Top.Mail.Ru
Общество
Краснодарский край
0

Доклад губернатору: кубанские НКО все больше зависимы от государства

Только 7 % жителей Краснодарского края готовы стать гражданскими активистами

Еще перед майскими праздниками Общественный совет при губернаторе по содействию развитию институтов гражданского общества опубликовал ежегодный 83-страничный «Доклад о состоянии гражданского общества в Краснодарском крае». Но документ остался незамеченным кубанскими СМИ.

Еще перед майскими праздниками Общественный совет при губернаторе по содействию развитию институтов гражданского общества опубликовал ежегодный 83-страничный «Доклад о состоянии гражданского общества в Краснодарском крае». Но документ остался незамеченным кубанскими СМИ – на фоне доклада регионального уполномоченного по правам человека Александра Козицкого он оказался куда более приглаженным и предельно лояльным по отношению к власти. Его основная канва – все в регионе с гражданским обществом хорошо, проводятся тысячи мероприятий, но есть малозначительные недоработки на местах, которые в целом не влияют на картину. Однако приведенная в том же докладе статистика свидетельствует о другом, передает корреспондент «ФедералПресс.Юг».

Вы ощущаете НКО?

«Краснодарский край традиционно входит в число регионов с наиболее развитым гражданским сектором», – отмечают авторы доклада. По сведениям Министерства юстиции России, к концу прошлого года на Кубани зарегистрировано 6936 некоммерческих организаций. Из них 58 – благотворительных, 146 – общественных фондов, 536 структурных подразделений международных, общероссийских, межрегиональных и региональных организаций, 1236 профсоюзов, 293 некоммерческих фонда, 429 казачьих обществ и 603 учреждения, в том числе образовательные, 140 национально-культурных организаций.

Казалось бы, деятельностью третьего сектора должно быть охвачено большинство жителей края. Однако опрос «Роль некоммерческого сектора в стабилизации ситуации в стране», результаты которого приведены в докладе, говорит об обратном. Более 61 % из пятисот опрошенных кубанцев ни разу не сталкивались с деятельностью общественных организаций, почти 50 % человек ответили «нет» и «скорее нет» на предложение поучаствовать в деятельности НКО и только 7,5 % опрошенных с готовностью согласились стать гражданскими активистами.

При этом более половины опрошенных – 65,5 % – уверены, что некоммерческие организации не в состоянии существенно повлиять на ситуацию в стране и крае. Среди приоритетных направлений работы третьего сектора большинство респондентов назвали необходимость более активно отстаивать права человека на достойную заработную плату и пенсию, вести образовательную поддержку малоимущих людей и усилить работу с молодежью.

Кубань – край православный

Из религиозных организаций в Краснодарском крае действуют 425 приходов Московского патриархата, семь мусульманских, одна буддистская, девять иудаистских, пять католических и 18 армянских приходов, четыре организации мормонов и столько же кришнаитов, 44 собрания Свидетелей Иеговы, приводится статистика в докладе губернатору.

«Реальная религиозная ситуация на Кубани, как и во всей России, определяется не столько межконфессиональной пестротой, сколько численным соотношением граждан различного вероисповедания и вековыми религиозными традициями. Свыше 86 % населения края  считают себя православными. Армяне (4,6 %) относят себя как к Армянской апостольской церкви, так и к Православной церкви. Граждане, исповедующие ислам, составляют 2,8 % населения Краснодарского края. Представители римско-католических и протестантских организаций, вместе взятые, составляют 1 % – 1,5 % населения. В этом смысле Кубань – край православный», – говорится в документе.

Однако, по мнению экспертов, данная статистика не отражает реального положения дел. Свыше 86 % «считают себя православными» – то есть это фактически не означает, что они знакомы с основными постулатами учения церкви и являются активными прихожанами. При этом среди представителей ислама и протестантизма, несмотря на их малочисленность, активных верующих в разы больше. Тем более, с учетом миграции из республик Северного Кавказа и государств Средней Азии, число мусульман в регионе реально куда выше, чем названные в докладе менее 3 %.

Протестная активность падает

Говоря о появлении новых политических партий и их влиянии на электоральный процесс, авторы доклада губернатору отмечают: «Участие в избирательном процессе представителей новых партийных структур со схожими политическими платформами, претендующими на один круг избирателей, объективно ведет к размыванию электоральной базы основных политических сил, что отражается на результатах выборов. Кроме того, если раньше жесткая внутрипартийная конкуренция в таких массовых партиях как «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР не позволяла многим гражданам в полной мере проявить себя на политическом поприще, то сегодня у них имеется реальная возможность принять активное участие в общественно-политической жизни региона».

В то же время, составители доклада отмечают: «Публичная протестная активность сократилась более чем в два раза. За год  на территории Краснодарского края состоялось 308 публичных мероприятий протестного характера, в которых приняли участие 10424 человека. Для сравнения, за аналогичный период 2011 года состоялось 665 публичных мероприятий протестного характера, в которых приняли участие 13698 человек».

Большинство протестных мероприятий в 2012 году были заявлены политическими партиями (199 или 65 % от общего числа). Лидирующее место среди оппозиционных политических партий по количеству проведенных мероприятий занимает КПРФ (149 мероприятий или 74 % от общего количества мероприятий, проведенных партиями), затем идут ЛДПР, которая инициировала 24 мероприятия, «Яблоко» – 14, «Справедливая Россия» – 8, «Патриоты России» –  3, «Коммунисты России» – одно публичное мероприятие.

Власть, НКО и общество не слышат друг друга

«В 2012 году третий сектор Кубани вступил в новую фазу своего развития, что было обусловлено пробуждением гражданской активности как населения, так и НКО, а также рядом позитивных изменений во взаимодействии между властью и обществом», – говорится в докладе. При этом отмечается, что материальное положение НКО в целом остается слабым и неустойчивым, «усиливается зависимость НКО от государственной финансовой помощи»: «С одной стороны, это позитивная тенденция, повышающая устойчивость материальной базы российских НКО; с другой стороны, это приводит к формированию слоя НКО, тесно взаимодействующих с госструктурами и зависимых от них, но не предлагающих эффективных решений социальных проблем».

Составители доклада соглашаются, что значительное число общественных инициатив реализуется вне действующих общественных организаций непосредственно самими гражданами и инициативными группами.

«НКО по-прежнему неоднозначно воспринимается не только государством, но и населением. Во многом такое положение обусловливается тем, что большая часть НКО работает с весьма ограниченным кругом клиентов и не имеют ресурсов для того, чтобы заниматься своим информационным продвижением. Многие некоммерческие организации не хотят и не умеют работать с общественным мнением», – делают вывод эксперты.

К подобному выводу в своем докладе пришел и кубанский омбудсмен Александр Козицкий. Но там делаются другие выводы, объясняющие отсутствие реального диалога между властью, обществом и общественными организациями – большая часть активных и поддерживаемых краевой администрацией НКО воспринималась только как «электоральный потенциал», то есть организации ветеранов, пенсионеров, инвалидов, способные повлиять на эти группы зависящих от бюджета избирателей. Реальная работа третьего сектора, полагает уполномоченный по правам человека, сводилась «к проведению отдельных мероприятий в рамках основных уставных задач, а также полученного грантового финансирования отдельных проектов».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.