Музей истории политических репрессий «Пермь-36» уже больше года находится в центре конфликта между краевыми властями и управляющей музеем автономной некоммерческой организацией. А началось все, похоже, с обещания федерального финансирования. Наблюдатели говорят фактически о государственном рейдерском захвате «Перми-36».
Музей истории политических репрессий «Пермь-36» уже больше года находится в центре конфликта между краевыми властями и управляющей музеем автономной некоммерческой организацией. А началось все, похоже, с обещания федерального финансирования. Наблюдатели говорят фактически о государственном рейдерском захвате «Перми-36». Сначала имущество музея передали в собственность госучреждению (ранее оно было на балансе краевого центра охраны памятников), потом ему перекрыли финансирование – и в довершение по классической схеме сменили руководство. «ФедералПресс.Приволжье» удалось получить комментарии о текущем развитии конфликта по обе стороны баррикад.
На этой неделе руководители музея политических репрессий «Пермь-36», а также члены попечительского совета и правления одноименной некоммерческой организации написали открытое письмо в адрес губернатора Виктора Басаргина. Авторы письма сообщили главе региона о прекращении со стороны краевого минкульта переговоров по созданию модели взаимодействия государственного автономного учреждения и некоммерческой организации «Пермь-36». И это – вопреки поручениям губернатора. Сейчас, по словам авторов письма, «функционирование музея практически прекращено в связи с тем, что денежные средства, в том числе на заработную плату и коммунальные услуги, не перечислены». С 1 апреля в музее нет электричества и воды. Без финансирования остались и международный форум «Пилорама», и Астафьевские чтения.
Кроме того, проект соглашения о сотрудничестве вновь созданного ГАУ и некоммерческой организации до сих пор не согласован правительством Пермского края. По мнению авторов письма, все это «ставит под угрозу существование государственного музея», поэтому они просят губернатора взять под личный контроль подписание соглашения, а также открытие финансирования как самого музея, так и образовательных и просветительских проектов АНО «Пермь-36». Официальной реакции губернатора на письмо пока не последовало.
В беседе с корреспондентом «ФедералПресс.Приволжье» глава краевого минкульта Игорь Гладнев заявил, что все документы для оплаты долгов за воду и электричество уже подготовлены и расчет произойдет в ближайшее время. Что касается долгов по зарплате сотрудникам музея, то, как сказал Игорь Гладнев, «государство не обязательно должно оплачивать труд сотрудников некоммерческой организации».
Новый директор государственного музея Наталья Семакова приступила к своим обязанностям. «Сейчас она решает вопросы с имущественным комплексом, – пояснил Игорь Гладнев. – В прошлом году по текущей деятельности некоммерческой организации была проведена проверка КСП, по итогам которой были выявлены нарушения, и сегодня министерство культуры проведет возврат средств». По данным Игоря Гладнева, сумма, подлежащая возврату в краевой бюджет, превышает миллион рублей.
Что касается увольнения бывшего директора госмузея Татьяны Курсиной, то причиной ее отставки Игорь Гладнев назвал конфликт интересов, поскольку, «возглавляя государственный музей, она в определяющей степени была сориентирована на отстаивание интересов автономной некоммерческой организации».
Татьяна Курсина между тем утверждает, что у минкульта в настоящий момент нет оснований для перечисления денег музею. «Деньги должны были быть получены после заседания наблюдательного совета в пятницу, – пояснила Татьяна Курсина в беседе с корреспондентом «ФедералПресс.Приволжье». – Этот орган должен был принять план хозяйственно-финансовой деятельности. Однако заседание, как мы помним, не состоялось (вместо него министр Игорь Гладнев уволил Татьяну Курсину – прим. ред.), а без плана хозяйственно-финансовой деятельности никакие перечисления из бюджета невозможны».
Что касается оплаты труда сотрудников музея, то, по словам Татьяны Курсиной, зарплату работники некоммерческой организации до недавнего времени получали из средств субсидии, выделяемой из краевого бюджета на просветительскую деятельность АНО. На руках у бывшего директора госмузея есть письмо, подтверждающее выделение этой субсидии за переходный первый квартал (когда госмузей реорганизовывался из бюджетного в автономное учреждение) в размере 4,5 млн рублей. Сотрудники музея до момента окончания реорганизации, то есть до 3 марта, числились работниками АНО, а после 3 марта большая их часть была переведена в госучреждение.
При этом имущественный комплекс музея до сих пор остается в бессрочном безвозмездном пользовании некоммерческой организации, хотя и передан в собственность госмузею. Передача имущественного комплекса, согласно предыдущим договоренностям с краевыми властями, произойдет сразу после подписания соглашения о финансировании просветительской деятельности АНО «Пермь-36». Согласно последней, февральской редакции соглашения, речь шла о 7,5 млн рублей в год, однако правительством это соглашение до сих не подписано (окончательная ратификация должна была состояться еще в марте). «Минкульт требует расторгнуть договор о бессрочном безвозмездном пользовании, но гарантий того, что АНО «Пермь-36» будет получать финансовую поддержку своих просветительских проектов, до сих пор нет, – говорит Татьяна Курсина. – Это была двусторонняя договоренность, и я исхожу из того, что выполнить свои обещания должны обе стороны».
Часть офисных помещений АНО в Перми переоформлена на государственное автономное учреждение, в них сейчас располагается новый директор госмузея Наталья Семакова. По словам Татьяны Курсиной, процесс передачи дел заканчивается.
О природе миллионной суммы претензий минкульта, озвученной Игорем Гладневым, Татьяна Курсина знает не все. Ей известно только о двух, на общую сумму около 463 тыс. рублей.
Напомним, проверка расходования выделенных АНО «Пермь-36» субсидий, проведенная краевой контрольно-счетной палатой, выявила целый ряд нарушений, в том числе отсутствие контроля со стороны министерства культуры. В частности, ущерб бюджету в 190,5 тыс. рублей, по мнению аудиторов, нанесла неправомерная оплата коммунальных и эксплуатационных услуг офиса АНО «Пермь-36». Татьяна Курсина считает эти расходы правомерными, поскольку в правилах предоставления этой субсидии есть пункт об аренде помещений.
Еще около 273 тыс. рублей – претензия минкульта о нецелевом расходовании бюджетных средств. Татьяна Курсина пояснила, что в прошлом году музей устраивал на бывшем стрельбище парк памяти жертв политических репрессий, однако из-за ошибки в распределении средств субсидии по кварталам сметные расходы серьезно увеличились. Руководство музея настаивало на передвижке средств, выделенных на устройство газона, с третьего квартала на второй. Однако передвижка из-за проволочек в минкульте так и не произошла. Поэтому в третьем квартале, когда поле уже заросло, к работам пришлось привлекать тяжелую технику. Руководство музея приняло решение отказаться от одного из концертов в пользу землеустроительных работ, а мероприятие перенести на следующий год, однако аудиторы сочли такое распоряжение средствами слишком вольным. «Свою правоту по поводу претензий, которые минкульт выставил нам насчет аренды помещений и этой передвижки средств, я бы хотела доказать в суде», – заявила Татьяна Курсина.
«ФедералПресс.Приволжье» следит за развитием событий.