История с задержанием известного среди поклонников языческой культуры писателя Алексея Трехлебова все больше разгорается. В среду, 20 февраля, поступила информация о том, что в его доме обнаружили боеприпасы. Некоторые источники утверждают, что писателя могут обвинить в нетерпимости к евреям. На защиту Трехлебова встал Михаил Задорнов. Корреспонденты «ФедералПресс.Юг» пообщались с религиоведами, общественными активистами и односельчанами писателя, чтобы прояснить ситуацию для своих читателей.
История с задержанием известного среди поклонников языческой культуры писателя Алексея Трехлебова все больше разгорается. В среду, 20 февраля, поступила информация о том, что в его доме обнаружили боеприпасы. Некоторые источники утверждают, что писателя могут обвинить в нетерпимости к евреям. На защиту Трехлебова встал Михаил Задорнов. Корреспонденты «ФедералПресс.Юг» пообщались с религиоведами, общественными активистами и односельчанами писателя, чтобы прояснить ситуацию для своих читателей.
Напомним, на днях, по информации «ФедералПресс.Юг», полученной из источников среди языческих верующих и правоохранительных органов, в Москве были задержаны широко известный среди российских поклонников языческой культуры писатель Алексей Трехлебов и организатор тренингов Игорь Глоба. Мужчин подозревают в разжигании вражды по национальному признаку и участии в экстремистском сообществе.
По версии следствия, задержанные проводили семинары, на которых публично пропагандировали националистические взгляды и свое превосходство по религиозному признаку, а также распространяли литературу с подобным содержанием. Как раз во время проведения семинаров в Москве 14 и 15 февраля и происходило задержание.
Сегодня, 20 февраля, появилась информация о том, что сотрудники правоохранительных органов во время обыска в Апшеронском районе в доме писателя Трехлебова обнаружили целый склад боеприпасов. По сообщению следственного управления, были обнаружены пистолет, патроны, каски, бронежилеты и гранаты.
По словам жителей поселка Мезмай (Апшеронский район), откуда писатель Трехлебов родом, около трех лет назад в доме писателя уже проходили обыски. «И Трехлебов, и Глоба в любой момент были готовы к повторным обыскам, – сообщил «ФедералПресс.Юг» источник, хорошо знакомый с ситуацией, – и с такой глупостью, как держать все это дома, они не стали бы связываться». По словам собеседника, если и была у них необходимость в оружии, то они могли его спрятать или закопать во дворе.
«На фоне всей этой истории начали происходить задержания и обыски людей, непричастных к Трехлебову, – делится своими наблюдениями с экспертным каналом общественный активист Мирослав Валькович. – Так, например, 15 февраля прошли обыски и допросы творческого коллектива из Мезмая «Мезмайские забавы». По словам следователей, эти обыски также были связаны с делом о Трехлебове.
«Оперуполномоченные показали нам постановление, в нем было сказано, что у Трехлебова нашли символику, которую он, якобы, приобретал у нас», – рассказала корреспонденту «ФедералПресс.Юг» Илона, одна из участниц фольклорного коллектива. «У нас есть этнические украшения, авторские работы, которые вообще не относятся ни к какой символике. Но он у нас никогда ничего не покупал», – заверила собеседница. Тем не менее, по ее словам, полицейские изъяли все украшения. Как пояснили участникам коллектива, – для экспертизы. Кроме того, в ходе обыска были изъяты диски с музыкой, компьютеры и жесткие диски, так как на них были обнаружены статьи по славянству, скачанные из интернета.
«К Трехлебову можно относиться по-разному, – говорит Валькович, – он – неоднозначная фигура, многие его не признают, многие с ним не согласны, но это, скорее, вопрос дискуссий, а не повод возбуждать уголовные дела». По словам активиста, при знакомстве с произведениями автора он не видел в них политических призывов: «Это, скорее, фантастика и эзотерика».
«На самом деле, дославянская языческая культура в России прекратила существование, – комментирует «ФедералПресс.Юг» адвокат, председатель Юридического комитета при Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС) Александр Корелов. – Носителей этой культуры уже не осталось. И все, кто называет себя язычниками, по сути своей, являются просто-напросто фантазерами, имеющими весьма смутное представление о том, что они исповедуют».
По словам эксперта, современное неоязычество – это типичный пример как религиозной, так и научной и культурной дезинформации: «Представления неоязыческих сект изобилуют нелепостями, лженаучными представлениями, а нередко и обычным шизофреническим бредом. На сайте того же Алексея Трехлебова всякие бредни про славянские «божества» мирно уживаются с оккультными идеями насчет ауры, биополя, ясновидения и прочей ерунды. Такая мировоззренческая мешанина свидетельствует о крайнем неблагополучии авторов этого сайта в плане мировоззренческом, а, возможно, и психиатрическом». По мнению эксперта, лидеры неоязческих культов вносят «весьма весомый вклад в русофобскую истерию».
«К сожалению, под воздействие таких групп подпадают люди с неокрепшим мировоззрением, люди, искренне стремящиеся познать историю своей страны, но не имеющие подлинно научной и образовательной подготовки для того, чтобы уметь отличать правду от вымыслов всякого рода новоявленных шарлатанов-ведунов», – так поясняет Корелов популярность неоязычества среди молодых людей.
«Языческие, а точнее, неоязыческие общины хотя и малочисленны, но довольно широко распространены», – комментирует ситуацию экспертному каналу политолог и религиовед Игорь Бобров, в свое время возглавлявший отдел по религиям правительства Тюменской области. – Они есть и в Тюменской области. Как правило, это националистические группы, членам которых кажется, что они возрождают исконную русскую или славянскую культуру, на основании которой и произойдет духовное, интеллектуальное и политическое возрождение народа и страны».
По словам религиоведа, в целом эти группы можно сравнивать с расистскими, националистическими, арио-оккультуными группами, существовавшими в Германии в конце XIX века и до 1933 года и ставшими интеллектуальной средой германского национал-социализма. «В идеологии русских неоязыческих групп достаточно антисемитизма и отчуждения от современного российского государства, на их взгляд, являющегося антинациональным образованием», – заключает Бобров.
В защиту задержанного писателя выступил писатель-сатирик Михаил Задорнов. «Я читал его труды. Допустим, в чем-то я с ним не согласен. Какое это имеет значение? Это мое дело», – выразил свою точку зрения Задорнов на страницах «Живого журнала». «Лично я никогда не читал в его трудах ничего, призывающего к революции», – отметил автор поста.
«Трехлебов – фантазер и сказочник», – говорит пожелавший остаться анонимным собеседник «ФедералПресс.Юг», лично знакомый с Трехлебовым и бывавший у писателя дома. По его словам, от задержанного можно было услышать призывы «бей евреев – спасай Россию!». «Трехлебов и Игорь Глоба – евреи-полукровки, – пояснил знакомый писателя. – Многие евреи-полукровки пытают ненависть к чистокровным евреям».
«Они называют себя «ведическими волхвами», – рассказал источник. – «Патер Дий» (Александр Хиневич – «Патер Дий», то есть глава нового религиозного объединения неоязыческой направленности «Древнерусской церкви православных мтароверов-инглингов», – прим. ред.) – руководитель их церкви, он курит, употребляет алкоголь и ест мясо, при этом он выпустил в Омске серию книг «Русские Веды». Хотя, согласно самим Ведам, человеку, имеющему нечистые привычки, нельзя даже к ним прикасаться».
«Существует мнение, что Хиневич заслан спецслужбами для того, чтобы возглавить интерес русских к своей древней дохристианской культуре, – рассказал собеседник. – Возглавить и вести их в неверную сторону, свести до уровня простого национализма и, таким образом, обессилить и дискредитировать».
Отметим, что за последние несколько дней это не первый скандал, в котором фигурирует маленький поселок Мезмай. Как ранее писал «ФедералПресс.Юг», жители поселка Мезмай оказались заблокированными после запрета нахождения пешеходов в Гуамском ущелье, расположенном ниже от населенного пункта. 11 февраля в администрации Апшеронского района прошло совещание, на котором был поставлен вопрос о том, чтобы сделать возможным проход организованным группам. На сегодняшний момент местные власти рассматривают подготовку проекта постановления и соглашения по проходу организованных групп.