В среду, 25 февраля, руководство Новосибирского театра оперы и балета (НГАТОиБ) распространило специальное заявление о том, что не собирается снимать с репертуара спектакль по опере Рихарда Вагнера «Тангейзер», премьера которого состоялась 20 декабря прошлого года. Подробности – в материале «ФедералПресс.Сибирь».
В среду, 25 февраля, руководство Новосибирского театра оперы и балета (НГАТОиБ) распространило специальное заявление о том, что не собирается снимать с репертуара спектакль по опере Рихарда Вагнера «Тангейзер», премьера которого состоялась 20 декабря прошлого года. В то же время директор театра Борис Мездрич заявил о готовности внести коррективы в новую постановку, а также призвал к диалогу представителей Русской православной церкви, обещав «услышать любую точку зрения».
Днем ранее городская прокуратура сообщила, что по жалобам православных было возбуждено дело об административном правонарушении, фигурантами которого стали директор театра и режиссер-постановщик Тимофей Кулябин, превративший главного героя оперы в кинорежиссера, снимающего фильм о «потерянных 18 годах» Иисуса Христа, не нашедших отражения в канонических Евангелиях. Режиссер считает, что, убрав основной конфликт оперы о метаниях певца между духовной и плотской любовью, сделал спектакль о мученической сущности художника, который борется с устоявшимися табу, в то время как православные убеждены, что в сцене в гроте Венеры Иисус Христос представлен «сексуально развращенной, порочной личностью». Их особое возмущение вызывают 28 секунд спектакля, когда, представляя свой фильм на Вартбургском кинофестивале, Тангейзер демонстрирует баннер с изображением «распятого между женскими ляжками Христа». Этот эпизод, видимо, станет ключевым в ходе предстоящих разбирательств у мирового судьи Центрального района Новосибирска. Подробности – в материале «ФедералПресс.Сибирь».
«Судебные разбирательства всегда полезны, – заявил «ФедералПресс» Алексей Крестьянов. – Во всяком случае, они ведутся на профессиональном языке и вменяемыми людьми». Реплика управляющего партнера известной новосибирской юридической фирмы «Рябинин, Зиновьев и Крестьянов» была сделана по поводу решения заместителя прокурора города Новосибирска, который позавчера, 24 февраля, возбудил дело об административном правонарушении, связанном с публичным осквернением предмета религиозного почитания. Фигурантами дела названы режиссер-постановщик Тимофей Кулябин, поставивший на сцене Новосибирского театра оперы и балета оперу «Тангейзер» Вагнера, и директор театра Борис Мездрич, допустивший исполнение этого спектакля. Дело квалифицировано по ч. 2 ст. 5.26 КоАП РФ, связанной с нарушением законодательства о свободе совести. Она предусматривает для граждан наложение штрафа от 30 до 50 тысяч рублей, а для должностных лиц – от 100 до 200 тысяч рублей. Дело уже направлено на рассмотрение мировому судье Центрального района Новосибирска.
«Насколько мне известно, это будет первым серьезным судебным разбирательством, связанным с осквернением предметов религиозного почитания, – отметил Алексей Крестьянов. – Хотя попытка рассмотрения дела по данной статье уже предпринималась в ходе так называемого «белоленточного скандала», когда известная модель Чира Ковальски сфотографировалась обнаженной в местах, которые жители Горного Алтая считают сакральными. Но это дело тогда не было доведено до конца».
Известно, что первые жалобы на новую постановку оперы «Тангейзер» стали поступать в прокуратуру от жителей города несколько недель назад. Позже с заявлением в ведомство обратилось новосибирское отделение движения «Народный Собор», митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, а также заместитель начальника ГУ МВД России по Новосибирской области. Кроме того, несколько заявлений поступило в Следственный комитет, который в настоящее время проводит уголовно-процессуальную проверку по статье 148 УК РФ «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий».
Премьерные показы оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер», которую осуществил лауреат премии «Золотая маска» режиссер Тимофей Кулябин, прошли в Новосибирском театре оперы и балета 20 и 22 декабря прошлого года. Спектакль действительно стал одним из самых заметных культурных событий города и в какой-то степени триумфом исполнителей новосибирской оперы на фоне приглашенного на главную роль датского тенора Стига Андерсена. Прекрасные отзывы получили Дмитрий Ульянов (ландграф Тюрингии Герман) и Павел Янковский (Вольфрам), а настоящей звездой постановки стала солистка оперного театра Ирина Чурилова, которая признавалась, что никогда не думала о ролях в вагнеровских операх: за партию Елизаветы она уже получила филармоническую премию «Золотой ключ». Спектакль также стал своего рода звездным часом главного дирижера театра 36-летнего Айнарса Рубикиса, который уже давно мечтал поставить Вагнера.
Однако сама постановка вызвала довольно противоречивые мнения. Первыми, еще до премьеры, когда стало известно, что действие оперы перенесено в современность, свое недовольство стали высказывать консервативные театралы, которые обожают костюмированные постановки, но не приемлют переноса действия классических опер как во времени, так и в пространстве. На премьере же выяснилось, что существенной переработке подвергся сюжет оперы, где рассказывается о певце, который мечется между плотской любовью к богине Венере и духовной любовью к девушке из реального мира. За откровенные признания Тангейзера готовы убить участники конкурса певцов в Вартбурге. Раскаявшегося певца отказывается прощать даже глава католической церкви, и только непорочная Елизавета, умерев, вымаливает для певца искупление, что находит свое воплощение в расцветшем посохе папы римского. Многие исследователи считают оперу в некоторой степени автобиографичной: сам Рихард Вагнер шесть лет прожил вне брака с замужней дочерью пианиста Ференца Листа Козимой, которая успела за это время родить ему двух детей.
Вместо этого Тимофей Кулябин представил новосибирской публике постмодернистский спектакль, насыщенный известными образами и ситуациями. Тангейзера он превратил в кинорежиссера, подобно Мартину Скорсезе снимающего фильм о тех периодах жизни Иисуса Христа, которые не нашли отражения в Евангелии. Конкурс певцов в Вартбурге он представил в виде международного кинофестиваля, где Тангейзер дерзко представляет свой эротический фильм «Грот Венеры», за что, подобно Ларсу фон Триеру, объявляется персоной non grata. При этом Елизавета становится матерью кинорежиссера, а друг Вольфрам – братом, который, по-своему реализуя замысел Тайгейзера, в итоге получает главный приз кинофестиваля в виде расцветшего папского посоха.
При всей оригинальности замысла постановка не обошлась и без некоторых провалов. Совершенно неинтересно выглядело начало первого акта, где вместо яркого балетного сегмента с вакханалией зритель вынужден смотреть скучную подготовку к киносъемкам во всех бытовых подробностях. Не всем понравилось, что один из главных хитов оперы – хор пилигримов из третьего акта – прозвучал из-за кулис. Но главным оставался вопрос, какие новые смыслы несет такая радикальная перелицовка классического сюжета.
«Скажу, что я сам участвовал в более чем десяти постановках Тангейзера, – уверял журналистов перед премьерой датский певец Стиг Андерсен. – Ни одна из них не была столь близка основной идее оперы».
Однако, сам Тимофей Кулябин уверял, что при подготовке спектакля сразу решительно исключил из оперы конфликт возвышенного и плотского чувства, полагая, что «в жизни нет таких категорий, как святая или греховная любовь». Основной темой спектакля режиссер назвал проблему художника, обреченного на разрушение норм и стандартов, а в конце концов – на мученичество.
Впрочем, финал спектакля, когда Вольфрам получает главный приз фестиваля за реализацию замысла Тангейзера, оставляет ряд вопросов. Остается не совсем понятно, то ли это драма создателя новых эстетических идей, который не может найти отклика в обществе, но получает спасение после того, как его мысли воплощают другие, то ли оптимистичная трагедия, где инноваторы с гибким подходом находят способ реализовать идеи отвергнутого творца в понятной форме.
Кстати, сам режиссер не скрывал, что сознательно шел путем провокации. В беседах с журналистами он охотно рассказывал, как пытался смоделировать современную ситуацию, которая была способна вызвать скандал, аналогичный тому, что случился на состязании певцов в Вартбурге. «Я искал тему, табуированную в современном обществе, – заявил Тимофей Кулябин журналистам перед премьерой. – Для нынешнего европейца таких тем только две – холокост и религия».
Готовясь к премьере, театр специально выпустил буклет, в котором обосновывались некоторые режиссерские находки постановщика «Тангейзера». Помимо глав об истории создания оперы и философских убеждениях Рихарда Вагнера, буклет содержит специальную статью о так называемых «потерянных годах» Иисуса Христа. В публикации, где говорится о том, что в Новом завете пропущен период его жизни с 12 лет до крещения в тридцатилетнем возрасте, приводится несколько спекулятивных версий, которыми пытались заполнить пробел. Кроме того, специальная глава буклета была отведена для описания истории образа Христа в мировом кинематографе от Луиса Бунюэля и экранизации мюзикла Эндрю Уэббера до Пьера Паоло Пазолини и Мэла Гибсона.
Редкий кадр, когда над сценой новосибирской оперы 28 секунд висит баннер фильма «Грот Венеры» (в театральном буклете он цензурирован)
Неизвестно, знакомились ли авторы жалоб в прокуратуру и Следственный комитет с буклетом, выпущенным театром. О претензиях, предъявленных к постановке «Тангейзера» митрополитом Тихоном и другими частными лицами, пока тоже известно в общих чертах. Однако, судя по жалобе движения «Народный Собор», текст которой оказался в распоряжении «ФедералПресс», можно судить, что обвинения в адрес новой постановки новосибирского оперного театра будут сфокусированы вокруг нескольких моментов. По мнению авторов, во-первых, в спектакле «Иисус Христос не обладает никаким положительным ценностным значением», а во-вторых, на сцене он представлен «сексуально развращенной, порочной личностью». Однако главным объектом претензий «Народного Собора» является баннер к фильму «Грот Венеры», представленный Тангейзером в сцене Вартбургского кинофестиваля. Фраза «распятый между женскими ляжками Христос», взятая из одной из критических статей о постановке, наверняка станет ключевой в ходе предстоящих судебных разбирательств.
«Жалобу в прокуратуру может подать любой, в том числе и несовершеннолетний, – заявил «ФедералПресс» известный новосибирский юрист Константин Зиновьев. – Полагаю, что несмотря на поддержку прокуратуры, доказать, что баннер является осквернением предметов религиозного почитания, будет не так просто. Тем более, что баннер довольно сильно похож на известную картину Курбе «Происхождение мира» из коллекции парижского музея импрессионизма Д'Орсэ, которую я лично видел в постоянной экспозиции».
Театр официально отверг обвинения, сообщив, что спектакль «Тангейзер» получил высокую оценку профессионального сообщества. Московская критика действительно с редкостным единодушием положительно оценила новую постановку, хотя в течение последних нескольких лет она настойчиво игнорировала практически все премьеры НГАТОиБ, полагая, что театр находится в кризисе. Впрочем, вчера Борис Мездрич уже сообщил, что, возможно, спектакль будет откорректирован, но не стал подробно разъяснять, что конкретно будет изменено в постановке. Он также публично призвал представителей Русской православной церкви к диалогу, отметив, что театр готов услышать любую точку зрения. По словам директора театра, в любом случае спектакль будет дважды показан в марте. Он предложил митрополиту Тихону лично посетить оперу. Театр уже продал около 60 процентов билетов на два ближайших спектакля, что можно считать довольно высоким показателем для оперы.
О реакции представителей православной церкви на предложение начать конструктивный диалог пока ничего не известно. В то же время стоит отметить, что в последнее время православные активисты серьезно изменили тактику. Раньше они действовали на опережение, стараясь не допускать проведения мероприятий, оскорбляющих, как они считали, чувства верующих. Правда, механизмы принятия решений об отмене концертов Мэрилина Мэнсона и польской группы Behemoth не всегда были понятны общественности. Теперь же верующим приходится реагировать на уже прошедшие события.
«Надо отдать должно православным, – отметил Алексей Крестьянов. – Пусть несколько коряво, но теперь они пишут жалобы, обращаются в суды и требуют соблюдения существующих законов, что раньше было просто немыслимо».