В мировом суде Промышленного района Ставрополя допросили потерпевших по уголовному делу об оскорблении чувств верующих, возбужденному в отношении местного жителя Виктора Краснова. Как рассказал корреспонденту «ФедералПресс» адвокат Краснова Андрей Сабинин, поводом для суда стала фраза «Бога нет», которую обвиняемый опубликовал в одной из соцсетей. Подробности – в нашем материале.
В мировом суде Промышленного района Ставрополя допросили потерпевших по уголовному делу об оскорблении чувств верующих, возбужденному в отношении местного жителя Виктора Краснова. Как рассказал корреспонденту «ФедералПресс» адвокат Краснова Андрей Сабинин, поводом для суда стала фраза «Бога нет», которую обвиняемый опубликовал в одной из соцсетей.
Подробности – в нашем материале.
Опасные сети
В апреле 2015 года житель города Ставрополя, гражданин РФ Виктор Краснов проснулся от стука в дверь. За дверью он обнаружил представителей следственного комитета и отдела «Э» в сопровождении бойцов СОБРа и понятых. Медбрату по образованию, безработному, перебивающемуся случайными заработками, живущему с мамой, никогда не имевшему дел ни с преступным миром, ни с государством, ни с денежным бизнесом, увидеть у себя на пороге столь грозную компанию было, мягко говоря, удивительно. Однако, как выяснилось, служители закона не ошиблись дверью – они пришли бороться с экстремизмом.
Силовики обыскали жилье, изъяли компьютер и прочую коммуникативную аппаратуру и – внезапно – нашли в только что выстиранном костюме три боевых патрона. Виктор уверяет, что никаких патронов у него отродясь не водилось. Правда, по их поводу дела возбуждать не стали – ввиду незначительности угрозы.
Как рассказал «ФедералПресс» обвиняемый, 11 октября 2014 года он сидел во «ВКонтакте» и читал свежие посты в сообществе «Подслушано Ставрополь». Его псевдоним в этой соцсети – Виктор Колосов. В ответ на чью-то фразу «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог» (это известное место из Первого послания Павла коринфянам (11, 3–16) – «ФедералПресс») будущий обвиняемый заявил, что «Бога нет», а «Библия – сборник еврейских сказок». За эти слова двое его оппонентов подали на него заявления в полицию.
Обвинения из-за двух предложений
«По сути, мне предъявили обвинение из-за двух моих фраз. Первая фраза: «Бога нет». Вторая: «Библия – это сборник еврейских сказок». Вот из-за этого меня уже год тягают на допросы. Я не придерживаюсь вообще никакой религии. И я просто высказал свои мысли. Там начались оскорбления, угрозы со стороны оппонентов. Но потом, конечно, их сообщения были удалены, а оставлены только мои фразы. И вот на основании этого они написали заявления», – объясняет Виктор Краснов.
«Истцами по делу выступили двое друзей – 24-летний Дмитрий и 23-летний Александр. Они заявили, якобы представляют в зале суда интересы всех православных христиан, а не свои личные. Поэтому они хотят добиться наказания для обидчика, но на дальнейших заседаниях не намерены присутствовать, о чем написали соответствующие заявления. У нас не православное, а светское государство. Каждый имеет право на свои религиозные взгляды. Я буду подавать встречный иск, потому что мне нанесен огромный материальный и моральный вред, – сказал обвиняемый. – Самый неприятный и тяжелый момент за 11 месяцев следствия для меня – это принудительное нахождение в психиатрической больнице. Я провел там тридцать дней. По заключению врачей, я абсолютно нормальный и вменяемый человек».
Хеллоуин добавил обид
Как написал в издании «XX2 век» известный блогер, журналист и литератор Денис Яцутко, встречавшийся с Красновым, через 20 дней в том же сообществе Краснов оставил несколько комментариев под постом, представляющим две альтернативные друг другу точки зрения о празднике Хеллоуин.
«Нельзя сказать, чтобы его комментарии там как-то особенно выделялись из общего хора – типичнейший интернет-флейм со всеми присущими атрибутами: никто из участников не старался быть с другими хоть сколько-нибудь вежливым, не пытался и Виктор. Здесь он еще раз прошелся по «чувствам верующих». Грубо? Да. Не слишком умно? Пожалуй. Но любой, кто в интернете не первый день, видел тысячи таких же диалогов и комментариев, а то и похлеще. В том числе и с самыми жесткими и часто в разы более грубыми инвективами в адрес всех на свете религий и их приверженцев (а также всего остального, что есть во вселенной и что можно придумать). Обыденность, в общем. Тысячи людей участвуют в подобных флеймах каждый день, потом закрывают окошко на десктопе или мобильное приложение и идут работать, отдыхать, пить чай, воспитывать детей, встречаться с любимыми, учиться, играть в компьютерные игрушки, выпивать, писать диссертации и немедленно забывают обо всем, о чем только что с азартом спорили. Забыл про обе эти беседы и наш герой. Но не таковы оказались его собеседники по первому флейму (во втором они не участвовали, но, как потом выяснилось, читали его). Почитав новые комментарии Виктора, они решили укрепиться в своей оскорбленности и накатали на него заявления в полицию», – говорит Яцутко.
От имени всех христиан
И вот 2 марта в мировом суде Промышленного района Ставрополя были допрошены потерпевшие по уголовному делу об оскорблении чувств верующих. Кстати, заявители не являлись на четыре прошедших до этого слушания.
«Сегодня судебные приставы обеспечили приводом из-за неявки на прошлые судебные заседания доставленного из Абхазии военнослужащего Александра Кравцова и местного жителя Дмитрия Бурняшева. Потерпевшие заявили, что требуют наказания Виктора Краснова за его высказывания о боге, – рассказал адвокат Андрей Сабинин. – Военнослужащий Кравцов заявил, что выступает не только от своего имени, но и от имени всего православного христианства, так как считает их чувства оскорбленными. Бурняшев сказал, что подсудимый обязательно должен быть наказан за свои высказывания».
При этом Дмитрий Бурняшев подтвердил, что лично написал заявление на Краснова в правоохранительные органы, участвовал вместе со вторым потерпевшим в допросе в Центре по противодействию экстремизму и удалил все свои комментарии из той переписки, которую теперь вменяют Виктору Краснову. На следующее заседание в суд вызвали оперуполномоченного, составившего протокол осмотра интернет-страницы, в состав которого вошли только высказывания Виктора Краснова.
Оба юристы
При этом представители общественности требуют прекратить уголовное преследование Виктора Краснова и оправдать его за отсутствием состава преступления. «Также требуем привлечь к ответственности Дмитрия Бурняшева и Александра Кравцова за разжигание религиозной розни, нарушение права на свободу совести и вероисповедания, угрозы физической расправы и попытку скрыться от суда», – говорится в петиции ставропольчан.
Ученый-религиовед Дмитрий Пикалов, присутствовавший в суде, пишет: «Только что вернулся с заседания суда об «оскорблении чувств верующих». На этом заседании был допрос самих «оскорбленных верующих». Это было просто феерично. Один из «оскорбленных» не мог вспомнить название храма, который он регулярно посещает как верующий. Кроме того, он напрочь забыл имя своего духовника, время и место последнего причастия, а также Символ веры. Второй был чуть получше. Но умудрился заявить по поводу своих постов – высказываний отцов церкви о всепрощении и любви к ближнему своему, которые размещал у себя на странице во «ВКонтакте»: «Да мало ли что на заборе написано». Оба дипломированные юристы. Однокурсники. «Я возражаю против того, чтобы вы задавали мне такие вопросы. Мы не в какой-то семинарии на экзамене. Достаточно того, что я указал свою веру. На сегодняшний день этого достаточно», – сказал в итоге Дмитрий Бурняшев».
Следующее заседание суда назначено на 15 марта. В нем примут участие лингвисты, проводившие экспертизу, по результатам которой высказывания Виктора Краснова в соцсетях признаны оскорбляющими чувства верующих.