горячие темы Смотреть Скрыть
Свердловская область
2 февраля 2009, 14:10 0
Редакция «ФедералПресс» / © Экспертный канал «УралПолит.Ru»

Девальвация рубля подстегивает местного производителя

О негативном влиянии экономического кризиса на машиностроительный комплекс сегодня говорят многие.

О негативном влиянии экономического кризиса на машиностроительный комплекс сегодня говорят многие. Однако есть и более оптимистичные взгляды на перспективы развития отечественного машпрома в ближайшем будущем, например, у генерального директора ОАО «УралНИТИ» Анатолия Сухова. О его оценках различных сегментов машиностроительного рынка, необходимости окончательно выработать государственную промышленную политику для машпредприятий и воздействии девальвации рубля на российских производителей читайте в материале «УралПолит.Ru».

По поводу девальвации Анатолий Сухов заявил, что она впрямую влияет на машиностроительный комплекс и подстегивает местного производителя. «Приведу такой пример. Предприятие закупает импортные качественные комплектующие по приемлемой цене, но в связи с ростом евро чуть ли не на 50 % этот вариант отпадает. В результате потребитель обращается к внутреннему рынку. Поэтому любое удешевление рубля по отношению к валюте приводит к эффективности экспорта и востребованности импортозамещающих технологий и производств. Такие тенденции наблюдались после дефолта 98 года», – рассказал Анатолий Сухов.

Упомянув о поддержке региональными властями местного производителя, он привел пример Тюмени: если предприятие выиграло тендер, то ему из областного бюджета идет небольшая дотация. Это стимулирует и местных производителей, и заказчиков.

Говоря о нынешнем состоянии различных отраслей машиностроения, прежде всего гендиректор «УралНИТИ» упомянул о сегменте ВПК: предприятия, связанные с оборонными нуждами, практически не сократили объемы производства. В достаточно неплохой ситуации, по его словам, находятся и заводы, производящие электрооборудование, так как в энергетических компаниях постоянно идет процесс естественного износа оборудования, поэтому потребность в нем останется.

Что касается угледобычи и оборудования для этого сектора, то, как считает Анатолий Сухов, в России имеются достаточно большие запасы этого топлива, и многие наши ТЭЦ построены «под него». Поэтому стабильность в объемах угледобычи сохраняется, что непосредственно влияет и на соответствующий машиностроительный сегмент. «Возможно, динамика роста потребления угля – по сравнению с предыдущими 3-5 годами – будет более позитивная, так как цена на нефть упала. Дело в том, что тогда использовался мазут, остававшийся после получения высококачественных бензинов. Сейчас ситуация изменилась, и уголь будет покупаться активнее нефтепродуктов», – полагает эксперт. По его мнению, объемы производства металлургического оборудования связаны с ценами на металл, а те в свою очередь – со стоимостью коксующих углей.

«Если говорить о машиностроении, «завязанном» на ТЭК, то производство здесь, безусловно, будет сокращено, по сравнению с прошлым годом. Однако я не исключаю, что объемы выпуска продукции в конце 2009 года по финансовым значениям будут очень близки прошлогодним показателям, а по количественным параметрам также соизмеримы», – считает Анатолий Сухов.

По мнению эксперта, в сегменте оборудования для нефтедобывающей промышленности точкой отсчета является цена на нефть: «Отмечу, что «дна» она уже достигла и сейчас начинает подниматься. Это, безусловно, вызывает определенное оживление. С другой стороны, нефтяные компании как были, так и остаются платежеспособными, и нет никаких сомнений по поводу завтрашних перспектив развития предприятий, производящих оборудование для нефтяников. Если цена на нефть возрастет, то прошлогодние объемы производства будут восстанавливаться».

Также он отметил, что объемы производства сейчас скорректированы, но остается серьезная проблема в аспекте оперативного планирования – зачастую у предприятий отсутствуют программы и прогнозы на год из-за неопределенности календаря цены. «Если цена на нефть в марте возрастет до $70 за баррель, то уже сейчас нефтяные компании готовы подписывать контракты с машиностроителями, а если стоимость нефти поднимется до этого уровня только в сентябре, то новых контрактов стоит ожидать не раньше июля», – пояснил Анатолий Сухов.

Не сократились существенно и объемы выпуска железнодорожных цистерн. «Нефтяники сегодня достаточно интенсивно их покупают, чтобы хранить там нефть, потому что продавать дешево ее невыгодно. Цистерны мобильны и обходятся дешевле, чем стационарные хранилища, их можно в любой момент отправить потребителю», – рассказывает Анатолий Сухов.

Будет по-прежнему востребовано и оборудование, связанное с непосредственным обслуживанием буровых. Эксперт это объясняет так: «Когда нефтяная скважина работает, она либо качает, либо ее необходимо консервировать, на что требуется также немало дополнительных средств. Поэтому дешевле добывать нефть в щадящем минимальном режиме, чем останавливать буровую». Кроме того, при текущих исследованиях создается так называемый «куст», где бурится несколько скважин, и на каждую нужно поставить соответствующий комплекс оборудования. «Поэтому то, что производит, например, «Уралмаш – Буровое оборудование», работало и будет работать», – считает Анатолий Сухов.

Что касается инвестиционных проектов, например, строительства нефтеперерабатывающего завода или освоения новых нефтяных месторождений, то здесь пока интенсивность развития приостановлена. Поэтому машиностроение соответствующего сегмента, по словам Анатолия Сухова, также вынуждено сокращать объемы производства. «Сейчас мы практически потеряли доступ к «дешевым» мировым деньгам. Политика нашего Центробанка – работа на повышение ставки рефинансирования, в то время как ведущие западные банки ее снижают, – прокомментировал эксперт ситуацию замораживания инвестпрограмм. – С другой стороны, нынешний кризис является очередным стимулом для инновационного сектора: перегруппироваться и выходить на рынок, зная его потребности».

По поводу перспектив развития машиностроения в 2009 году Анатолий Сухов отметил: «Я думаю, что государственная промышленная политика определит приоритеты. Если она будет разумной, то специализация машиностроительных предприятий усилится и структурируется».
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Loading...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Facebook 1