Top.Mail.Ru
Общество
Севастополь
3

«Темный рыцарь Алексей Чалый»

Платон Беседин – о том, как Севастополь разочаровался не только в убийственном Генплане, но и в своих лидерах:

«Мы все чаще слышим слова разочарования от Крымской весны. Они не критичны, нет, но они есть – и их надо признать как данность, чтобы исправить проблемные места. Однако наверняка: разочарование это связано не с большой Родиной, Россией, а с конкретными людьми. Теми, кто должен был ускорить движение и Крыма, и России к новым целям, новым вершинам.

Я, безусловно, говорю и о федеральных, и о местных чиновниках, говорю в том числе и о людях культуры. Без них априори невозможно движение вперед. Они должны были стать локомотивами общества, но – не стали.

Кого из Крыма мы видим на первых ролях в федеральной повестке? Наталью Владимировну Поклонскую, в надцатый раз вещающую о порнографии Алексея Учителя и мироточащих бюстах. Слышим ли мы голоса крымских людей искусства? Тех, кто способен и брать на себя ответственность, и предлагать решения? Нет, тишина.

И эта вязкая пустота, что, точно кокон, минимизирует и в конечном счете уничтожает произошедшее в Крыму весной 2014 года, то, что многие, и заслуженно, справедливо, называют чудом. Нет людей, нет решений. Кадровый голод не только гасит энергетику, переданную Крымом России, но и в принципе убивает нормальную жизнь на полуострове.

Ведь она невозможна, когда раз в неделю, а то и чаще, мы становимся свидетелями то одного, то другого коррупционного скандала. Взяли того, задержали этого. Имена меняются, но суть остается неизменной: крымские элиты восприняли возвращение домой не так, как простые люди. Для них – это лишь способ обогатиться, но не место для решительного шага вперед.

Я смотрю на родной Севастополь – и вижу, что от вдохновения Крымской весны остались только воспоминания. И ведь речь не о том, чтобы манна небесная сыпалась на полуостров, аки конфетти на поп-концерте – нет, есть понимание того, что вечный праздник невозможен, и за ним неизбежно наступают суровые рабочие будни. Но фокус в том, чтобы плюс не превращался в минус. Потому особенно больно расставаться с героями.

Для меня таковым на определенном этапе был Алексей Чалый. Я, как и тысячи севастопольцев, да и «материковых» россиян тоже, видел в нем тип того самого нового человека для новой возрожденной России, ролевую модель интеллектуала. Однако сейчас – и это очевидно – данный шанс упущен. И виноват в этом, прежде всего, сам Алексей Михайлович Чалый.

Бесконечные скандалы, в центре которых он неизменно находился, очернили его имя, и из героя превратили не в критика, но в критикана. Их вырвавшаяся в федеральное пространство борьба с экс-губернатором Сергеем Меняйло сгенерировала такие порции грязи, что они заляпали весь город. Долгое время Севастополь был представлен в лентах новостей исключительно в негативном свете.

И это можно было бы списать на частности, на личную неприязнь, но ведь были и другие конфликты – например, с министерством обороны из-за военного парка «Патриот». А были еще байкеры, крымский глава Сергей Аксенов и многие другие – те, кто не понравился Алексею Чалому, на то право имеющему, но, как политику, должному оставлять эмоции при себе. Даже сейчас, когда в Севастополь поставлен новый врио губернатора Дмитрий Овсянников, мы видим, что проблемы города никуда не ушли, скандалы продолжаются. И опять в эпицентре – Алексей Чалый.

Я хочу верить, что не его личность – тому виной, но что за странное окружение выбрал себе «народный мэр»? Окружил себя сомнительными общественниками, на которых и в украинское-то время негде было ставить клейма, странными политическими деятелями, которые вместо реальной работы только имитируют бурную деятельность в перерывах между балами и прочими массовыми мероприятиями.

И главное – хорошо, я допускаю, что все вокруг плохи, и есть только один рыцарь в белом вместе с назначенной свитой, рыцарь, борющийся с несправедливостью мира, но тогда почему он не берет ответственность на себя, почему не идет в атаку с открытым забралом? Все эти три года мы только и слышим от Чалого бесконечные жалобы, и наблюдаем игру в «ромашку», то ухожу, то остаюсь.

Мы видим, как подконтрольные Алексею Михайловичу СМИ упражняются в сомнительных опусах, которые реально дискредитируют, прежде всего, город-герой, создавая ему негативный имидж. И такие действия вызывают лишь один вопрос: «Да что там у вас, в Севастополе, творится?» Последняя история на брифинге Марии Захаровой, где вопрос задавали чаловские СМИ опять же о Чалом, повергая представителя МИД в легкое удивление – тому подтверждение. В старину это называлось «выносить сор из избы». Да выносить так, чтобы завалить сором всю Россию.

Рыцари так не поступают – нет, они идут до конца, а не остаются в стороне, делая вид, что они ни при чем, но при этом стараясь контролировать весь процесс. Систему, а ведь ее хотел сломать Чалый, нельзя побороть, если ты не в ней, если ты не предлагаешь альтернативных решений, альтернативной системы. Позиция «все плохие, я в белом» давно не работает. И Чалый, поведя людей за собой в марте 2014 года, обязан был идти дальше, а не, как говорят в народе, включить заднюю.

Смущает и вот что. Если Алексей Михайлович противопоставляет себя системе, а так это позиционируется, то почему сращивается с ней экономически? Достаточно вспомнить выделенные на его проект Energy.net 8 миллиардов бюджетных рублей. Значит, есть политическое противопоставление, но экономическое сращивание? И не выходит ли так, что данное противопоставление и создается для экономических выгод?

Однако главное разочарование севастопольцев в своих героях постигло их вовремя обсуждения Генплана города, вызвавшего едва ли не народный бунт. Оно и неудивительно – ведь люди могут реально остаться без жилья. И это даже не московская реновация, где речь идет о переселении, – хотя будет ли оно? – а о фактической потере домов, квартир и земельных участков. Достаточно сказать, что на севастопольцев уже подано 10000 судебных исков, 3000 из которых удовлетворены. Три тысячи тех, кто останется без собственности, несмотря на 6-й конституционный закон, узаконивающий право собственности, полученной в украинское время.

И вот на этом протестном фоне Чалый, который до этого старался позиционировать себя, прежде всего, как защитника севастопольских интересов, обязан был выступить против Генплана. Но нет – он, наоборот, не просто встал на его сторону, а заявил, что еще три года назад стал инициатором данного проекта. И если это кому-то не нравится, то «они могут кидаться помидорами, но и в ответ что-нибудь полетит». А позднее уже в широком доступе выясняется, что московским разработчикам Чалый платил деньги, и компания ООО «Правозащита», юридически сопровождающая проект (по факту, судящаяся с севастопольцами), также связана с его окружением.

Что должны мы, севастопольцы, чувствовать после такого? Что еще должен сделать Алексей Михайлович, дабы окончательно из белого стать темным рыцарем? И как быть севастопольцам с большим разочарованием?

К сожалению, Чалому можно сколько угодно говорить о врагах, которые везде и повсюду, использовать ореол героя Крымской весны и заявлять, что его не так поняли, но факты свидетельствуют обратное. К сожалению, мы разочарованы в лидере Крымской весны. И это поистине экзистенциальное разочарование, которое убийственнее, нежели любые социально-экономические неприятности в городе».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.