпринимательских объединениях. То, о чем я вам говорил. В Москве есть такая организация, которая называется Национальный совет по корпоративному управлению, куда входят крупнейшие предприятия России. И я в качестве эксперта туда тоже выезжал. Где обсуждались некоторые вопросы по совершенствованию законодательства в сфере как раз таких крупных бизнес-структур.

Что вам предстоит сделать в ближайшем будущем?

Я хотел бы принять участие в разработке некоторых законов, которые, на мой взгляд, являются интересными базовыми документами, регулирующими отношения в сфере предпринимательской деятельности.

Первый закон – о ценах и ценообразовании. Мне очень симпатично, что я об этом законе говорю уже с 2001 года, и наконец-то в Совете Федерации, я прочитал,  такой проект закона или концепция такого закона есть. Смысл заключается в том, что в Российской Федерации был принят закон «Об основах государственного регулирования торговли». Но это только одна сфера – торговля. Я хотел, чтобы этот закон был направлен на урегулирование многих отношений. Т. е. необходимо выработать ценовую политику в бизнесе, чтобы было понятно, и для примера, даже в такой консервативной стране, как Великобритания, в 1968 году был принят закон о ценах… При наличии того, что в этой стране прецедентное право, был принят именно закон о ценах. Я думаю, что в России, которая находится, так скажем, в промежуточном варианте, у нас еще переходный период в экономике. Почему бы не быть такому закону? Это первый закон.

Второй закон. В Российской Федерации действуют различные биржи: товарная биржа, валютная и биржа с ценными бумагами. Я обращаю ваше внимание, что нужен тоже консолидированный закон. Я выступаю за принятие консолидированного закона, который бы так и назывался – закон о биржах и биржевой деятельности, который бы объединил различные биржи и придал бы им такое движение. Вот это необходимо сделать.

И наконец, я выступаю за то, чтобы был принят федеральный закон о ценных бумагах. В настоящее время есть в России такой закон, он называется «Закон о рынке ценных бумаг», о рынке. Но надо иметь в виду, что рынок ценных бумаг – это не только акции, не только облигации. Рынок ценных бумаг еще состоит из так называемых производных финансовых инструментов – это фьючерсы, аубсционы, одним словом, невиративы. Невиративы, которые используются, производные финансовые инструменты. Даже некоторые страны, такие как Киргизия, уже разработали некоторые документы на этот счет. У нас только делаются первые шаги. Поэтому такой закон необходим.

Но и самая главная идея, с которой я буду выступать на 6-й сессии правового конгресса, – это разработка концепции и структуры либо кодекса, либо закона о предпринимательстве. Есть кодифицированные акты в области гражданского права. Я считаю, было бы хорошо, если был бы принят кодекс, пусть не предпринимательский кодекс, а именно кодекс о предпринимательстве. Например, в Чехии был принят закон о предпринимательстве. Точно такие же документы приняты в Казахстане, на Украине и в других государствах, которые регулируют вопросы предпринимательства.

И здесь можно было бы основной упор сделать на государственном регулировании, т. е. главный, основной, блок – государственное регулирование экономики и предпринимательства. Определить, что такое государственное регулирование, пределы государственного регулирования, основные направления. И все это предусмотреть в соответствующем законе. Такую идею я уже сформулировал в своей книге под названием «Модернизация российской экономики и предпринимательского законодательства». Эта книга была опубликована в прошлом году. Поэтому я хотел бы эту идею предложить участникам конгресса, а также членам Межпарламентской ассамблеи в Питере, когда я 15 мая буду выступать. Я хотел бы, чтобы эта идея получила поддержку и, может быть, была закреплена в каком-либо документе на разработку, на перспективу. Вот то, что было сделано, какие задачи стоят на перспективу в будущем.

Татьяна Андреева, Евгения Вирачева

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.