Top.Mail.Ru
Политика
Россия и мир
0

ЮКОС увеличивает объемы экспорта нефти мимо Транснефти

В 2003 году нефтяная компания ЮКОС увеличит в 1,9 раза экспорт нефти с использованием железнодорожного транспорта - с 10,6 млн. тонн до 19,9 млн. тонн.Об этом, будучи в Нефтеюганске, заявил заместитель председателя правления ЮКОСа Юрий Бейлин.По его словам, всего ЮКОС экспортирует, по предварительным подсчетам, 49,5 млн. тонн.Таким образом, доля экспорта компании по альтернативным Транснефти маршрутам составит 40%.В 2004 году объем экспорта нефти по железной дороге может достичь 50%.ЮКОС, минуя систему Транснефти, вывез за рубеж почти 20 млн. тонн сырья.В последние годы показатель экспорта нефти по альтернативным каналам у компании растет очень высокими темпами: если в 2001 году на комбинированные маршруты пришлось 3,8 млн. тонн, или 14% от общего объема экспорта, то в 2002 году - уже 29% от общего объема экспорта.Между тем, в прошлом году экспорт ЮКОСа по системе Транснефти снизился почти на 1,5 млн. тонн.Аналитик Тройки Диалог Валерий Нестеров отметил в беседе с Ведомостями, что в поиске и организации новых экспортных маршрутов ЮКОС является безусловным лидером в российской нефтяной отрасли.Другие компании не склонны сообщать, сколько сырья они пустили мимо Транснефти, - говорит эксперт, - однако, согласно общеотраслевой статистике, в 2001 году на альтернативный экспорт пришлось 9% от его общего объема, в 2002 году - 13% и в текущем году - 21%.Представитель ЮКОСа сообщает, что дальнейший рост экспортных поставок нефти по ЖД-транспорту (выше обозначенных в 2004 году 50%) уже вряд ли возможен, так как существенно возрастают риски для финансового состояния компании.Собеседник в ЮКОСе отмечает, что если в прошлом году экспорт тонны нефти по комбинированным маршрутам стоил на 31 доллар дороже, чем по магистральным трубопроводам, то в этом году этот разрыв составил уже 40 долларов.Хотя цены на нефть в этом году и выше, но железнодорожные тарифы выросли еще больше, - говорит он.Однако, если цены упадут ниже 20 долларов за баррель и альтернативный экспорт перестанет быть рентабельным, ЮКОС не сможет п

В 2003 году нефтяная компания "ЮКОС" увеличит в 1,9 раза экспорт нефти с использованием железнодорожного транспорта - с 10,6 млн. тонн до 19,9 млн. тонн.

Об этом, будучи в Нефтеюганске, заявил заместитель председателя правления ЮКОСа Юрий Бейлин.

По его словам, всего ЮКОС экспортирует, по предварительным подсчетам, 49,5 млн. тонн.

Таким образом, доля экспорта компании по альтернативным "Транснефти" маршрутам составит 40%.

В 2004 году объем экспорта нефти по железной дороге может достичь 50%.

ЮКОС, минуя систему "Транснефти", вывез за рубеж почти 20 млн. тонн сырья.

В последние годы показатель экспорта нефти по альтернативным каналам у компании растет очень высокими темпами: если в 2001 году на комбинированные маршруты пришлось 3,8 млн. тонн, или 14% от общего объема экспорта, то в 2002 году - уже 29% от общего объема экспорта.

Между тем, в прошлом году экспорт ЮКОСа по системе "Транснефти" снизился почти на 1,5 млн. тонн.

Аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров отметил в беседе с "Ведомостями", что в поиске и организации новых экспортных маршрутов ЮКОС является безусловным лидером в российской нефтяной отрасли.

"Другие компании не склонны сообщать, сколько сырья они пустили мимо "Транснефти", - говорит эксперт, - однако, согласно общеотраслевой статистике, в 2001 году на альтернативный экспорт пришлось 9% от его общего объема, в 2002 году - 13% и в текущем году - 21%".

Представитель ЮКОСа сообщает, что дальнейший рост экспортных поставок нефти по ЖД-транспорту (выше обозначенных в 2004 году 50%) уже вряд ли возможен, так как существенно возрастают риски для финансового состояния компании.

Собеседник в ЮКОСе отмечает, что если в прошлом году экспорт тонны нефти по комбинированным маршрутам стоил на 31 доллар дороже, чем по магистральным трубопроводам, то в этом году этот разрыв составил уже 40 долларов.

"Хотя цены на нефть в этом году и выше, но железнодорожные тарифы выросли еще больше", - говорит он.

Однако, если цены упадут ниже 20 долларов за баррель и альтернативный экспорт перестанет быть рентабельным, ЮКОС не сможет прекратить его, так как большинство поставок, как и у других крупных компаний, осуществляется по долгосрочным контрактам, которые нужно выполнять.

"В этом-то и состоит главный риск комбинированных маршрутов, - констатирует источник в ЮКОСе. -

При неблагоприятной конъюнктуре они могут потянуть назад всю экономику компании".

Представитель конкурирующей компании признает, что ЮКОС действительно передовик железнодорожного экспорта.

По его мнению, сейчас он по своей эффективности несколько уступает нефтепереработке на российских заводах - при том, что затоваривания на внутреннем рынке нет и цены достаточно высоки.

"Однако это не значит, что нужно сокращать использование железной дороги при экспорте нефти, - говорит он. -

В долгосрочной перспективе эти поставки оправдают себя, ведь бросить рынок очень просто, а восстановить его - гораздо сложнее".

Но Валерий Нестеров из "Тройки Диалог" считает, что в дальнейшем такого бурного роста железнодорожного экспорта не будет, либо он вовсе прекратится за счет расширения системы "Транснефти" и снижения темпов роста добычи.

Виталий Сотник, ° Служба новостей "УралПолит.Ru"



Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.