Редакция «ФедералПресс» / Наталья Егошина
Нижегородская область
22 ДЕКАБРЯ, 2017
Нижегородский парламент сегодня принял очередные изменения в закон об перераспределении полномочий между муниципалитетами и областным правительством и снова – в части градостроительных полномочий. Под действие закона попадают Нижний Новгород, Дзержинск, Богородский и Кстовский районы, их градостроительные полномочия предлагается передать на региональный уровень. Свое предложение областные власти аргументируют планами по созданию привлекательной для инвестиций нижегородской агломерации. По мнению законодателей, в агломерацию стоит включить также городской округ Бор, а областному правительству – еще подумать над новыми рабочими местами в районах, откуда люди могут потянуться на создаваемую экономическую территорию. Подробнее – в материале «ФедералПресс».
Законодательное собрание Нижегородской области в четверг приняло закон о перераспределении градостроительных полномочий между органами местного самоуправления (МСУ) и государственной власти региона. Как пояснил директор областного департамента градостроительного развития территории Александр Бодриевский, на базе Нижнего Новгорода с прилегающими к нему территориями Дзержинска, Кстовского и Богородского районов планируется создать агломерацию, и первым шагом к этому правительство видит концентрацию градостроительных полномочий у региона. «Кроме того, идет тенденция перевода многих государственных услуг в электронный вид, и сосредоточение полномочий региона в части предоставления разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию возможно, наверное, только централизованно и посредством электронного взаимодействия», – сказал Бодриевский.
Согласно принятому закону, на уровень субъекта РФ передаются полномочия в части принятия решений и утверждения территориального планирования, в области градостроительного зонирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования, строительства и реконструкции объектов капитального строительства, включая выдачу разрешений на строительство объектов и их ввод в эксплуатацию. «В сегодняшнем законодательстве очень четко прописано, что весь надзор осуществляет регион – это наши полномочия. Получается некая разорванная цепочка с точки зрения выдачи разрешений, дальнейшего контроля актов на соответствие технической готовности и ввод объектов в эксплуатацию. Сейчас это будет в одних руках, у одного уполномоченного органа, соответственно, кто стройку разрешает, тот ее контролирует и за нее отвечает», – отметил и.о. заместителя губернатора Нижегородской области Антон Аверин. По большому счету, сказал Аверин, развитием крупной инфраструктуры, развитием транспорта, связи между несколькими районами так или иначе занимается субъект РФ.
Бодриевский подчеркнул, что в полномочиях входящих в агломерацию муниципалитетов останется распоряжение землей, находящейся в муниципальной собственности, для любых целей, участками, собственность на которые не разграничена, для индивидуального жилищного строительства, садоводства, дачного хозяйства, гаражей, ферм и зданий сельхозпроизводства, благоустройства и других целей, не связанных со строительством. Также органам местного самоуправления передано распоряжение неразграниченными землями для развития застроенных территорий, чтобы они могли быстрее формировать участки для жилищного строительства. Публичные слушания, заверил глава департамента, никто не отменял, их проведение остается за органами МСУ.
Председатель комитета заксобрания по вопросам градостроительной деятельности, ЖКХ и ТЭК Олег Шавин отметил, что тема создания агломераций сейчас звучит и на федеральном уровне. «Вообще, агломерации создают систему интенсивного развития производственных сил, транспортных и социальных связей. Это все активно ведет к интенсивному привлечению инвестиционной составляющей», – сказал глава комитета.
Проблемами объединяемых в агломерацию муниципалитетов чиновники назвали обманутых дольщиков и расселение ветхого фонда. Концентрация градостроительных полномочий и услуг, которые могут предоставляться централизованно, по словам Бодриевского, позволят решить их и осуществить лучший контроль. «Сегодня никто не мешает заниматься проблемой обманутых дольщиков. Объединимся мы, заберем полномочия – в Нижнем Новгороде это ничему не мешает», – отозвался на это депутат Алексей Коваленко. «Если говорить про проблему долгостроев, все мы помним, как компании «СУ-155» и «Квартстрой» появились на нижегородском рынке», – добавил Никита Сорокин.
В целом депутаты поддержали законопроект, но озвучили ряд замечаний и рекомендаций. В частности, по их мнению, в агломерацию нужно включить Бор и Борский район. Олег Шавин пояснил, что Бор, по предварительным расчетам, в агломерацию не укладывается по своей логистике. Депутат констатировал: расширить богородскую трассу по-прежнему проще, чем построить еще один мост через Волгу до Бора. «Бор, если будет возможность (там ведь и Балахна не попала в агломерацию), может быть следующими этапом. Нужно начать поступательное движение и потом накапливать города, которые входят в агломерацию», – отметил он. Более того, по словам председателя заксобрания Евгения Лебедева, с городским округом участие в агломерации не обсуждалось, и включить его, просто поставив местные власти перед фактом, сегодня нельзя.
Депутат Василий Суханов отметил, что с вовлечением в хозяйственный оборот большого количества земель сельхозназначения с территорий, которые войдут в агломерацию, появится большое количество участков, на которых можно строить. Депутат хочет, чтобы правительство региона разработало действенный план защиты интересов Нижнего Новгорода в части переселения граждан из ветхого фонда. Кроме того, создание мощной экономической территории повлечет серьезный отток населения из других территорий, поэтому, по мнению Суханова, правительству нужно разработать программу создания новых рабочих мест на «депрессивном севере Нижегородской области и на сельскохозяйственном юге».
За последние годы в Нижегородской области неоднократно меняли законодательство о полномочиях в сфере градостроительных и земельных полномочий. Пришедшее в заксобрание в 2016 году «городское лобби» пробило часть из них для муниципалитетов. Последний законопроект – о праве муниципальных образований распоряжаться неразграниченными земельными участками и утверждать свои генпланы – был внесен осенью, но так и остался на стадии первого чтения. Принятый сегодня законопроект официально был внесен врио губернатора в заксобрание буквально на этой неделе – 18 декабря.
«Да, у нас масса сейчас опасений, как опять будут передаваться полномочия, как это будет происходить кадрово. Слушайте, ну справимся мы со всем вместе, – прокомментировала идею агломерации и.п. председателя думы Нижнего Новгорода Елизавета Солонченко. – Там совершенно здравый подход: то, что делалось за 10 дней, делается за пять, чтобы это был вообще один единый центр. Ну чего спорить? Это не про праздник послушания или непослушания».
Закон вступит в силу с 1 января 2018 года. Депутаты согласились с предложением своего коллеги Юрия Лебедева проанализировать в феврале–марте 2019 года, что изменилось с его принятием.