Top.Mail.Ru
Общество
Краснодарский край
0

Марат Гельман: Останусь ли я в Краснодаре, определит ICONS

Галерист рассказал «ФедералПресс.Юг» о взаимоотношениях с губернатором Ткачевым, вере в Бога и минусах скандальной славы

Во вторник, 15 мая, в кубанской столице начнет работу выставка ICONS известного галериста Марата Гельмана. Еще до открытия ее осудили епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл (Покровский) и духовенство Екатеринодарской и Кубанской епархии, обратившиеся к губернатору Александру Ткачеву с призывом запретить «преступную деятельность в вверенном вам регионе» Гельмана.

Во вторник, 15 мая, в кубанской столице начнет работу выставка ICONS известного галериста Марата Гельмана. Еще до открытия ее осудили епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл (Покровский) и духовенство Екатеринодарской и Кубанской епархии, обратившиеся к губернатору Александру Ткачеву с призывом запретить «преступную деятельность в вверенном вам регионе» Гельмана. Накануне открытия выставки, вызвавшей такой общественный резонанс, Марат Александрович дал эксклюзивное интервью «ФедералПресс.Юг»:

Если говорить о ставропольском иерархе, то понятно, что с ним кто-то активно поработал, – прокомментировал последний скандал галерист. – Потому что текст его обращения к губернатору Краснодарского края написан какими-то посторонними людьми, написан лживо. Это точно не его текст. В целом же ситуация такая: искусства люди не видели, на выставки не ходят, всю информацию получают через прессу. На протяжении последних двадцати лет я ежегодно делаю, в среднем, пятнадцать выставок. Из них одна острая. О ней пишут журналисты, пишут много. Поэтому те, кто делает выводы не по собственным оценкам, а по публикациям, так воспринимают мои выставки.


Работы на краснодарской выставке ICONS

Выходит, скандальное имя вам создали журналисты?

В 2000-е можно сказать, что человек сам себе создает имя, например, через блог. А в 90-е любая слава создавалась СМИ. Издания выступают в роли некой оптики, через которую смотрят люди, реально не интересующиеся современным искусством. В Новосибирской области осуждающего меня депутата спросили: на каких других выставках в краеведческом музее он был? «Никаких», – ответил парламентарий. В этом-то основная проблема. Для меня важно мнение именно тех людей, которые придут и увидят своими глазами. Пусть оно будет некомпетентным, критичным, непрофессиональным, зато личностным.

Предложение губернатора Ткачева об открытии в Краснодаре музея современного искусства стало для вас неожиданностью?

Да. Я делал некий культурный проект по просьбе Дмитрия Медведева. Помимо экспертов на нем присутствовали четыре губернатора, в том числе Александр Ткачев. Понял, что у кубанского главы такое представление: в целом в крае все обстоит неплохо, с традиционным искусством все хорошо, а с современным что-то не идет.

Признаюсь, не ожидал, приехав в Краснодар, увидеть большую среду современных художников. Она достаточно маргинальная, но она есть, власти просто о ней не знали. В свое время, в 1994 году, в Новосибирске я знакомил местного губернатора с новосибирскими художниками, в прошлом году подарил президенту Башкирии отличный каталог с работами башкирских художников.

Между тем Кубань, безусловно, не была тем регионом, о котором я думал. С другой стороны, логично: мы с Александром Николаевичем достаточно разные люди. Зачем ему такой же, как он? Нужно искать не себе подобных! Логика в том, чтобы он пригласил себе другого по складу человека.


Работы на краснодарской выставке ICONS

Судя по тому, как Ткачев заступился за вас перед иерархами, нашли общий язык?

Об этом говорить еще очень рано. Мы обо всем договорились, даже в деталях. Запланировали начать работу с сентября, но я предложил провести пробную выставку. Сейчас мне важно посмотреть на реакцию общества как протестную, так и одобрительную. Митинги это одно, но и разбирать выставку мне помогают краснодарские ребята. Причем совершенно бесплатно. После выставки примем окончательно решение.

Сумма для открытия музея современного искусства в 400 млн, которую вы назвали, это много или мало?

На самом деле в ответ на вопрос, сколько будет стоить музей, ответил – не знаю. Но чтобы люди представляли себе объем средств, сказал, что за все время в Перми потратил около 400 млн. Это не только музей, но и фестиваль, другие культурные проекты. Для сравнения бюджет традиционного музея примерно такой же – 80–100 млн рублей в год.


Работа на краснодарской выставке ICONS

Скандальная слава помогает или мешает в работе?

В целом помогает, но в некоторых случаях мешает. Например, в 2004 году я перестал заниматься политическими технологиями, так как для политтехнолога известность – это помеха, «серый кардинал» не должен быть ярче своего клиента. В искусстве, особенно в 90-е годы, когда все бурно развивалось и мы выходили на международный рынок, известность помогала. Люди знали, с кем имеют дело. Вот только приставка «скандальный» относится больше не к Гельману, а ко всему современному искусству. Оно в целом воспринимается как нечто скандальное, я только один из наиболее известных его лиц. Недавно девушка-журналист спросила: «Где граница между эпатажем и искусством?». «А где для традиционного художника граница между красной краской и искусством?» – ответил я. Эпатаж точно такой же инструмент, как холст, масло, компьютер. От того, много красной краски или мало на традиционной картине, по большому счету не зависит, хорошая она или плохая.

Вернемся к обвинениям в скандальности. Многих, например, возмущает картина, на которой на обезьяну надели ордена…

Знаете, в администрации края мне показали целую папку «компромата на Гельмана», который чиновникам присылают всевозможные «доброжелатели». Смотрим, а там антиклерикальная карикатура из «Советской России» за 1976 год. Моя галерея появилась спустя четырнадцать лет. Может быть, выход этой карикатуры подписывали те же люди, которые сегодня считают ее компроматом! Теперь что касается выставки Ильи Чичкана, одного из главных украинских художников. Он рисует обезьян, такой психодарвинизм. Как-то пришел на Арбат, а там пять лет один человек торговал медалями, фуражками, армейскими ремнями, но его плохо замечали. Тогда торговец начал рекламировать товар с помощью обезьянки, которую одел в сталинский френч с медалями. Художник сфотографировал ее, потом сделал портрет. Он показал людям то, мимо чего они ежедневно проходили, но не замечали. Это же и есть задача художника! Нормальное общество направляет ярость на тех, кто торгует орденами, а не тех, кто говорит об этом.


На краснодарской выставке ICONS

В чем же, на ваш взгляд, задача современного искусства и художника?

Меня не устраивает, когда на выставку приходит только художественная среда, хотя многие коллеги этим удовлетворяются. Но художники, галеристы, коллекционеры – небольшой круг людей, которые понимают друг друга. Мне же важно, чтобы выставку, в том числе и в Краснодаре, посетили как можно больше людей, в том числе и тех, кто никогда не сталкивался с современным искусством. Сегодня художник пытается выстроить диалог, он уже не на пьедестале чему-то учит. Надо понимать, что современный художник вообще ничему не учит, он такой же, как вы, его задача – создание образов, которые помогают видеть сегодняшний день. Люди, которые говорят, что понимают старое искусство и не понимают новое, лукавят. Здесь художник говорит на вашем языке, а что мы можем знать о французском художнике, например, XVIII века? Что ты понимаешь в нем, в том, что и как он нарисовал, а главное, почему.

Вы в Бога верите?

Да. Я толстовец, даже проповедую. Когда мне было 14 лет, Библия была запрещена, зато Толстой был доступен. И в 44 томе его полного собрания сочинений было Евангелие от Толстого – пересказ жизни Христа для простых людей. В целом вера любого человека с чего-то начинается, дальше идет уже личное. Ориентиром для меня стал Толстой.


Работы на краснодарской выставке ICONS

Чего вы ждете от предстоящей выставки?

Чтобы она понравилась, стала шагом к следующим. С кем бы ни говорил в Краснодаре, все советовали: касайтесь любой темы, кроме религии. Но возьмите историю русского искусства – до конца XVI века светской картины нет вообще, даже парсуна строилась по иконографическим принципам. Тема религии интересна и художникам, и публике, поэтому решил сделать именно выставку ICONS. Правда, не все работы вошли в нее из-за низких потолков.

Провокаций не боитесь?

Я больше 20 лет занимаюсь современным искусством, мне поздно бояться. Вы не можете привлечь положительного внимания, не привлекая отрицательного. Очень надеюсь, что процентное соотношение тех, кому выставка понравится, будет гораздо больше тех, кто выступает против.

Беседовал Андрей Кошик

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.