Top.Mail.Ru
Экономика
Краснодарский край
1

«Госдолг Кубани – тяжелое наследие, которое нужно преодолеть»

Личный взгляд экономиста Евгения Змиева

Правительство России решило реструктуризировать госдолг регионам, где он превышает 50 % собственных налоговых и неналоговых доходов. Среди главных претендентов на помощь – Кубань, лидирующая сегодня по уровню своей задолженности среди регионов России. О том, как у региона оказался гигантский долг, чем это чревато для его развития и какие еще меры могут решить данную проблему рассказал профессиональный эксперт в области управления организациями и бизнесом, кандидат экономических наук, член Совета директоров российских компаний Евгений Змиев:

«На 1 сентября текущего года государственный долг Краснодарского края составил 144,57 млрд рублей. При этом, по данным регионального минфина, в августе он снизился на 2 %. Что отрадно, но… Сегодня Краснодарский край по уровню госдолга находится на первом месте, оставив далеко позади находящуюся на втором месте Москву (107,82 млрд рублей).

Для сравнения наш госдолг на 4 млрд рублей не дотягивает до суммарной государственной задолженности регионов Дальневосточного федерального округа (148,9 млрд рублей), но зато в 1,8 раз превышает госдолг регионов СКФО (80 млрд рублей). Что представляет собой госдолг Краснодарского края на данный момент? На 1 сентября 2016 года он включает четыре источника задолженности.

Во-первых, государственные облигации региона, выпущенные в 2012 – 2015 годах, на сумму 7,2 млрд рублей. Во-вторых, бюджетные кредиты на сумму 66,6 млрд рублей, полученные из федерального бюджета в 2010 – 2016 годах. В-третьих, кредиты на сумму 59,8 млрд рублей, полученные в коммерческих банках в 2013 – 2016 годах. Ну и, в-четвертых, государственные гарантии Краснодарского края на сумму 10,9 млрд рублей, выданные в 2013 году. Итого, общая сумма госдолга составляет 144,6 млрд рублей, что составляет 72,4 % от всех запланированных к поступлению доходов в бюджет Краснодарского края в 2016 году.

А если брать только налоговые и неналоговые доходы края, то это будет запредельный уровень – 84,8 %. Понятно, что вернуть такой объем средств краевой бюджет в течение одного года не сможет. Но это и не требуется: ведь сроки возврата растянуты даже до 2034 года. Откуда взялась такая масштабная задолженность? Вопрос интересный.

Напомню, что десять лет назад (данные на 1 января 2006-го) госдолг региона составлял всего 2,2 млрд рублей. А 1 января 2008 задолженность составила 3 млрд рублей. Резкий рост долга начался в 2009 году, когда за один год он вырос в 2,6 раза (с 2,7 до 7 млрд рублей). В следующем, 2010-м, госдолг вырос еще в 3,3 раза (до 23,1 млрд рублей). К концу 2011-го задолженность еще увеличилась в 1,7 раза (до 39,9 млрд рублей). К концу 2012-го она дошла до 73,9 млрд рублей. А в 2014 году долг составил 136,3 млрд рублей. Нетрудно сопоставить резкие скачки уровня госдолга с подготовкой и проведением Зимней Олимпиады в Сочи, на что и шла значительная часть кредитов.

На 1 мая 2015-го (отчетная дата) новый губернатор Вениамин Кондратьев получил в наследство от прежнего, Александра Ткачева, госдолг в размере 136,5 млрд рублей. К 1 января 2016 года госдолг вырос до 145,3 млрд рублей. Перечислю основные направления использования средств, взятых в долг. Во-первых, финансирование дефицита бюджета Кубани. Например, в 2016 году такой дефицит составляет 3,6 млрд рублей.

Во-вторых, финансирование кассовых разрывов бюджета, когда деньги надо потратить уже сегодня, а налоги будут получены в бюджет не раньше завтра. В-третьих,2 рефинансирование ранее взятых на себя долговых обязательств новыми займами, когда старый кредит возвращается средствами полученного нового кредита. В-четвертых, это финансирование растущих расходов краевого бюджета, превышающих его доходы. В-пятых, это финансирование капитальных вложений в госпроекты социальной или инфраструктурной значимости. В-шестых, финансирование инвестиционных программ развития экономики региона и его отраслей.

Как видим, только шестое направление может подразумевать возвратность в бюджет как самого кредита, так и еще получение процентов или коммерческого дохода от инвестиций в тот или иной проект. Все остальное – возврат госдолга из общих текущих доходов краевого бюджета.

В фазе роста экономики страны и региона это возможно, но когда рост заканчивается и начинается спад, такие возможности возврата быстро заканчиваются и, наоборот, начинается рост потребности в финансировании текущих расходов бюджета при падении его налоговых и неналоговых доходов. Что мы и наблюдаем сейчас: с 1 января 2015 года по 1 сентября 2016 года госдолг края вырос на 8,1 млрд рублей или 5,9 %. На обслуживание госдолга Краснодарского края в 2016 году потребуется 7,3 млрд рублей. Это уплата процентов по кредитам в коммерческие банки, купонов по облигациям и другие виды выплаты вознаграждений за получение заемных денежных средств.

В итоге, огромный госдолг является серьезным препятствием для экономического роста Кубани. Первое место по госдолгу – тяжелое наследие, которое краю нужно преодолеть. Нынешняя администрация края публично признает, что «госдолг является болевой точкой всего бюджетного процесса» на Кубани.

Вице-губернатора Игорь Галась недавно отметил, что заимствования этого года привлекаются преимущественно для рефинансирования погашаемых долговых обязательств, срок уплаты которых наступает в этом году. В следующем году заимствования предполагаются тоже в основном в целях рефинансирования погашения долга. Также в планах размещение 10 млрд рублей облигационных займов.

Чем чреват большой госдолг? Его накладно обслуживать и его трудно возвращать. Когда средства, которые привлекали в долг, не дали или даже не могли дать прироста налоговой базы или дополнительных бюджетных доходов, то отдавать весьма и весьма проблематично. Ведь нужно извлекать средства из других статей расходов бюджета. А при любом резком качании экономики региона вниз возникает угроза дефолта и возникновения бурных социальных и политических потрясений, к которым никто никогда не бывает готов.

Варианты поведения и выбора приемлемых решений могут быть разными, в зависимости от поставленных для себя целей: – эволюционный путь: живем, как жили, отдаем и берем, надеемся на лучшее, дорога путь покажет; – мобилизационный путь: принимать жесткие меры по секвестированию расходов бюджета, к которым привыкли в фазе роста экономики и которые можно приостановить на период экономического спада.

Высвободившиеся средства направлять на стабилизацию текущих краевых финансов и на погашение наиболее «дорогого» госдолга коммерческим банкам; – экономичный путь: достигать соглашений о реструктуризации долга путем его пролонгации, снижения ежегодных платежей и снижения процентов за пользование заёмными средствами. Очень выгодный рецепт, так как не связан с секвестром расходных статей краевого бюджета и реализуем с помощью переговоров, а не перестройки всей экономики края; – лоббистский путь: губернатор ставит первоочередную задачу вновь избранным депутатам Госдумы лоббировать в федеральном центре выделение бюджетных траншей на плановое и досрочное погашение государственного долга Кубани перед банками-3 кредиторами, компенсацию уплачиваемых бюджетом края процентов, перевод госдолга края на федеральный центр или его списание в части бюджетных кредитов федерального бюджета.

Каждое из этих мероприятий позволит существенно оздоровить краевые финансы и свести госдолг к разумному и подъемному для Кубани минимуму; – путь экономического роста: добиваться ежегодного роста экономики региона и опережающего прироста налоговой базы над приростом социальных обязательств бюджета, чтобы дополнительные приходящие доходы направлять на погашение госдолга.

Этот путь является самым амбициозным и труднореализуемым, так как требует срочного разворота тренда экономики края на рост в противофазу снижающемуся тренду экономики всей России. Как видим, тезис классика «политика – это концентрированное выражение экономики», однозначно находит свое подтверждение и в выборе путей решения проблемы рекордного госдолга Кубани. Делом за малым – решаться действовать или идти по первому эволюционному пути.

Если все же разумно выбирать путь действий и решать по нему пройти, то можно гибко соединить воедино второй, третий и четвертый. Решиться и реализовать пятый – это значит сделать государственный подвиг».

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.