В нижегородский парламент внесен законопроект о праве муниципалитетов распоряжаться неразграниченными земельными участками и утверждать свои генпланы. Таким образом инициаторы законопроекта, в том числе бывший глава Нижнего Новгорода Олег Сорокин, пытаются вернуть местным властям полномочия, которых они были лишены с 2015 года. В правительстве Нижегородской области с этим предложением несогласны. Областные чиновники ссылаются на отсутствие специалистов в районах, а также то, что земля под нужды граждан и так уже находится в ведении органов МСУ. За обсуждением законопроекта в законодательном собрании региона следил корреспондент «ФедералПресс».
Возвращение полномочий в сфере градостроительства и земельных отношений с областного на муниципальный уровень нижегородские законодатели и правительство начали в 2016 году. Тогда обсуждение законодательной инициативы проходило сложно, на кону оказалось принятие областного бюджета на 2017 год, с подачи тогдашнего губернатора Валерия Шанцева потребовалось создание согласительной комиссии. В итоге в ведение муниципалитетов отдали вопросы развития застроенных территорий, оставили за ними выдачу разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию, а за регионом – согласование генеральных планов и внесение изменений в них.
Законопроект о передаче земельных и градостроительных полномочий, отданных области с 2015 года, на рассмотрение коллег внесли депутаты Михаил Манухин, Владимир Солдатенков, Олег Сорокин и Василий Суханов. В законопроекте речь идет о возвращении муниципальным образованиям полномочий по генпланам и о распоряжении ими земельными участками, собственность на которые не разграничена. «Основная мотивация при принятии такого решения – то, что муниципальная земля в районах, откровенно говоря, закончилась, – пояснил Михаил Манухин во вторник на заседании комитета заксобрания по имуществу и земельным отношениям. – Мне говорят: у нас есть уже муниципальная земля, а рядом есть участок, собственность на который не разграничена, мы не можем ее выделять, для этого нужно идти в область, процедура сильно затягивается». При этом Манухин согласился с одним из пунктов отзыва облправительства на законопроект о том, что для реализации масштабных проектов полномочия следует оставить на уровне региона.
Правительство региона направило отрицательное заключение на законопроект. Министр инвестиций, земельных и имущественных отношений Екатерина Пивоварова аргументировала это тем, что полномочия по земельным участкам для нужд граждан уже переданы на уровень местного самоуправления (МСУ). «Что касается земельных участков под строительство других проектов, не завязанных на граждан, позвольте с вами не согласиться, когда вы говорите о том, что органы МСУ не принимают участие, что без их ведома сверху спускают. Как раз при существующей конструкции участие в принятии решения принимают все – и область, и органы МСУ», – отметила министр. Пивоварова подчеркнула также, что сегодня заявки подаются в аппарат правительства и рассматриваются на инвестсовете, а с предложенной конструкцией этот принцип «одного окна» уйдет.
Позицию правительства в части генпланов защищал директор департамента градостроительного развития территории Нижегородской области Александр Бодриевский. По его мнению, градостроительная политика должна выстраиваться на всю Нижегородскую область единым органом и на уровне субъекта РФ, и такая тенденция идет по стране. Более того, по его словам, в сельских поселениях нет специалистов в области градостроительства, а разработка правил землепользования и застройки находится именно в ведении муниципалитетов. «Мы по указанию президента и правительства ведем постоянную отчетность и на 12 октября 2017 года проверили 228 правил землепользования местного самоуправления, из которых 95 не соответствуют нормам. Кроме того, 27 органов МСУ не выполнили указ президента и до 1 июня не утвердили правила застройки», – сообщил Бодриевский. Прокуратура также внесла в адрес органов МСУ 175 представлений по этому поводу, добавил он. По словам главы департамента, каждый год меняются и требования законодательства, и даже аукционы на развитие застроенных территорий (РЗТ) и их комплексное освоение, которые органы МСУ провели или собрались проводить, «немножко не соответствуют» новому законодательству.
У областной прокуратуры законопроект в целом не вызвал нареканий, однако там согласились с нехваткой специалистов в районах, поэтому предложили посмотреть, какие муниципалитеты реально смогут исполнять эти полномочия, а какие нет. По оценке председателя комитета заксобрания по имуществу и земельным отношениям Андрея Тарасова, это по силам как минимум 13 городским округам.
Один из авторов законопроекта, вице-спикер заксобрания Олег Сорокин заявил, что на отстающие муниципалитеты равняться не нужно, и не исключил, что в ходе консультаций с муниципалитетами выяснится, что некоторым из них эти полномочия действительно не нужны. Проблема в том, считает Сорокин, что сейчас муниципалитеты лишены возможности предлагать какие-то готовые кейсы для инвесторов. «Мы не загоняем инвесторов в депрессивные территории, не заставляем инвестора осваивать те территории, которые являются по тем или иным причинам неудобицей. Для нас лучше для инвесторов предложить сегодня парк, зеленую зону или двор. К сожалению, эта практика (и последние заявки это показывают) не прекращаются. Муниципалитеты перед жителями все-таки за градостроительную политику должны отвечать, никто не снимает вопросов взаимодействия с органами госвласти, вопросов контроля и разработки стратегии особенно крупных муниципалитетов», – сказал депутат. Практика 2017 года, по его мнению, показала, что «все достаточно неплохо»: «РЗТ в этом году в городе прошло больше, чем в области в прошлом: и продали больше, и деньги получили». Вообще, как сказал Сорокин, ему хотелось бы услышать позицию врио губернатора Глеба Никитина по этому вопросу.
Комитет сегодня не принимал решения по законопроекту. Планируется, что по нему еще пройдут консультации, в том числе с участием муниципалитетов и инвесторов. Документ должен быть принят до 6 декабря.
Фото: agronews.org.