Челябинская область

«Межпланетные тела». Челябинский метеорит не привлек туристов, но память о нем жива

Как южноуральцы считали минуты до апокалипсиса

Три года назад в небе над Челябинском пронесся с огромной скоростью горящий шар, который рухнул на дно озера Чебаркуль. Космическое событие мирового масштаба до сих пор не принесло ощутимых бонусов региону. О событии вспоминают в основном накануне дня падения небесного тела, а туристов привлекают реконструированной крепостью и лотереей. О том, как изменилась жизнь челябинцев спустя три года, – в материале экспертного канала «ФедералПресс».

Посланный с небес на Южный Урал метеорит остается лакомым кусочком не только для местных предпринимателей и жителей, но и для спекулянтов. Электронная доска объявлений на «Авито.ру» наполнена предложениями о продаже и покупке осколков метеорита, которому было присвоено имя «Челябинск». Также его фрагменты продаются уже в готовых кольцах, стоимость которых колеблется в районе 60 тыс. рублей. Но с каждым годом цена на иноземный камешек продолжает падать. Если в прошлом году метеорит можно было приобрести по цене от 500 до 5 тыс. рублей за грамм, то сегодня прайс варьируется от 100 до 500 рублей за грамм. В подтверждение его подлинности продавцы заверяют, что экземпляры были найдены «лично во время экспедиции», «собирали в день падения возле поселка Депутатский», а также готовы предоставить фотографии и видео. «Гарантия: каждый имел лунку и фирновый столбик, хорошо магнитятся сильным магнитом, поверхность и структура неметаллическая», – говорится в одном из предложений.

Один из торговцев сообщил журналисту «ФедералПресс», что его камни все из личной коллекции и были собраны в памятные времена: «Осколки магнитятся магнитом. А их края обуглены. Также при желании можете сделать экспертизу подлинности и получить соответствующий сертификат».

Но на самом деле настоящих осколков осталось не так много, чтобы их можно было открыто продавать, утверждает глава Чебаркуля Сергей Ковригин. «В основном торговлей частями метеорита занимались местные жители. Мы не продаем. Столько осколков нет, чтобы продавали, – сообщил он и добавил, что сувенирная продукция есть, но не пользуется особым спросом и популярностью.

Что касается развития туризма, то Чебаркуль не стал меккой для паломников. Местные власти пытаются попасть в туристический кластер «Синегорье», надеясь на финансовую поддержку. «Сказать, что мы получаем бонусы от туризма, нельзя. Сейчас пытаемся увязать это событие с другими, чтобы войти в туристический кластер. Для этого презентуем, что будет музей метеорита, реконструкция крепости и народные ремесла. Крепость расположилась на берегу озера. Внутри нее часовня. В пяти метрах стоит стела метеорита, – уточнил он. – Мы, конечно, пытаемся хоть какие-то бонусы поиметь, но сказать, что есть что-то осязаемое, что можно пощупать, такого еще нет».

Его слова подтверждает и начальник управления туризма при областном министерстве культуры Виктор Ткачев, утверждающий, что интереса туристов к территории как такового не было. «Нельзя сказать, что там есть массовый поток. Интерес в основном бывает в годовщину падения и в летний сезон, когда туристов везде много. Зарубежные делегации приезжают, но это не те туристы, которые едут посмотреть на метеорит. Это в основном официальные лица, приезжающие в Свердловскую или Челябинскую область, которым мы предлагаем посмотреть на место падения метеорита», – рассказал он в беседе с «ФедералПресс».

Отметим, что сам мэр забыл о важной дате: «Вы мне напомнили, и вот я вспомнил, что 15 февраля упал метеорит. Меня заботит дата вывода войск из Афганистана. Это событие у меня в памяти закрепилось больше, чем падение метеорита».

Кстати, сегодня на берегу озера будет устроен праздник в честь Дня падения метеорита с проведением беспроигрышной лотереи.

По мнению Сергея Ковригина, падение небесного посланника только увеличило узнаваемость территории на всероссийском уровне. «Чебаркуль узнают по имении хоккеиста Валерия Харламова и метеориту. Поэтому мне не нужно долго объяснять, из какого я города», – считает он.

Среди тех, кому иноземный гость приносит ощутимые бонусы, по-прежнему остается Челябинский государственный краеведческий музей. «Несмотря на то, что прошло три года, экспозиция с метеоритом остается самой популярной. Он лежит в зале природы в специальной витрине и закрыт колпаком. Много людей приходят специально, чтобы посмотреть метеорит, ну и попутно захватывают постоянную экспозицию музея», – рассказала заведующая отделом Анастасия Ивановская.

В настоящее время экспонат весит 505 кг. Когда его извлекли из воды в октябре 2013 года, точно измерить его массу не удалось, так как весы сломались, показав отметку в 600 кг. Первые годы осколок сильно усыхал. Из него испарялась влага, которую он набрал за время, пока лежал в озере Чебаркуль. «Последние два года он просто лежит закрытый. С тех пор как его почистили после поднятия со дна озера, никаких финансовых затрат он не требует. Единственно, что хранители следят за его состоянием, – объяснила сотрудник музея и добавила, что сегодня, в День метеорита, можно потрогать небольшой осколок.

Между тем вмешательство космических сил в мирную жизнь землян заставило миасских ученых всерьез задуматься. На днях было заявлено о разработке проекта модернизации межконтинентальных баллистических ракет для уничтожения метеоритов диаметром 20–50 метров. Испытать изобретение планируется на астероиде «Апофис», который в 2036 году максимально сблизится с Землей.

А вот сотрудники ГУ МЧС по Челябинской области подошли к празднованию памятного дня весьма креативно. На официальной страничке ведомства в соцсети «ВКонтакте» был запущен соцопрос. Пользователям задан вопрос: «Как вы думаете (про метеорит), что это было?» Среди вариантов представлены ответы: газовый лед, лед из газа, межпланетные дела.

Очевидно, что спасатели намекают на не совсем удачный комментарий федеральному каналу бывшего губернатора Челябинской области Михаила Юревича. Его выражение тогда быстро облетело Сеть и стало поводом для многочисленных шуток и пародий.

Как ранее писал «ФедералПресс», метеорит упал в озеро Чебаркуль в 09:20 15 февраля 2013 года, образовав во льду пробоину диаметром восемь метров. При его падении в атмосфере над несколькими регионами России произошла серия взрывов. В первые часы за помощью в Челябинске обратилось около 1,6 тыс. человек.

Фото и видео из открытого доступа и соцсетей

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».