горячие темы Смотреть Скрыть
Бизнес
Москва
21 апреля 2017, 10:00 0
Редакция «ФедералПресс» / Екатерина Лазарева

«Сегодня важно формировать положительный имидж предпринимателя»

Подготовка кадров и внедрение новых образовательных технологий для малого и среднего предпринимательства – сегодня одна из важных задач стоящих как перед самим бизнесом, так и перед органами власти. Дефицит высококвалифицированных кадров очевиден. Как изменить ситуацию, - с «ФедералПресс» поделился вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Владимир Дмитриев.

«Ключевыми двигателями развития современной экономики, которая должна обеспечивать стабильность деятельности, как хозяйствующих субъектов, так и стран, и регионов, являются кадровые ресурсы. Поэтому повышение качества подготовки предпринимательских кадров представляется нам сегодня в качестве необходимого условия в обеспечении динамичного развития Российской Федерации и перевода экономики на инновационный путь развития.

В настоящее время мы наблюдаем дефицит высококвалифицированных кадров для развития предпринимательства в России. Этому есть свои объяснения. Во-первых, система подготовки кадров для малого и среднего предпринимательства в российской системе образования начала складываться только после распада СССР. В 1990-е гг. на волне «разгосударствления» высшей школы, появилась масса учебных заведений, где обучение по специальностям «экономика» и «менеджмент» стали осуществлять многие вузы. В то время сложилось явно ошибочное мнение, что подготовка экономистов и управленцев не требует специальной материальной базы, высококвалифицированных научно-педагогических работников, специальных образовательных технологий.

Поэтому, сегодня наметились проблемы в недостаточной подготовке компетентных специалистов. В 2000-е гг. были попытки реализовать разные меры, направленные на улучшение кадрового обеспечения экономики. Но они сводились, прежде всего, к организации повышения квалификации и переподготовки кадров, в отдельных случаях создании информационных служб. А вот комплексно, на основе системного подхода, данная ситуация не рассматривалась.

Во-вторых, наши вузы не смогли перестроиться и продолжали ориентировать студентов исключительно на теоретические знания, связь с производством на долгое время была утеряна. Существовало негласное правило, что «работодатель доучит». Но такой подход мог быть реальностью только для подготовки кадров для крупного бизнеса или для государственных структур. Понятно, что попадая на работу в такие учреждения бывшие студенты, получают наработанную ранее другими людьми практику. Здесь имеются эффективные механизмы развития кадрового потенциала (создание корпоративных институтов, организация повышения квалификации, заключение договоров с ведущими вузами на переподготовку специалистов, формирование кадрового резерва и т. д.). А вот малый и средний бизнес, в силу значительной ограниченности ресурсов, а также отсутствия соответствующих инструментов, не имеет возможности «доучить» или «переучить» работника.

Поэтому, мы пожинаем плоды постперестроечной системы образования по подготовке кадров для экономики народного хозяйства. Поскольку важным показателем сегодня выступает мнение работодателя, который утратил, к сожалению, доверие к качеству подготовки кадров для российской экономики и бизнеса.

Отрадно, что данная проблема не замалчивается, она становится одной из ключевых для научно-практической общественности. Научное сообщество и корпус работодателей в лице предпринимателей, промышленников, органов государственной власти и общественных организаций поставили перед собой задачу поиска модели подготовки кадров для разных форм предпринимательства, которые бы владели эффективными методами, инструментами управления и обладали бы необходимыми компетенциями.

Особенно важно, что эта дискуссия сегодня открыта для работодателей. Поскольку, отсутствие четких критериев профессиональных требований с их стороны деформирует трудовые и образовательные стратегии населения. Более того, это заметно снижает эффективность трудовой сферы. Как результат – работодатель не получает на рынке труда того работника, который ему нужен, а вузы не могут адекватно отвечать требованиям работодателей. Недостаточная проработанность данного вопроса и определяет актуальность нашей встречи.

Последние несколько лет эта тема получила широкое освещение среди учёных, которые пытаются найти алгоритм решения проблемы, так как малые и средние предприятия в настоящее время составляют в нашей стране значительный сектор экономики народного хозяйства.

Мы полагаем, что первоочередной задачей будет являться проблема формирования этапов и необходимых инструментов подготовки кадров для бизнеса, обладающих необходимыми знаниями, умениями, навыками и способами общения. Выделим этапы подготовки и проблемы, с которыми чаще всего приходится сталкиваться.

- Во-первых, необходимо вести работу над положительным имиджем предпринимателя среди школьников. Проблема состоит в том, что в массовом сознании до сих пор бизнес ассоциируется с чем-то нечестным, не всегда справедливым и пр. Из-за этого наблюдается небольшой процент занятости молодых людей в области малого и среднего предпринимательства.

- Во-вторых, подготовка кадровых ресурсов в вузах и колледжах. К числу проблем следует отнести невысокие результаты обучения кадров, так как у выпускников колледжей и вузов нет системы знаний по экономике, юриспруденции, менеджмента, психологии, маркетинга и пр. Отсюда возникают неудачи в первый год создания бизнеса. По данным исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения 50% предпринимателей закрывают бизнес по причине собственной некомпетентности в данной сфере.
- в-третьих, обеспечение малых и средних предприятий квалифицированными кадрами, обладающими необходимыми компетенциями. Но проблема здесь в том, что более 70% представителей малого и среднего бизнеса не идут на контакт с образовательными учреждениями и отраслевыми ассоциациями. Поэтому, встаёт необходимость восстановить коммуникационную связь, заинтересовать представителей бизнеса.

Итак, рассмотрим этапы и инструменты формирования кадров для среднего и малого предпринимательства подробнее.

I. Работа над положительным имиджем предпринимателя среди россиян.

Положительный имидж предпринимателя необходимо формировать с детства. Это возможно реализовывать посредством обязательных уроков (факультативов) в школе, которые будут проводить не учителя (гостевые лекции учёных вузов, бизнесменов, руководителей предприятий, органов государственного управления, представителей банковского сектора) по проблемам финансовой грамотности и основам предпринимательства. Важно знакомить школьников на таких занятиях с успешными практиками предпринимательства не только в России, но и за рубежом. Такие программы реализуются в США, Великобритании, Франции, Японии и других странах. В этом направлении сегодня уже началась работа. В России финансовую грамотность будут изучать в детских садах, школах и вузах. Соответствующее соглашение подписали глава Минобрнауки Ольга Васильева и глава Центрального банка РФ Эльвира Набиуллина, пишет ТАСС. Министр образования уточнила, что изменения будут внесены в федеральные государственные образовательные стандарты. Эльвира Набиуллина рассказала, что ЦБ начал внедрять меры по повышению финграмотности в 72 регионах еще в конце 2016 года. Ожидается, что в 2017 году регулятор охватит порядка 500 школ.

Для старшего населения важно использовать ресурсы СМИ и Интернет-источников (статьи в газетах и журналах, телепередачи, посвященные предпринимательству). Сегодняшняя проблема нам видится в том, что россияне не знакомы с сутью многих экономических процессов, особенно таких, как создать бизнес, как работать в нём, откуда берется первичный капитал и др. Подобные материалы будут способствовать формированию отношения к коммерции как к полноценной профессии. Подчеркнём, что здесь важна практическая составляющая, т.е. наглядное использование реальных практик предпринимателей.

Эти меры позволят актуализировать положительную роль предпринимателей в решении социально-экономических проблем, как региона, так и страны в целом. Важно помнить также о социальной ответственности (благотворительности) предпринимателей перед соотечественниками. Примерами могут служить бизнесмены дореволюционной России: Третьяковы, Морозовы, Гучковы и др., которые много сделали для России. Следует подчеркнуть, что наибольший эффект достигается не от единичных акций, а постоянных, когда предприниматели, выступая в роли спонсоров, поддерживают проекты развития культуры, науки, образования, устанавливать стипендии одаренным детям и т.д. Отличительной чертой спонсорской помощи является помощь не просто нуждающимся, а тем, кто желает сделать полезное для общества дело.

Необходимо ознакомиться с зарубежными практиками о государственной поддержке предпринимателей, которые помогают получить образование молодёжи. Выступить перед законодательным органом РФ с предложением об увеличении налоговых льгот для бизнесменов.

II. Подготовка кадровых ресурсов в вузах и колледжах.

Решение данной задачи возможно за счет внесения изменений в действующую систему образования. Необходима разработка и внедрение в нее новых элементов – увеличение часов производственной практики на предприятиях различных отраслей. Эту проблему необходимо также ставить перед Министерством образования и науки РФ, профильными органами власти в субъектах Российской Федерации и работодателями. Полагаем, что для реализации данного проекта необходимо:

1. Знакомство с успешными образовательными практиками, которые существуют в России и их анализ.

2. Создание реестра практиков-наставников от предприятий по каждому субъекту РФ, которые могли бы посвящать не менее 50% своего рабочего времени образовательным организациям средне-профессионального и высшего образования (прикладной бакалавриат).

3. Организация и усовершенствование проектной деятельности в вузе. Студент должен выбрать между курсовой работой (как правило, теоретической) и предпринимательским проектом.

4. Организация бизнес-инкубаторов, коворкинг-центров в колледжах и вузах, которые предполагают более активное вовлечение в предпринимательскую деятельность молодежи. Обучение работе в команде, поскольку бизнесом в одиночку не занимаются.

5. В качестве менторов обязательное привлечение представителей бизнес-структур.

6. Привлечение в образовательные организации попечителей и создание попечительских советов, которые станут либо координаторами бизнес-проектов, либо выступят инвесторами на начальных этапах продвижения предпринимательской инициативы студентов.

7. Проведение анализа развития, специфики и доли среднего и малого предпринимательства в субъектах РФ с целью разработки предпринимательской карты территорий, которая бы содержала информацию по востребованным сферам бизнеса. Доведение этих данных до студентов, позволило бы им понять запросы рынка данной территории, требуемых для создания (открытия) предприятия.

III. Обеспечение малых и средних предприятий квалифицированными кадрами.

Анализируя современное состояние развития предпринимательства в России отмечаем, что важным показателем выступает «плотность» малых и средних предприятий в субъектах РФ (в расчете на 100 тысяч населения). Поэтому регионы можно разделить на три группы.

К среднеевропейским показателям наиболее близки такие города как Москва и Санкт-Петербург (2,0 тысячи и 2,3 тысячи предприятий на 100 тысяч жителей). Между лидирующими регионами и отстающими регионами разница достигает десятки и сотни раз. Данные диспропорции зависят от структуры экономики, сложившейся в регионах.

Экономисты отмечают, что структура предпринимательства в России остаётся неизменно на протяжении последних 12 лет. Рассмотрим отраслевое распределение рабочих мест.

По прогнозу долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 г. Министерство экономического развития отмечает, что количество субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) к 2030 году может вырасти в 1,3 раза до 7,7 млн. Более того в это число могут войти 5,4 млн. индивидуальных предпринимателей. По мнению экспертов некоторые отрасли могут повысить занятость в два раза, если изменить структуру экономики. Это может быть медицина, а так же сфера оказания всевозможных услуг. Наша задача, чтобы не менее 50% ВВП создавал малый бизнес».

Понятно, что Россия в среднем в 2,5 – 3 раза отстает от развитых стран, особенно – в сфере обрабатывающих производств. Сохраняет актуальность обозначенная и зафиксированная в указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» задача по созданию к 2018 году 25 млн. новых (и модернизация существующих) высокопроизводительных рабочих мест (ВПРМ), которая не может быть решена в отрыве от решения проблемы обеспеченности ВПРМ кадрами необходимой квалификации.

Поэтому, включение среднего и малого предпринимательства в проекты и программы сегодня весьма необходимо. Данная поддержка может выражаться в усовершенствовании практико-ориентированной (дуальной) модели подготовки кадров. Ставку здесь необходимо сделать на систему среднего профессионального образования, так как на её основе можно готовить квалифицированных специалистов, востребованных бизнесом. Реализация такого подхода вполне осуществима за счет закрепления в законодательстве на федеральном и региональном уровне соответствующих норм и порядка участия бизнеса в образовательном процессе. В этом вопросе очень важным является государственное регулирование. Не маловажным фактором здесь должно выступать желание и воля органов региональной власти в лице объектов инфраструктуры (например, бизнес-инкубаторов, центров поддержки предпринимательства и т. д.), образовательных учреждений региона и бизнеса на основе механизмов государственно-частного партнерства, путем включения представителей последних в образовательный процесс.

Не менее важным считаем участие в независимой оценке качества подготовки кадров, применяя такие инструменты, как обязательная профессионально-общественная аккредитация образовательных программ, общественная аккредитация образовательных организаций и сертификация квалификаций.

Следующий актуальный инструмент – создание в регионе и муниципалитетах центров компетенций, которые будут действовать в формате государственно-частного партнерства. Более того, необходимо апробировать систему запросов отдельных групп предпринимателей на необходимые кадры. По средствам консультирования бизнесмены смогут моделировать сценарии развития персонала и, таким образом, формировать кадровый резерв.

В заключении, хотелось бы отметить, что развитие кадровых ресурсов предпринимательства, как приоритетного направления поддержки малого и среднего бизнеса сегодня невозможно без поддержки властей федерального и регионального уровней. Сегодня важно формировать положительный имидж предпринимателя и стимулировать вовлечение работодателя в процесс подготовки специалистов для реализации практико-ориентированной модели подготовки кадров. Думается, что для полноценной и качественной подготовки современных кадров для среднего и малого предпринимательства необходима тесная связи между властью, наукой и бизнесом».

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы получать ежедневные обзоры новостей и самых важных материалов.
Версия для печати:
Loading...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments