В ночь на четверг, 15 октября, на сайте Новосибирского театра оперы и балета был опубликован официальный ответ Владимира Кехмана на обращение Общественной палаты региона, предложившей провести общественные слушания о ситуации дел в театре. Директор театра оставил за скобками прозвучавшее предложение, но весьма изящно ответил на все вопросы...
В ночь на четверг, 15 октября, на сайте Новосибирского театра оперы и балета был опубликован официальный ответ Владимира Кехмана на обращение Общественной палаты региона, предложившей провести общественные слушания о ситуации дел в театре. Директор театра оставил за скобками прозвучавшее предложение, но весьма изящно ответил на все вопросы, связанные как с ремонтом здания, которое является памятником архитектуры, так и с кадровой политикой, а также со спектаклями, на которые «бюджет региона выделял значительные суммы».
По сути Владимир Кехман аргументированно опроверг все обвинения, которые в последние месяцы выдвигала против него новосибирская общественность, с надеждой ждавшая, что он будет снят со своего поста после того, как Сбербанк добьется признания его первым российским банкротом среди физических лиц. Однако после того, как на суде случился конфуз, можно говорить о том, что не только атака на Кехмана захлебнулась, но и о том, что он постепенно перешел в наступление. В активе директора новосибирской оперы – назначение главным дирижером Дмитрия Юровского, который очевидно превосходит по мировой славе своего предшественника; объявление преемника художественного руководителя балета Игоря Зеленского, летом будущего года переходящего на работу в Баварскую оперу. И это не считая того обстоятельства, что долгожданный ремонт в театре будет закончен к концу года. Прибавить к этому стоит четыре премьерных спектакля, выступление Дениса Мацуева и концерт Владимира Юровского, в результате чего театр фактически монополизирует музыкальное пространство города в последние месяцы уходящего года. Подробности – в материале «ФедералПресс».
«Позвольте еще раз поблагодарить вас за неравнодушное отношение к нашему городу и пожелать членам Общественной палаты плодотворной работы на благо города и области», – этими словами директор Новосибирского театра оперы и балета Владимир Кехман завершил свой ответ Общественной палате Новосибирской области, который появился на сайте театра в ночь на 15 октября.
В своем письме директор театра не поскупился на любезности. Кехман не один раз поблагодарил Общественную палату за интерес, проявленный к театру, который, по словам директора, «переживает нелегкий период ремонтно-реставрационных работ». «Полностью разделяю обеспокоенность сохранностью нашего общего достояния – уникального театрального здания», – уверяет директор театра.
Подписанный Владимиром Кехманом документ изначально выстраивался как ответ за запрос сопредседателя Общественной палаты Новосибирской области Юрия Бернадского, в котором предлагалось провести в стенах театра открытые общественные слушания. Собственно тем для обсуждения предлагалось три: текущий ремонт «архитектурного символа» региона, кадровая политика театра, а также ситуация со спектаклями, «на производство которых бюджет региона выделял значительные суммы».
Сопредседатель Общественной палаты не скрывал, что с таким предложением он обращается по инициативе троих новосибирских журналистов: Константина Антонова, Алексея Мазура и Якова Самохина. Все они оказались под впечатлением от анонимных публикаций в социальных сетях, где весьма негативно рассказывалось о состоянии дел в театре и которые в итоге привели к сбору подписей за увольнение Кехмана. Претензии к новому директору сводились к нескольким позициям. Первыми пострадавшими стали те, кто планировал не вылезать из оперного тетра в июне и июле, но не смог это сделать, поскольку театр преждевременно закончил юбилейный сезон в конце мая. К ним примкнули те, у кого сердце кровью обливалось от новостей о том, что театр собирается снять с репертуара несколько самых известных спектаклей, а балеты «Щелкунчик» и «Спартак» должны были выйти в других интерпретациях. Третьим не нравилась новая аббревиатура названия театра, а четвертых раздражал ремонт здания, ситуация с которым подогревалась невнятными сообщениями о том, что он проводится в памятнике архитектуры без необходимого разрешения областного управления по госохране объектов культурного наследия.
Впрочем, сразу было понятно, что обращение Юрия Бернадского, о котором стало известно 18 сентября, запоздало. За три дня до этого заработал обновленный сайт оперного с репертуарным планом до середины января, из которого стало понятно, что в обойме театра остались мюзикл «Кентервильское привидение», балет «Спартак» в редакции Григоровича и «Щелкунчик» с костюмами итальянской оскароносной белошвейки Франки Скуарчапино. Из репертуара по непонятным причинам исчезла только опера «Фауст» в постановке Сергея Селина, а отсутствие мюзикла «Месса» Бернстайна и балета «Весна священная» стоило понимать так, что не каждый дирижер возьмется за исполнение таких произведений после того, как с театром не стал возобновлять контракт Айнарс Рубикис.
Ответ Владимира Кехмана оказался выстроен согласно логике запроса, с которым обратилась Общественная палата и где на первом месте стояли вопросы, связанные с ремонтом здания. Так, директор театра заверил, что вся ремонтно-реставрационная деятельность, включая обновление фасадов и кровли, лицензирована и сопровождается авторским и техническим надзором. «Научное обоснование, гарантирующее соответствие работ статусу памятника архитектуры, обеспечивает историко-культурная экспертиза, – отмечено в письме. – В соответствии с федеральным законом ее проводят аттестованные эксперты Минкультуры РФ».
Владимир Кехман специально подчеркнул, что все работы ведутся на основании утвержденной Министерством культуры РФ проектно-сметной документации, а их исполнителем является ООО «Меандр», которое не только «специализируется на реставрации объектов культурного наследия», но и стало «победителем тендера». «В высоком качестве работы компании вы можете убедиться лично, посетив Зимний, Павловский, Аничков дворцы, Российскую национальную библиотеку, Государственный исторический музей, – отметил директор театр. – Дизайн интерьеров поручен компании «РосИнтерьерРеконструкция», в активе которой проекты таких знаменитых сооружений, как Михайловский театр и комплекс зданий Казанского кремля».
Посчитав тему ремонта здания исчерпанной, Владимир Кехман естественным образом перешел к другим вопросам, беспокоившим Общественную палату. «По поводу замечания о кадровой политике хотел бы подчеркнуть, что в данный момент творческие коллективы театра укомплектованы согласно штатному расписанию», – сообщил директор театра, тут же отметив, что единственным спектаклем, который был субсидирован новосибирским правительством, стал балет «Щелкунчик». «Буду рад видеть вас и ваших коллег как на «Щелкунчике», так и на других наших постановках», – отметил Владимир Кехман, уверяя, что балет включен в репертуарный план.
«И, конечно же, мы ждем представителей общественности на балете «Спартак», которым 13, 14 и 15 ноября откроется обновленный Новосибирский театр оперы и балета», – заверил директор театра, как бы невзначай напомнив, что касса театра работает без выходных, с 10 до 21 часа.
При этом Владимир Кехман фактически проигнорировал предложение о проведении общественных слушаний, видимо, посчитав, что если ответы на все возникшие вопросы получены, то нет никаких оснований для публичного обсуждения дел в театре. Тем более что мероприятие, очевидно, грозило превратиться в свару. Атака на нового директора новосибирского оперного театра начиная с весны велась по принципу кампанейщины с нескрываемой целью дискредитировать Кехмана в глазах местной общественности. Владимир Кехман стал директором театра оперы и балета на фоне скандала с постановкой оперы «Тангейзер». Его назначение было одинаково неприемлемым как для поклонников спектакля, так и для его яростных противников, а информация о том, что Кехман ранее вытащил питерский Михайловский театр из глубокой ямы, оставалась за скобками. Все это происходило на фоне активной федеральной пиар-кампании активизации Сбербанка, у которого были свои отношения с компанией JFC, владельцем и главой которой некогда был Кехман.
Отсутствие каких-либо комментариев к ответу директора новосибирского оперного театра со стороны Общественной палаты можно уже оценить как тот факт, что атака на Владимир Кехмана начинает захлебываться. Неудачей закончилась попытка Сбербанка сделать директора новосибирского театра первым российским банкротом среди физических лиц. Радость ожидания, что Кехман вынужден будет покинуть пост директора театра после того, как будет признан несостоятельным, сменилась конфузом по чисто юридическим основаниям. Если уж такая ведущая в стране финансовая организация не желает признавать решения суда Лондона, уже объявившего Кехмана банкротом, то она хотя бы могла должным образом подготовиться к судебному процессу.
Более того, можно даже предположить, что в последний месяц директор перешел в молчаливое наступление. Во-первых, новым главным дирижером театра стал Дмитрий Юровский, который по мировому признанию стоит на порядок выше, чем худрук оперы Айнарс Рубикис. Во-вторых, объявлено о том, что преемником художественного руководителя балета Игоря Зеленского, летом будущего года переходящего на работу в Баварскую оперу, станет Денис Матвиенко. В-третьих, уже понятно, что ремонт в театре, где туалеты и задняя часть здания давно находились в ненадлежащем состоянии, будет завершен. Все это не считая того, что театр уже объявил о четырех премьерных спектаклях, а также о концертах Дмитрия Юровского и Дениса Мацуева. Можно сказать, что театр почти монополизирует музыкальное пространство Новосибирска в уходящем году.