Широкий резонанс в Республике Алтай вызвало происшествие в селе Яконур, в ходе которого несколько местных жителей пытались снести буддийское культовое сооружение. Все они были задержаны полицией, но только двоих из них районный суд признал виновными в мелком хулиганстве. Местные буддисты считают наказание «неожиданно мягким», полагая, что нападавшие действовали по наущению представителей так называемой каракольской группировки, исповедующей «белую веру Ак јаҥ».
Широкий резонанс в Республике Алтай вызвало происшествие в селе Яконур, в ходе которого несколько местных жителей пытались снести буддийское культовое сооружение – ступу, установленную в одном из дворов. Все они были задержаны полицией, но только двоих из них районный суд признал виновными в мелком хулиганстве. Местные буддисты считают наказание «неожиданно мягким», полагая, что нападавшие действовали по наущению представителей так называемой каракольской группировки, исповедующей «белую веру Ак јаҥ». Они говорят, что уже на протяжении 15 лет подвергаются нападкам со стороны пропагандирующих идеологию «Алтай для алтайцев» адептов неошаманистского культа, которые все больше напоминают религиозную войну. Подробности – в материале «ФедералПресс».
«Нужно отдать должное алтайской общине Ак Бурхан и лично Вере Кыновой, которые проявили сострадание к вандалам, – считает этнограф Елена Королева. – Только благодаря этому их действия будут рассмотрены по статье «мелкое хулиганство».
Сведения о событиях, произошедших в селе Яконур Усть-Канского района, действительно первоначально напоминали сводки с фронта. Говорили, что трое жителей села предприняли попытку разбить буддийское культовое сооружение. Нападение они совершили в 5 часов утра в воскресенье, 20 марта. «Нападение ночью, с угрозами и проклятиями, криками и взломом, полностью противоречит алтайской национальной этике, – отметила Елена Королева. – В контексте традиционного мировоззрения нападающие одержимы кермесами (шилемирами), злыми духами, которые только и могут проявить себя после заката солнца».
Лотосовая ступа (ступа, или субурган – традиционное буддийское культовое сооружение, – прим. ред.) на которую покушались нападавшие, была установлена на территории частного домовладения Веры Кыновой. Она построила ее в июле 2015 года в честь своего брата, который был известным буддийским священником. Примечательно, что в сентябре прошлого года ступа была освящена главой буддийской традиционной сангхи России Пандито Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым, который был в Республике Алтай c официальным визитом. Церемония освящения ступы, проводившаяся в присутствии жителей района, стала одним из самых заметных событий этого большого алтайского селения.
Как говорят, нападавшие пытались сначала проникнуть во двор Веры Кыновой через закрытую калитку. «Убирай ступу, иначе мы тебя убьем! – кричали они. – Это наше последнее предупреждение!» Утверждается, что все они были в нетрезвом состоянии и мотивировали свои намерения тем, что после установки ступы в селе стало умирать больше людей. При этом они утверждали, что готовы убить не только женщину, но и себя. Они кидали в ступу куски досок от забора. Одна из них все-таки попала в лицевую часть субургана, сломав его декоративные края. Нападавшим также удалось ворваться во двор, где они схватили за лацканы пальто Веру Кынову, которая защищалась раненой кровоточащей рукой. Издевательство над женщиной продолжалась около двух часов. Уехали нападавшие только после того, как 12-летний внук Кыновой стал набирать номер участкового.
На следующий день суд Усть-Канского района признал двоих нападавших виновными в административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ. Им было назначено наказание в виде административного ареста сроком от пяти до восьми суток. При этом их действия были квалифицированы как мелкое хулиганство. «20 марта 2016 года в дежурную часть отделения МВД России по Усть-Канскому району поступило сообщение от жительницы села Яконур 1957 года рождения о том, что односельчанин причинил ей побои и сломал калитку усадьбы, – говорилось в официальном сообщении министерства внутренних дел республики. – Сотрудниками полиции, прибывшими на место происшествия, установлено, что трое жителей села Яконур 1991, 1983 и 1966 года рождения, находясь в состоянии алкогольного опьянения, пытались проникнуть на территорию домовладения заявительницы. Открывая запертую калитку, мужчины выломали из нее несколько досок. В этот момент заявительница вышла во двор и с целью пресечения хулиганских действий односельчан сообщила им, что вызовет полицию. В ходе ссоры один из хулиганов выломанную из калитки доску кинул в хозяйку домовладения, но промахнулся и попал в буддийское культовое сооружение «Ступа Субургана», при этом частично повредив край орнамента». При этом не подтвердился факт нанесения телесных повреждений Вере Кыновой.
Столь мягкое наказание несколько удивило наблюдателей, которые очень активно обсуждали случившееся в социальных сетях. Однако впоследствии выяснилось, что Вера Кынова сильно смягчила свои показания, как говорят, поддавшись на слезные просьбы тяжелобольной матери одного из нападавших, у которой в прошлом году погибли два сына. «Хорошо быть сострадательным, – говорили в социальных сетях. – Но в данном случае уместно ли это?»
Иной трактовки события придерживаются представители буддийской общины «Ак Бурхан», которая официально действует в Республике Алтай. Они квалифицируют инцидент как «проявление религиозной нетерпимости», считая, что должно быть заведено уголовное дело по статье 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»). Представители буддийской общины считают, что инцидент является следствием давнего конфликта с последователями так называемой каракольской группировки, исповедующей неоязыческий культ «белой веры Ак јаҥ». «В доме одного из вандалов осенью прошлого года останавливались представители каракольской группировки «Ак јаҥ» Онгудайского района, – утверждают буддисты. – Известно, что они буквально преследовали по трем районам главу буддистов России Аюшеева во время его визита в Республику Алтай».
Конфликт между алтайскими бурханистами (алтайская версия буддизма, – прим. ред.) и последователями «белой веры», исповедующими идею «Алтай для алтайцев», продолжается около пятнадцати лет и уже начинает приобретать форму религиозной войны. Самым вопиющим случаем проявления этой вражды стало разрушение ступы ламы Боора в селе Боочи, которая в свое время была освещена представителем Далай-Ламы XIV. В 2002 году она была варварски разрушена, после чего из нее извлекли дары главы буддийской церкви. Известно и о фактах запугивания жителей Республики Алтай, чьи дети проходили обучение в дацанах. Кроме того, ступа, расположенная в подворье Веры Кыновой, уже была однажды объектом нападения: осенью прошлого года ее пытался снести пьяный на тракторе.
В свою очередь бурханисты называют каракольскую группировку неофашистской. Довольно широкий резонанс в республике некоторое время назад получила статья «Каракольский неофашизм», которая была опубликована в интернет-сообществе «Алтайский бурханизм». В ней, в частности, говорилось о связи лидеров движения «Ак јаҥ» с турецкой организацией «серых волков» (бозкуртов). «Они периодически появляются в Каракольской долине, разработали и активно проталкивают (финансируют) идеи «тенгрианства» в регионы и народы, где слабо развиты мировые религии, – говорилось в статье. – Они начинают контролировать эти территории и народы, когда им надо, создают очаги напряжения и конфликтов». В качестве доказательства в интернете также была опубликована фотография, на которой вместе с лидерами движения «Ак јаҥ» изображен «один из лидеров турецких ультраправых националистов Локман Узел».
Впрочем, ставить точку в деле с происшествием в селе Яконур пока рано. Известно, что МВД республики уже выделило в отдельное производство материалы, связанные с нападением на дом Веры Кыновой. Все это сделано для проверки на наличие в действиях правонарушителей состава преступления, предусмотренного ст. 214 Уголовного кодекса Российской Федерации «Вандализм». Факт проведения проверки в беседе с корреспондентом «ФедералПресс» подтвердил сотрудник Центра противодействия экстремизму МВД Сергей Фигулин, который также выезжал на место происшествия.
«Различные этнические традиции будут все чаще сталкиваться между собой, – полагает этнограф Елена Королева. – В общих интересах выработать механизмы амортизации, такие как терпимость и взаимоуважение, на основе соблюдения прав человека. Внутри алтайской традиционной этнической культуры заложены прекрасные основы для успешного развития в новых условиях. В новом тысячелетии алтайский народ стоит перед историческим выбором: куда пойти – в сторону внутренней конфронтации и деградации или по пути сотрудничества и развития?»