Проект «Большой Екатеринбург», подразумевающий свердловскую агломерацию, официально стартовал в столице Урала. Представители общественности, СМИ, политики и бизнес-элит обсудили все плюсы и минусы идеи, а на ноябрь запланирована международная конференция. Почему идеологи проекта хотят в первую очередь воспроизвести смыслы, а не продать бренд, и что это даст уральцам – в материале «ФедералПресс.Урал».
Проект «Большой Екатеринбург», подразумевающий свердловскую агломерацию, официально стартовал в столице Урала. 7 октября представители общественности, СМИ, политики и бизнес-элит обсудили все плюсы и минусы идеи, а уже на ноябрь запланирована международная конференция. Почему идеологи проекта хотят в первую очередь воспроизвести смыслы, а не продать бренд, и что это даст уральцам – в материале «ФедералПресс.Урал».
«Де-факто агломерация уже есть, мы видим десятки автобусов, каждое утро въезжающих в Екатеринбург, сотни студентов. Но это то, что на поверхности, а есть и куда более глубокие процессы, – начал дискуссию руководитель представительства Агентства стратегических инициатив в УрФО Даниил Мазуровский. – Либо это будет развиваться само собой, хаотично и неструктурированно, либо в рамках какого-то плана».
Поглощения не будет
Один из главных вопросов, почему проект простаивал годами, – политический. Даже в данный момент до конца не ясно, как изменится расстановка сил в агломерации, а народ боится, что «городские» придут и отберут у них землю. Тем не менее первые договоренности с мэрами городов были достигнуты на «Иннопроме», рассказал член свердловского отделения «Деловой России» Михаил Бабин.
«На «Иннопроме» шла речь не о поглощении, а о возможности выстраивать долгосрочные отношения и другие связи. Считается, что если маятниковая миграция составляет порядка 10–15 % – агломерация существует. Екатеринбургская агломерация сейчас описана в справочниках как третья по России. Она как суслик: он есть, а никто не знает. Полицентрическая агломерация, о которой мы говорим, подразумевает отказ от единого центра, который диктует свои правила остальным, что-то типа Евросоюза. Мэры уже выразили готовность. Однако тему надо деполитизировать, и нужен конкретный действующий орган, который ей займется. Хочу, чтобы сегодняшний день запомнился как дата зачатия, зарождения Большого Екатеринбурга», – подчеркнул Михаил Бабин.
Об этом же говорил ранее губернатор Евгений Куйвашев. По его словам, между муниципалитетом, являющимся ядром агломерации, и городами-спутниками будут подписаны соответствующие соглашения, определяющие правила игры по всем направлениям. Это позволит синхронизировать деятельность в сфере развития инженерной и транспортной инфраструктуры между городами, обеспечить полноценное предоставление социальных услуг жителям.
Большой Екатеринбург сделают СМИ
В рамках обсуждения экспертов разделили на пять круглых столов: об экономике роста, экологии и социальной среде, транспорте, территориальном планировании и общественном договоре. Ключевой площадкой стала последняя, где директор Уральского отделения ФоРГО Анатолий Гагарин искал вместе со спикерами глубинные смыслы Большого Екатеринбурга.
«Агломерация существует, но не прописана. Наша первая задача – прояснить, что это такое, в позитивном ключе, конкретно установить, как выглядит. Второе – что нам мешает это сделать. И третье – что сделать, чтобы проект заработал, задышал», – подчеркнул Анатолий Гагарин, обозначив два главных вопроса – как убедить в этом федеральный центр и местное население.
Обсуждение вышло достаточно конфликтным. Один из основных прозвучавших тезисов – то, что польза от проекта должна быть очевидна для всех. «Предположим, аккумуляция средств позволит улучшить дороги, но приведет к притоку населения в Екатеринбург, а жители города этого не хотят», – отметил один из спикеров. Также эксперты обозначили проблему суверенности и идентичности жителей городов, которая может пострадать. Кроме того, некоторые из участников удивились, почему населению вообще нужно объяснять пользу от Большого Екатеринбурга, если она очевидна: «Тогда выходит, что они еще не готовы».
В результате эксперты сошлись на двух вещах, которые необходимо сделать для того, чтобы проект ожил. В первую очередь необходима активизация СМИ для пропаганды Большого Екатеринбурга. «Нужно больше агитационных материалов. Мужик в селе селедку в газетку завернет и все, но в голове у него Большой Екатеринбург отложится, – считает Анатолий Гагарин. – Дать народу образ возможно при помощи сайта, куда заходят для обсуждения в том числе и элиты, СМИ, публиковать там актуальные материалы. Такой сайт инициативной группы. А региональные СМИ должны объяснять народу пользу на его языке. В первую очередь нужно воспроизвести смыслы, а не продать бренд. Эти смыслы должны быть конкретными и специфическими для всех, стать сущностью, которая будет родственна для них».
Директора Уральского отделения ФоРГО поддержал и председатель свердловского отделения «Деловой России» Леонид Гункевич: «Роль СМИ – донести другой опыт, чтобы житель мог примерить его для себя. Мы уже запустили публикации о Большом Лиссабоне и других агломерациях, дальше дело за людьми».
Федеральные амбиции Большого Екатеринбурга
Второй важный аспект – это амбиции столицы Урала в целом. «Нужно повышение статусности, сделать Екатеринбург городом федерального значения. И чтобы СМИ стали в прямом смысле инициаторами этого проекта», – заявил Гагарин. Так, в свердловском парламенте уже готовится закон о смене статуса города. «Повышение статуса субъекта – это и результат, к которому нужно стремиться, и средство к развитию. Жителям это все непонятно, нужно выработать систему коммуникации, чтобы снять страхи. И неясно, какова будет структура внутри. У нас есть комплекс провинциализма, что мы недостолица. Не надо с ним жить, лелеять его, надо формировать позитивные смыслы», – пояснил политолог.
Отметим, что у Екатеринбурга в этом направлении уже есть города-конкуренты – в России параллельно прорабатывают проекты «Большой Новосибирск» и «Большая Уфа».
По итогам работы эксперты согласились с тезисом о том, что агломерация скорее нужна, чем нет, однако следует четко понимать, на каких условиях она будет существовать. Так, в сфере экологии необходимы изменения в законодательстве и отдельный координационный совет, в плане транспорта совсем скоро будет готова дорожная карта, если говорить о территориальном планировании – понадобится строительная доктрина Свердловской области.
Следующая встреча для обсуждения проекта станет гораздо масштабней – организаторы запланировали на ноябрь международную конференцию. Окончательно проработать вопрос планируют в 2016 году.
«Сегодня точка, там будет точка, дальше точка, точек будет много. Мы сегодня все проанализируем и будем более предметно говорить о тех вещах, которые помогут этому проекту дальше двигаться. Мы уже обсудили весь конгломерат аспектов, теперь мы поднимемся на другой уровень осмысления и уже подумаем над техническими вариантами решения этих проблем, которые сейчас есть, от проблемы толкования смыслов до технологии продаж, как некоторые говорят. Но маркетинг строится на культурологии, на этих символиках, которые мы проработаем. Коллективным разумом мы выработаем гармоничную и очень симпатичную картину, которая будет заключать в себе много элементов, как мозаика, а в целом будет картина – Большой Екатеринбург, большой и привлекательный», – рассказал в финале встречи Анатолий Гагарин корреспонденту «ФедералПресс.Урал».
Фото: «ФедералПресс.Урал» и Facebook Даниила Мазуровского


