Top.Mail.Ru
Общество
Новосибирская область
0

Новосибирская опера меняет тональность

Бориса Мездрича сменил Владимир Кехман из Михайловского театра

В воскресенье, 29 марта, министр культуры России Владимир Мединский уволил Бориса Мездрича с поста директора Новосибирского театра оперы и балета, который своим последним спектаклем по опере Вагнера «Тангейзер» обострил вечный вопрос, имеют ли эстетические эксперименты этический предел. Подробности – в материале «ФедералПресс.Сибирь».

В воскресенье, 29 марта, министр культуры России Владимир Мединский уволил Бориса Мездрича с поста директора Новосибирского театра оперы и балета, который своим последним спектаклем по опере Вагнера «Тангейзер» обострил вечный вопрос, имеют ли эстетические эксперименты этический предел. Подробности – в материале «ФедералПресс.Сибирь».

Минкульт уже опубликовал заявление, в котором отмечается, что главной причиной увольнения Бориса Мездрича стало его «упрямое высокомерие, неготовность к диалогу и нежелание разъяснять свой замысел». Отставка директора театра по времени совпала с трехтысячным митингом, который на центральной площади Новосибирска провели те, кто посчитал, что новая постановка театра оскорбляет образ Иисуса Христа. Уход Бориса Мездрича наверняка станет дополнительным аргументом для активных действий сторонников новой постановки театра. Убежденные в том, что нельзя смешивать эстетические поиски художников и вопросы морали, они готовятся провести 5 апреля митинг «За свободу творчества».

Однако, обе стороны баррикад оказались крайне недовольны назначением на пост директора НГАТОиБ Владимира Кехмана, которого уничижительно называют «мошенником» и «банановым королем», предлагая начать агитационную кампанию, чтобы сделать его «нерукопожатным» для всех известных деятелей культуры страны. Ни средства массовой информации, ни пользователи социальных сетей не хотят признавать, что за восемь лет Владимир Кехман, пригласив мастеров экстракласса – Елену Образцову и Начо Дуато, смог вывести Михайловский театр в обойму ведущих творческих коллективов страны.

«Упрямое высокомерие, неготовность к диалогу и нежелание разъяснять свой замысел недопустимы для руководителя федерального академического учреждения, – говорится в заявлении министерства культуры РФ, которое было опубликовано сегодня, 30 марта, в качестве комментариев к кадровым изменениям в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета. – В течение нескольких месяцев министерство пыталось добиться от Бориса Мездрича понимания некорректности допущенных им действий, но бывший директор так и не смог осознать, что вне зависимости от своего отношения к той или иной религии чувства верующих имеют право на уважение».

Замминистра культуры Владимир Аристархов прибыл в Новосибирск в воскресенье, 29 марта в сопровождении директора Михайловского театра Владимира Кехмана. Встречавшему их в аэропорту Борису Мездричу тут же был вручен приказ о прекращении договора и о назначении Кехмана новым директором НГАТОиБ.

По словам Владимира Аристархова, причиной расторжения договора стало невыполнение рекомендаций, которые были выработаны 13 марта в ходе общественных слушаний в российском министерстве культуры, где обсуждался конфликт, возникший в связи с постановкой оперы Вагнера «Тангейзер» в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета. Тогда было предложено убрать скандальный постер, внести определенные иные изменения в обстановку, чтобы убрать оскорбляющие элементы, извиниться перед всеми оскорбленными, а также разъяснить, в чем смысл постановки.

«На двух недавних спектаклях постера, действительно, не было, но не было извинений, не было разъяснений и не было изменений, которые мы просили внести, – отметил Владимир Аристархов, подчеркнув, что «возможны любые самые смелые трактовки классики, но они не должны быть кощунственными и оскорбительными». – Мы не считаем правильным, когда споры в области творчества решаются в судах и путем массовых митингов».

Как раз в день приезда замминистра культуры и нового директора театра на центральной площади Новосибирска прошел митинг, собравший около трех тысяч противников постановки «Тангейзера». На нем выступили специально прибывшие из Москвы депутат Государственной думы Николай Валуев и известный актер Сергей Маховиков. Митинг принял резолюцию о поддержке заявления об опасности осквернения священных символов, которое было принято 26 марта на межрелигиозном совете России.

Показанные в декабре и марте четыре премьерных показа спектакля по опере «Тангейзер», буквально раскололи российское общество, породив бурю эмоций в самых широких массах. Режиссер Тимофей Кулябин, оставив неизменным либретто и музыку Рихарда Вагнера, ввел в спектакль образ Христа, занимающегося плотскими утехами в гроте языческой богини Венеры, и тем самым до крайности обострил вечный конфликт эстетики и этики. Часть населения, убежденная, что Иисус Христос для большинства населения планеты если уж не является богом, то хотя бы считается неоспоримым символом аскетизма, который уже две тысячи лет имеет выражение как в виде системы постов, так и целого института монашества. Другая часть, уверенная, что у творческих работников в эстетических поисках не должно быть никаких моральных ограничений, активно поддержала режиссера и директора театра, которых безуспешно пытались привлечь к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.26 КоАП РФ, связанной с нарушением законодательства о свободе совести.

Споры сторон, которые в последнее время не лезли за словом в карман, чтобы оскорбить друг друга, довольно серьезно накалили общественную атмосферу Новосибирска. Появились тревожные симптомы: 14 марта, во время третьего премьерного показа оперы поступил ложный звонок о минировании театра оперы и балета. В пятницу, 27 марта, накануне намеченного «молитвенного стояния» противников постановки мэр Новосибирска Анатолий Локоть заявил, что его тревожит разрастание противостояния и выход его «на улицы» города. Глава города призвал стороны конфликта решить проблему путем переговоров и заявил, что готов взять на себя роль посредника. «Меня тревожит, что градус противостояния растет и это выливается на улицу, – заявил Анатолий Локоть журналистам. – Опасно, когда эти вопросы решаются не путем переговоров и диалога. Формирования полюса протеста, когда как в физике он рождает противоположный полюс, мы допустить не можем».

Впрочем, стоит отметить, что бывший директор НГАТОиБ Борис Медрич уже вел целенаправленную работу по сглаживанию конфликта. По его приказу из спектакля убрали скандальный постер, на котором распятие было изображено на фоне раздвинутых женских ног. Более того, на прошлой неделе стало известно, что театр не собирается показывать спектакль в мае-июне нынешнего года, как это планировалось ранее. Борис Мездрич это подтвердил журналистам, сообщив, что зритель вряд ли увидит «Тангейзер» раньше октября.

Он подтвердил, что заключенный с Министерством культуры контракт предусматривает, что увольнение директора театра не обязательно должно быть мотивировано. «Я не буду его оспаривать, – заявил Борис Мездрич. – Там все сделано с правовой точки зрения правильно».

По его словам, причиной увольнения стало невыполнение предложений Министерства культуры по сокращению финансирования «Тангейзера» и принесению извинений верующим. «Я сказал, что для меня это невозможно, – отметил Борис Мездрич. – Мои профессиональные правила не позволяют мне «сдавать» спектакли. Рад, что выдержал этот напор, но, к сожалению, выстоять до конца и победить не вышло».

С тем же напором, с которым новосибирская интеллигенция готова была назвать Бориса Мездрича предателем после того, как он распорядился убрать скандальный постер, теперь она же решила встать на защиту уволенного директора. В настоящее время в социальных сетях обсуждают несколько вариантов поддержки бывшего директора. Одни выступают за объявление новосибирскому театру оперы и балета бойкота, за отказ посещать его спектакли, что выглядит довольно наивно на фоне ситуации, когда билеты на балеты НГАТОиБ раскупают как горячие пирожки. Особые надежды сторонники «Тангейзера» возлагают на митинг «За свободу творчества», который должен пройти в Новосибирске 5 апреля. Его организаторы, видимо, рассчитывают на активное участие горожан: накануне гражданским активистам удалось собрать и передать в администрацию президента России 48 тысяч подписей против «преследования сотрудников новосибирской оперы».

Особый гнев сторонников спектакля уже обрушился на нового директора театра Владимира Кехмана. При этом ситуация как в зеркале отразила события конца 2011 года, когда Михайловский театр под его руководством переманил к себе двух ведущих балетных артистов Большого театра Ивана Васильева и Наталью Осипову. Тогда пресса тоже довольно активно писала о «перебежчиках к банановому королю», но хотя бы отдавала должное Владимиру Кехману, который за считанные годы превратил провинциальный театр в ведущий творческий коллектив страны. Он умудрился привлечь к работе ряд высококлассных специалистов. В Михайловский театр пришла Елена Образцова, которая сначала работала руководителем оперной труппы, а потом советником по художественным вопросам. При Кехмане руководителем балетной труппы стал Начо Дуато, а главным балетмейстером – Михаил Мессерер. Все это за короткий срок позволило театру получить признание в виде нескольких «Золотых масок».

Назначение нового директора НГАТОиБ вызвало негодование по обе стороны баррикады: в поисковых системах в интернете не увидели ничего, кроме обвинений в хищении денег Сбербанка и банкротства компании Joint Fruit Company (JFC) (контролировала 40 процентов рынка бананов), от оперативного управления которой Владимир Кехман отошел еще в 2007 году. Негодующие из-за кадровых перемен в новосибирской опере уже готовы начать компанию по объявлению новому директору бойкота со стороны всех известных деятелей культуры страны, в результате которой он должен стать «нерукопожатным».

Сожаление об отставке Бориса Медрича уже высказали ряд известных представителей российской сцены. Так, глава СТД Александр Калягин сказал о том, что «нельзя так разбрасываться профессионалами», в то время как «в провинции мало хороших директоров театров». Наиболее же оригинальную оценку случившемуся дал известный актер и режиссер Олег Табаков, заявив, что «не только палачи ведут эти игры, но и жертвы продолжают в них участвовать».

По словам Табакова, поддержку здесь можно оказать только делом. «Сделать спектакль новый – это будет дело, и это будет поддержка, – заявил народный артист СССР. – А до этого – словоблудие».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.