Top.Mail.Ru
Общество
Новосибирская область
0

Новосибирская опера готовится к танцам на амвоне

НГАТОиБ замахнулся на «Мессу» Леонарда Бернстайна

Сегодня, 29 января, в Новосибирском академическом театре оперы и балета начнется первая серия показов пьесы Леонарда Бернстайна «Месса», созданной на волне протестных настроений, охвативших Соединенные Штаты Америки в начале 70-х годов прошлого века.

Сегодня, 29 января, в Новосибирском академическом театре оперы и балета начнется первая серия показов пьесы Леонарда Бернстайна «Месса», созданной на волне протестных настроений, охвативших Соединенные Штаты Америки в начале 70-х годов прошлого века. Предстоящее событие уже признано национальной премьерой произведения, которое в отличие от знаменитой «Вестсайдской истории» не имеет обширной истории сценических воплощений. Кроме того, предстоящий спектакль также станет главным экзаменом для главного дирижера новосибирской оперы Айнарса Рубикиса, который занял этот пост чуть более года назад. Подробности читайте в материале «ФедералПресс.Сибирь».

«Так звезды сложились, – заявил Айнарс Рубикис, отвечая на вопрос о том, почему к постановке спектакля было привлечено беспрецедентное количество деятелей искусств из Прибалтики. – У нас были трудности, связанные со сменой людей при подготовке спектакля. Но сейчас очевидно, что тем людям, которые вышли из проекта, нужно было это сделать».

Вопрос о привлечении «сборной Латвии» к спектаклю стал одним из самых острых на пресс-конференции, где новосибирский оперный театр представлял проект постановки «Мессы» Леонарда Бернстайна. Помимо Айнарса Рубикиса еще четыре человека из постановочной группы являются выходцами из этой республики: режиссер-постановщик Резия Калныня, художник-постановщик Кристапс Скулте, художник по костюмам Анна Хейнрихсоне, а также хореограф Илзе Зириня. Художник по свету Игорь Капустин приглашен из Эстонии.

Но ряд ключевых позиций новосибирский оперный театр не мог отдавать приглашенным специалистам по умолчанию. C хорами, чья роль в спектакле весьма значима, работал главный хормейстер театра, заслуженный деятель искусств России Вячеслав Подъельский, а в подготовке ряда танцевальных фрагментов постановки принял участие хореограф Кирилл Симонов, которого с театром связывают давние отношения. Для работы с джазовыми исполнителями, которым в «Мессе» отводится особая роль, была приглашена Наталья Соболева, известная как одна из самых востребованных джазовых певиц Сибири.

«Конечно, у нас возникали определенные сложности, – заявила Наталья Соболева. – Дело в том, что музыканты, привлеченные для исполнения фрагментов, стилизованных под джаз или рок, не имеют большой практики чтения нот и партитур. Кроме того, это довольно сложное произведение, где происходит постоянная смена ритма и используется широкий голосовой диапазон».

Проект предполагается осуществить с размахом: только в качестве музыкантов и участников хоров планируется привлечь около 240 человек. Для исполнения партии священника Селебранта приглашены певец и режиссер Дмитрий Суслов, а также известный телеведущий Алексей Крыжановский, в свое время закончивший Новосибирскую консерваторию.

«Месса», которую Леонард Бернстайн определил в жанр «театральной пьесы для певцов, актеров, танцоров и оркестра», была создана по заказу Жаклин Кеннеди. Впервые представленная на открытии Центра искусств им. Дж. Кеннеди в Вашингтоне, она вызвала разные отклики, которые обычно музыковеды связывают с жанровой эклектичностью произведения, где традиционные религиозные песнопения совмещены с элементами бродвейских шоу, а также с песнями в стиле джаза и рока.

В то же время известно, что пьеса вызвала резкую критику со стороны католических кругов, для которых сюжет, где священник Селебрант теряет веру, был неприемлем. Возможно, это повлияло на то, что «Месса», как правило, ставилась в концертном исполнении. Профессиональная сцена игнорировала произведение, а любительские представления бравировали отчаянными танцами в районе церковного алтаря. «Месса» была реабилитирована только в 2000 году, когда папа Иоанн Павел II разрешил поставить Бернстайна в Ватикане.

Представляя «Мессу», оперный театр пытается ввести слушателя в контекст нравственного и религиозного кризиса в Америке 60-х годов, обусловленного войной во Вьетнаме, расовых стычек, тотального падения нравов, связанного с «сексом, наркотиками и рок-н-роллом», напоминая, что попытки переосмыслить проблемы веры предпринимались мюзиклами «Годспел» и «Иисус Христос – суперзвезда».

«Казалось, поколение 60-х годов в Америке не знает ни меры, ни моральных законов, – говорится в пресс-релизе театра. – Но «Месса» Бернстайна меньше всего похожа не жизнеописание Мессии в джинсах и с гитарой в руках. Скорее это самые интимные размышления каждого из нас о Боге, которыми, возможно, никогда и ни с кем не хотелось поделиться. Это сокровенные мысли, которые скрываются за внешним благополучием и уверенностью».

Показательно, что главный дирижер театра Айнарс Рубикис не стал особо распространяться о критериях, которыми он руководствовался при выборе произведения, хотя известно, что решение о постановке Бернстайна принималось летом прошлого года, в самый разгар скандала вокруг группы Pussy Riot. Представляя спектакль, главный дирижер театра, для которого «Месса» станет серьезным экзаменом с момента прихода на эту должность, решил обойтись обтекаемыми формулировками:

«В Латвии есть один священник, который постоянно говорит: «Почему мы все время что-то ждем от государства? Не ждите, а начинайте все менять сами. Устройте свой огород так, чтобы ваш сосед сделал свой дом еще лучше».

Фото Андриана Козина

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.