В Ставрополе 5–6 декабря пройдет краевой этап всероссийского фестиваля патриотического искусства и спорта «Вальс Победы». Как передает корреспондент «ФедералПресс.Кавказ», регион впервые принимает участие в спортивном мероприятии такого масштаба, а география фестиваля – около 50 % территории страны.
В Ставрополе 5–6 декабря пройдет краевой этап всероссийского фестиваля патриотического искусства и спорта «Вальс Победы». Как передает корреспондент «ФедералПресс.Кавказ», регион впервые принимает участие в спортивном мероприятии такого масштаба, а география фестиваля – около 50 % территории страны. Победители поедут на XIII Всемирную танцевальную олимпиаду в Москву. Подробности – в материале экспертного канала.
Чемпионка с шестью десятками медалей
Региональный директор «Вальса Победы» – трехкратная вице-чемпионка мира и чемпионка России по акробатическим танцам Виктория Манучарян, в копилке которой – 60 медалей. Сейчас она тренер, ее работа танцы. Девушка смеется, что общий вес наград неизвестен – она никогда их не взвешивала, да и самой любимой нет. Медали лежат за стеклом огромной горкой, словно ими наградили несколько футбольных команд одновременно. Хрупкая, красивая Виктория кажется мягкой, железную волю разглядеть можно не сразу, а только после долгого общения. А еще можно делать выводы по юным воспитанницам ее клуба: все девочки, начиная от трех лет, в один голос говорят, что главная мечта – быть как тренер. Чтобы повторить ее заслуги, по словам спортсменки, надо на самом деле не так уж и много – упорство и ежедневные тренировки, а талант вторичен и даже может помешать добиться успеха.
– Я стала заниматься танцами с пяти лет, у меня другого выбора не было, мама – гимнастка, которая сказала: будешь танцевать, и точка.
– А первое ощущение из детства помните?
– О, это было месяцев в восемь-девять, когда меня родители растягивали на шпагат в виде игры. То есть в пять лет я уже была физически подготовленной. После садика я приходила домой и начинались тренировки. Потом после школы приходила, и были тренировки. С каждым днем танцевать легче. И я ходила на тренировки, а потом дома продолжались занятия.
– Как вы решились участвовать первый раз в чемпионате мира?
– Мама сказала – надо. Сомнений не было. Да и у самой было желание развиваться, достигнуть максимально многого и доказать, что любой человек может добиться чего угодно.
– Вы чемпионка, цели изменились?
– У меня школа танцев, я хочу своих детей вырастить чемпионами. Медаль золотая на любом соревновании одна, а соперников много. Не десять, не двадцать. Я им всегда говорю, что пока вы отдыхаете, наши соперники работают. Надо ребенка постоянно мотивировать: ты хочешь, ты должен, ты сделаешь. Нет людей, которые бы не хотели танцевать. Танец – язык души. Бывает, что ты что-то не можешь объяснить словами, но есть язык танца. Душа в танце отдыхает, это снятие стресса, успокоение нервов. Это зависимость на всю жизнь: начал танцевать – начал получать удовольствие, и ты никогда не бросишь это. Ставишь себе барьеры, достигаешь новых результатов. Каждый день растешь, сам себе доказываешь. Наши возможности безграничны.
Талант как преграда
– А как же способности, талант?
– У людей вся граница в головах, мы безграничны. И это я пытаюсь донести детям. У меня не было таланта, только упорство, был стимул, был желание доказать что-то. Талант совершенно не обязателен. Часто бывает наоборот, человек думает, ой, да я и так талантлив, поэтому могу расслабиться и ничего не делать, и в итоге проигрывает. А «пахари» их обходят. Талант может проиграть, а упорство не проиграет никогда. Тело, скелет, готово ко всему. Главное – правильно растянуть мышцы, а все идет через мозг. И дети мои верят в себя, они уже завоевывают медали. Пусть нас боятся.
– Проигрыши тяжело переносите?
– Нет, это шаг к успеху, тут главное не сломаться, а понять, что ты проиграл в этот раз, значит, где-то недоработал. Никто не виноват, что ты проиграл.
– Был запоминающийся проигрыш?
– Как-то в Ростове я проиграла, это были одни из первых моих серьезных соревнований, и я вернулась в слезах, но поняла, что плакать больше не буду никогда. Я буду пахать день и ночь, я не буду спать и всегда буду выигрывать. Так и случилось: отовсюду я возвращаюсь с медалями.
– Травмы могут остановить карьеру?
– У меня было девять переломов, – вновь смеется Виктория. – Один раз был перелом ноги перед самыми соревнованиями. Я сняла гипс и пошла выступать. Из-за адреналина я забывала про боль.
– А потом обратно в гипс?
– Нет, все забывается.
Бросить танцевать невозможно
Пока мы разговариваем, в студии занимаются дети от трех до семи лет. Они делают фигуры синхронно и фактически без тренера. Что-то придумывают, говорят друг другу, мол, а давай вот так сейчас сделаем, а потом так. При этом визжат от удовольствия и в то же время считают время, чтобы растяжки получились долгими.
– Решилась открыть студию, когда поняла, что сама все не успею в жизни. Rich Dance. Назвала студию в честь своего брата Ричарда. У нас около сорока сольных танцев, это огромное количество информации. У нас ад на тренировках и рай на соревнованиях. Дети не хотят бросать танцы, выходят после занятий мокрые, хоть выжимай их.
– Никогда не появлялось желание бросить и заняться чем-то другим?
– Один раз хотела оставить танцы и чуть с ума не сошла. У меня начались депрессии, истерики. Я ночью просыпалась, тело хотело танцевать. И поняла, что нельзя себя ломать, надо продолжать танцевать. Я танцевала даже беременная, и дочке начала растягивать мышцы с года.
Отхожу в сторону, чтобы не мешать тренировке, и просто не верю своим глазам – настолько сложные фигуры делают крошечные гуттаперчевые девочки и как легко им поддается тело! Словно смотрю мультик про Дюймовочек, которые могут со своим телом сделать все. При этом все улыбаются, даже когда что-то не удается с первого раза. Потом дети садятся на пол вокруг меня, и я ощущаю себя школьницей, которой по-настоящему мудрые малыши объясняют элементарные вещи. Девочки стараются говорить по очереди, но часто получаются ответы хором. Сначала малышки представляются:
– Елизавета, Мария, Милена, Кармен, Софья, Анастасия. Мы ходим сюда не заниматься, а танцевать. Заниматься – это математика, а тут мы вкладываем душу. Никто из нас не хотел уйти. Мы через труд все постигаем. Каждый день в студию приходим.
– А диета нужна?
– Нельзя есть булочки, пирожки, а можно овощи, мясо, фрукты. Но всего по чуть-чуть.
Прошу девочек по очереди рассказать о мечте, они хихикают, поднимают руки, как на уроке, и говорят одно и то же, только своими словами.
– Добиться столько же, как Виктория Робертовна, хочется, чтобы все получалось. Ездить на олимпиады и обязательно на чемпионат мира. И чтобы мы танцевали долго-долго и всегда вкладывали свою душу.
– А что такое душа?
– Это когда во время танца возникает чувство полета. Не можешь себя заставить остановиться. Не идти по жизни, а танцевать по жизни. И обязательно потом учить детей, чтобы они понимали, как это прекрасно, когда умеешь летать. И танцуем мы каждый день. И после сна, и после школы, и после сна. А хорошо бы еще спать в шпагате. Даже домашние школьные задания делаем под музыку и подтанцовывая, танец помогает во всем. А еще очень нравится ездить на соревнования и побеждать, особенно когда много соперников в твоей номинации. Главное – звездной болезнью не страдать.
Все искусство под одной крышей
Отпускаем детей и остаемся с Викторией вдвоем. Она объясняет, что все дети знают, зачем сюда приходят.
– Я все время объясняю, что земной шар огромный, танцуют много людей и все мечтают получить золотую медаль. А для этого – пахать, пахать, пахать. Они мне звонят и утром и вечером, предлагают какие-то свои движения и не хотят уходить, приходится сторожу выгонять. И родители рады, что они тут, а не бродят по улицам. Сейчас опасный мир, не дай бог, попадешь в опасную компанию, а спорт дает стержень – и тебя не сломить, готов ко всему в мире. Я всем радостно говорю: добро пожаловать в ад работы.
– Ставрополь ждет большое и важное для всех танцоров мероприятие...
– У нас на «Вальсе Победы» будут не только танцы, но и вокал, барабаны, гитары. Это масса дисциплин. Мы все искусство хотим под одной крышей собрать, в первую очередь для того, чтобы заинтересовать детей спортом. А есть люди, которые не верят в свои способности, и нужен толчок.