Top.Mail.Ru
Общество
Сибирский ФО
0

Черная археология грозит оставить за бортом академические институты

Заказчик спасательных раскопок в зоне строительства четвертого моста в Красноярске уличил новосибирских археологов в непрофессионализме

Новосибирские археологи организовали крестовый поход против «черных копателей» и недобросовестной конкуренции при проведении тендеров на спасательные раскопки. Институт археологии и этнографии СО РАН проиграл второй этап конкурса на исследование памятника «Афонтова гора – 2» в Красноярске, находящегося в зоне строительства четвертого моста.

Новосибирские археологи организовали крестовый поход против «черных копателей» и недобросовестной конкуренции при проведении тендеров на спасательные раскопки. Институт археологии и этнографии СО РАН проиграл второй этап конкурса на исследование памятника «Афонтова гора – 2» в Красноярске, находящегося в зоне строительства четвертого моста. Проиграл, считают в самом институте, в результате сговора. Как рассказал на пресс-конференции директор ИАиЭт, академик Анатолий Деревянко, это стало последней каплей и поводом «крайне обострить» вопрос на самом высоком уровне. Ученые будут добиваться внесения изменений в законодательство и проверки фактов нарушений. Подробности – в материале «ФедералПресс.Сибирь».

По федеральному закону «Об объектах культурного наследия» 2002 года любые строительные или производственные работы должны предварять археологические исследования территории. В случае обнаружения памятника необходимо провести его раскопки. Эта обязанность ложится на структуры, которые подобные работы организуют. Получается, что у застройщика интерес в том, чтобы потратить на это как можно меньше времени и средств, а у ученых – постараться спасти для науки как можно больше.

Однако на практике за всеми строителями не уследишь. В поле зрения археологов, как правило, попадают только крупные проекты – нефтепроводы, гидрологические сооружения, федеральные автодороги. По идее закон должен защищать и от «черных копателей». Но в реальности подпольный рынок археологических ценностей процветает почти в открытую. «Мы добивались того, чтобы в Уголовном и Административном кодексах была прописана ответственность за такие раскопки. В итоге этого не было сделано. В результате все процессы, которые были инициированы, заканчивались безрезультатно», – рассказал журналистам Анатолий Деревянко.

Не менее серьезная опасность, по словам директора Института археологии и этнографии СО РАН, кроется в том, что спасательные археологические раскопки при строительстве значимых объектов инфраструктуры в последние несколько лет превратились в неплохой бизнес. «В настоящее время в каждом субъекте организованы различные ООО, которые занимаются всем подряд: строительными, монтажными, дорожными работами, в том числе археологией, – сообщил ученый. – Причем в большинстве этих фирм нет ни одного специалиста-археолога. Но они по непонятным для нас причинам выигрывают тендеры».

Академические институты с завидным постоянством проигрывают подобным коммерческим компаниям конкурсы на право проведения разведочных и исследовательских работ. По сути это несет опасность не только непрофессионального отношения к методике раскопок и их полноте: как правило, после таких работ коллекции находок просто теряются, а результаты не вводятся в научный оборот.

Последний случай, когда новосибирский институт проиграл конкурс частной фирме в Красноярске, заставил руководство ИАиЭт СО РАН обратиться в прокуратуру, в ФАС, к президенту и полпреду в СФО. Речь идет о стоянке Афонтова гора – 2. Она входит в археологический комплекс, впервые открытый в конце позапрошлого века и тогда же получивший международное признание как первый палеолитический памятник на территории России. В конце 20-х годов прошлого века работы здесь были свернуты, в 70–80-х годах район стоянок был почти полностью застроен. Афонтова гора – 2 на данный момент остается единственным памятником комплекса, который еще можно спасти.

Новосибирские археологи выиграли первый этап конкурса на исследование памятника, сейчас работы здесь продолжаются. Однако победителем второго этапа стало ООО «Красноярская геоархеология». «Сейчас строители часто делят работы на несколько этапов. Это делается в том числе для того, чтобы сбить по максимуму цену, – пояснил Анатолий Деревянко. – Второй конкурс мы выиграли даже по цене, но проиграли как профессиональное учреждение. Заказчику были направлены приказы и документы на 46 сотрудников, кандидатов и докторов наук. Они не были приняты во внимание. Мы прекрасно знаем, что в «Геоархеологии» нет ни одного профессионального археолога в штате. Тем не менее они выигрывают. Представляете абсурдность?»

Раскопки на памятнике ведутся в зоне строительства четвертого моста через Енисей. Заказчиком работы выступает КГКУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю». Получается, что деньги, выделяемые археологам, являются бюджетными. Значит и требования к качеству исполняемых работ должны быть на определенном уровне.

Справедливости ради стоит отметить, что ООО «Красноярская геоархеология» имеет опыт проведения разведочных и спасательных археологических работ. Компания организовывала работы на участке нефтепровода Куюмба – Тайшет. Однако найти информацию о составе организации, квалификации сотрудников, учредительных документах «ФедералПресс.Сибирь» не удалось. На сайте компании в разделе «Наш коллектив» имеется всего одна запись: «У нас дружная, сплоченная алкоголем и тайгой команда».

«Это абсурд и явно несправедливое решение, – оценил ситуацию Анатолий Деревянко. – Я не буду говорить о коррупции, был или не было сговора, но еще раз повторяю, что первый этап мы выиграли, а второй проиграли из-за непрофессионализма. Мне это дало возможность вопрос крайне обострить. Мы обратились в УФАС по Красноярскому краю – оно признало решение конкурсной комиссии правильным. После этого я написал письма президенту Владимиру Путину, руководителю ФАС России, министру культуры, полномочному представителю президента в СФО и исполняющему обязанности губернатора Красноярского края Виктору Толоконскому».

По словам заместителя директора ИАиЭт Александра Ломановича, подобная ситуация не первая в практике института, имеющего опыт «спасательных» работ при строительстве Бурейской и Богучанской ГЭС, железной дороги Кызыл – Курагино, газопровода «Алтай». В 2013 году институт участвовал в 28 тендерах и выиграл только девять из них, это были небольшие по объему работ проекты. «Мы проанализировали, почему мы оказались в такой проигрышной ситуации, – рассказал журналистам Александр Ломанович. – Одна из причин – это демпинг цен. До 50–70 % идет снижение цены. Для нас это не только удивительно, но и настораживает. Работы за эти деньги выполнить невозможно. Когда готовится проектная документация, то расчет работ ведется по нормативам, утвержденным Министерством культуры. Если идет такой демпинг, значит или цены изначально завышены, или работы выполняются не полностью. Если это так, значит кто-то из контролирующих органов закрывает глаза. Если есть такие люди, значит они заинтересованы в продвижении своих организаций и в создании помех для чужаков».

Особенно напряженная ситуация, по мнению руководства института, сложилась в Красноярском крае и в Иркутской области. В 2013 году в Красноярском крае институт не выиграл практически ни одного конкурса. «Руководитель отдела археологии Иркутской области пошел еще дальше, – рассказал Александр Ломанович. – Когда институт выиграл конкурс по объекту Сафроновка-3, то по телефону нам было предложено сумму, которая предусмотрена условиями конкурса, передать его организации, заключив договор субподряда. В противном случае он обещал проблемы. Обещал – выполнил».

В 2014 году институт, по информации заместителя директора, столкнулся с блокированием работ со стороны чиновника из комитета по охране Тюменской области. Чиновник самостоятельно, не поставив в известность своих руководителей, обратился в Министерство культуры, чтобы заблокировать открытый лист, разрешение на работу. «Мы как институт – за здоровую конкуренцию, но среди равных, а не с копателями котлованов и ям», – подытожил разговор Александр Ломанович.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.