Самолеты авиакомпаний, которые работают со свердловским аэропортом Кольцово, входят в список самых опасных лайнеров мира. Опасные судна используют как минимум три перевозчика: «Уральские авиалинии» («УА»), «Алроса» и «ЮТэйр». Подробности – в материале «УралПолит.Ru».
Самолеты авиакомпаний, которые работают со свердловским аэропортом Кольцово, входят в список самых опасных лайнеров мира. Опасные судна используют как минимум три перевозчика: «Уральские авиалинии» («УА»), «Алроса» и «ЮТэйр». Подробности – в материале «УралПолит.Ru».
Рейтинг аварийной опасности самолетов был подготовлен журналом BusinessWeek на основе данных лондонского страхового консультанта Ascend. Учитывались все катастрофы со смертельным исходом за исключением тех, что произошли по вине террористов.
Популярно-опасный борт
В «десятке» три отечественных лайнера: ИЛ-76 (вторая позиция), Ту-154 (третья) и Ту-134 (шестая). Лидер по числу опасных самолетов концерн McDonnell-Douglas (четыре позиции), остальные места в рейтинге заняли машины производства Boeing и Airbus (см. полную таблицу в приложении).
В Екатеринбурге приземляются только два самолета из «черного списка»: Ту-154 и Ту-134. ИЛ-76 в нем не фигурирует: «Аэрофлот», который располагал большим парком этих машин, отказался от «ИЛов» еще в 2003 году. «Лидирующие» позиции Ту-154 объясняются тем, что на 1 041 000 летных часов самолета приходится одна авиакатастрофа, при этом именно он чаще всего используется авиакомпаниями СНГ для внутренних рейсов, отмечает издание.
На балансе крупнейшего регионального перевозчика, «Уральских авиалиний», находится 11 лайнеров этой марки, они обслуживают наиболее популярные маршруты: на Москву и Санкт-Петербург. Основные конкуренты компании («Аэрофлот», «Скай-Экспресс», «Оренбургские авиалинии», «Трансаэро», «Австрийские авиалинии») предпочитают ставить на рейсы из Екатеринбурга более безопасные, с точки зрения BusinessWeek, Боинг-737-500, Боинг-737-400 и Боинг 737-300.
В «Уральских авиалиниях» опровергли потенциальную опасность лайнеров, которые преобладают в активе компании. «Для нас Ту-154 – это прекрасный надежный самолет, который мы эксплуатируем много лет и оцениваем его как очень качественное воздушное судно. Безопасность полетов – это не только марка воздушного судна, а еще множество факторов: мастерство пилотов, наземное обслуживание и так далее», – сообщила пресс-секретарь авиакомпании Елена Спиридович. Тем не менее в долгосрочной перспективе компания планирует заменить Ту-154Б на А-320. Ранее директор по производству «Уральских авиалиний» Валерий Чикилев говорил о намерении перевозчика полностью отказаться от отечественных марок к 2010 году.
Самолеты из Топ-10 журнала BusinessWeek (Ту-134) используют на рейсах из Кольцово также «Алроса» и «ЮТэйр»: в частности, для полетов в Иркутск и Сургут. Начальник службы по связям с общественностью «ЮТэйр» Юрий Мушихин сообщил «УралПолит.Ru», что в настоящее время в парке компании 32 самолета Ту-134, однако «ЮТэйр» уже второй год проводит тендер на замену тех судов, у которых заканчивается срок эксплуатации. Представитель компании подчеркнул, что процесс это долгий, так как выбор самолета – чрезвычайно ответственный процесс. Отметим, как подчеркнул Юрий Мишухин, данная программа рассчитана до 2014 года. Представитель авиакомпании отказался прокомментировать информацию об опасности данной марки самолетов, так как «не видел рейтинга».
Тайна задержки рейсов
Лучшим подтверждением безопасности отечественных лайнеров стали бы данные статистики о количестве задержек рейсов, связанных с техническими неисправностями, однако специалисты аэропорта Кольцово не раскрывают эту информацию, мотивируя тем, что «большинство авиаперевозчиков очень болезненно реагируют на предоставление этой информации СМИ». По словам пресс-секретаря «Кольцово» Юрии Федотовой, соотношение отечественных и импортных воздушных судов всех перевозчиков в аэропорту составляет 60:40.
Представитель «Уральских авиалиний» также затруднилась прокомментировать число невылетов Ту-154: по словам Елены Спиридович, такая статистика в компании не ведется. Соответствующая информация есть у Росавиации: по данным федерального агентства, за первое полугодие 2009 года из 5988 выполненных в первом полугодии рейсов было задержано 393 (7 %), в том числе 82 из-за неисправности воздушного судна. По этим данным, уральский перевозчик серьезно отстает от лидеров «ЮТэйр» и «Аэрофлот», у которых были отложены лишь 2 % рейсов.
«Основным показателем безопасности самолета является количество успешно завершенных рейсов, тогда как количество задержек по техпричинам об этом адекватного представления не дает, – защищает самолеты из «черного списка» начальник службы по связям с общественностью «ЮТэйр» Юрий Мушихин. – Естественно, если на самолете обнаружена неисправность, она должна быть устранена».
Финансовая сторона ошибок
Рейтинг аварийно опасных самолетов – еще один повод авиакомпаниям пересмотреть стратегию развития в условиях кризиса. Пересмотреть как состояние авиапарка, так и принципы взаимодействия с клиентами. «Уральские авиалинии» по итогам первого полугодия стали едва ли не единственной компанией, где зафиксировано снижение наполняемости рейсов сразу на 8 %, до 66 %. В среднем по России этот показатель поднялся на 1,5 % и сегодня равен 77 %. Эксперты связывают столь неутешительную статистику с высокими ценами на билеты, перевозчик обвиняет во всем аэропорт.
«У нас и других перевозчиков – разные условия работы. Время от времени аэропорт Екатеринбурга повышает цены на обслуживание. У нас больше половины вылетов из Кольцово, а у других авиакомпаний рейсов в разы меньше. Поэтому мы не видим смысла равняться на цены других авиакомпаний», – заявила «УралПолит.Ru» Елена Спиридович.
Потребители «голосуют рублем». Но на экономической стабильности авиакомпании это пока не сказывается. «УА» остаются главными «крыльями» свердловских политиков, в результате даже незначительные события обречены на внимание «сверху», а депутатам не приходится выбирать, чьи тарифы выгоднее. Об удобстве такого взаимодействия не раз говорили и свердловский губернатор, и директор «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов. Схема может дать сбой лишь в одном случае: если смена областной власти, которая может произойти уже в октябре, все же совершится, компания может лишиться основного заказчика.
«Уральские авиалинии» переживали много проблемных ситуаций, но каждый раз выживали, однако гарантией его успехов стали хорошие отношения с региональным правительством, – отмечает участник авиарынка, пожелавший остаться неизвестным, и резюмирует. – Иными словами, они могут быть спокойны, пока Россель находится «у руля».
Добавить проблем «УА» может и администрация «Кольцово»: недавно Правительство РФ совместно с УФАС подготовило новые правила для авиапредприятий. Рекомендации касаются равного доступа разных перевозчиков к инфраструктуре аэропортов. Напомним, попытки руководства ОАО «Кольцово» ограничить местного перевозчика и привести на Урал новых партнеров предпринимались уже не раз. Но Эдуард Россель успешно защищал близкую по духу компанию. Впрочем, с учетом непонятного на данный момент будущего свердловского губернатора сложно сказать, каким будет будущее «Уральских авиалиний».
«УралПолит.Ru» будет внимательно следить за авиационным рынком Среднего Урала.