Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Смена тренда. В Прикамье избиратели возвращаются на выборы

Редакция «ФедералПресс» / Михаил Майоров
Пермский край
30 ЯНВАРЯ, 2018

С каждыми новыми президентскими выборами явка в Пермском крае снижалась, постепенно отставая от среднероссийских показателей. Разрыв порой превышал 10-15 процентов. Однако на предстоящих в марте выборах тренд может сменится на восходящий, а сама явка прогнозируется в диапазоне 55-65 процентов. Подробности – в материале ФедералПресс.

В 21 веке Пермский край заслужил репутацию региона, в котором явка на федеральных выборах оказывалась в среднем на 10-15 % ниже среднероссийского показателя. Процент голосов за правящую партию или фаворита президентской гонки тоже стремился к российским антирекордам. На выборах в Госдуму в 2007 году в Прикамье на избирательные участки пришли 64,83 % избирателей, в 2011 – 48,0 %, в 2016 – 35,17. На президентских выборах динамика снижения явки была аналогичной: 67,05 % в 2000 году, 62,87 % – в 2004, 55,78 % – в 2008 и 55,11 % – в 2012. При этом на двух последних президентских кампаниях показатели региона уступали среднероссийским на 14 и 10 %.

«Явка на выборах в Пермском крае была действительно низкой по сравнению с общероссийской. Регион стабильно входил в десятку худших по стране. Но в прошлом году край стал выбираться из ямы, войдя в пятерку лидеров по явке из семнадцати регионов, где прошли губернаторские выборы. Тренд на снижение явки был переломлен и на президентских выборах есть предпосылки укрепления новой тенденции. Конечно, это зависит от множества факторов и вложенных усилий, но, думаю, явка приблизится к показателям 60-65 %», – считает политконсультант Александр Белоусов.

 

При этом эксперт отметил, что при оценке итоговых показателей Пермского края будут важны не только абсолютные цифры роста от собственной базы, но и цифры явки относительно общероссийских показателей. Достижения региона могут поблекнуть, если разрыв снова составит 15-20 %.

Политический консультант, член пермского краевого регштаба ОНФ Николай Иванов был менее оптимистичен. Хотя его прогноз заметно выше явки на прошлогодних губернаторских выборах (42,51 %), он базируется на показателях двух последних президентских кампаний.

«Основываясь на данных по явке на выборах президента в Пермском крае в 2008 и 2012 годах, я прогнозирую на мартовских выборах среднюю явку в регионе в интервале от 53 до 60 %. Пока не вижу предпосылок для ее значительного роста до 65-70 %. Думаю, что в Перми и некоторых других крупных городах края, например, в Чайковском явка будет ниже и может составить от 45 до 50 %», – уточнил господин Иванов.

Настроение людей станет главным фактором, определяющим явку, считает социолог, руководитель агентства социологических исследований «СВОИ» Александр Нода.

«Явка и рейтинги участников выборов напрямую будут зависеть от настроения избирателей. Чем оно лучше – тем больше людей придет на избирательные участки. На настроениях пермяков скажутся как самые обычные вещи: уборка улиц, состояние дорог, зарплаты, цены и тарифы, если они вдруг заметно вырастут до марта; так и необычные вещи – митинги Навального и атмосфера праздника на избирательных участках, трагедии, форс-мажоры, плохие новости и неожиданные открытия, появление в крае чего-то нового. Но не думаю, что будет много поводов для роста недовольства или пессимизма, так как власти постараются показать, что проблемы решаются, есть понятные людям изменения к лучшему».
По мнению Ноды, явка также во многом будет зависеть от организации мероприятий, отработанных на сентябрьских губернаторских выборах.

«Президентские выборы в рейтинге тем, волнующих пермяков, даже не в первой пятерке. Ближе к дате голосования они вполне могут войти в первую тройку, но для этого нужны различные организационные мероприятия: местные референдумы, опросы по бюджету, школьные спортивные мероприятия и концерты, флаеры от общественных организаций с приглашениями в кино для тех, кто проголосовал. Думаю, что явка и хорошее настроение больше зависит от этих мер, а не от того, как сработают кандидаты, выдвинувшие их партии и избирательные штабы», – уточнил эксперт.

Политтехнолог Дмитрий Логинов считает, что показатели в 55-60 % вполне достижимы. По сравнению с губернаторскими выборами есть потенциал, который можно задействовать.

«Дачники, которые в сентябре так и не вернулись в города. Те, кого отпугнул дождь. Работа промпредприятий не столько на мобилизацию, сколько на информирование. По каждому из этих пунктов можно получить плюс 2-3 % избирателей. Еще 0,5-1 % могут дать студенты, которые на губернаторских выборах после каникул не успели в срок до 4 сентября написать уведомления о желании проголосовать по месту фактического проживания», – пояснил эксперт.

По его мнению, привлекать людей на избирательные участки местными референдумами особого смысла нет, и стоит сосредоточиться на проверенных методах: создании праздничной атмосферы, проведении ярмарок, раздаче флаеров с приглашениями в кино, но при этом ни в коем случае нельзя «перекормить» людей информацией или принуждать идти голосовать.

«Информирование о президентских выборах идет в достаточном объеме, у людей есть желание прийти проголосовать, и это желание важно сохранить. Кампания 2016 года показала, что прикамцы вполне подвержены эмоциям. Перекормленные чернухой избиратели голосовали назло оппозиции, отдав «Единой России» подавляющее большинство мест в заксобрании и пермской гордуме. Спустя год Пермский край, ранее отличавшийся протестным голосованием, снова удивил, отдав 82 % голосов за Максима Решетникова, которого в регион направил президент. Думаю, что сейчас важнее всего не перебить настрой людей административным давлением или непродуманной мобилизацией на предприятиях. В противном случае либо снизится явка, либо итоговые результаты удивят своей непредсказуемостью», – подчеркнул господин Логинов.

В крайизбиркоме рассказали, что объемы информирования текущей избирательной кампании превосходят губернаторскую. Свыше 600 баннеров установлены во всех муниципалитетах края, и 1 февраля они будут обновлены. Федеральная реклама на ТВ и в соцсетях тоже играет значимую роль. Говоря об интересе избирателей, в пресс-службе избиркома отметили запрос на голосование по месту фактического проживания. Так, в комиссию уже звонят с вопросами, почему не активирован сервис уведомления на сайте госуслуг (он заработает 31 января). Большие надежды возлагаются на впервые запланированный поквартирный обход избирателей силами членов УИКов. Это даст свой эффект в плане информирования и актуализации списков избирателей.

Против явки в регионе пытаются работать сторонники Алексея Навального. В минувшие выходные на одном из публичных мероприятий член местного штаба оппозиционного политика изложил программу действий на период до марта. Она включает в себя призыв к бойкоту «фарса», объявление выборов «спектаклем», отказ признавать итоги голосования в случае победы фаворита, обвинение властей в задействовании административного ресурса и избиркомов в «мухлеже».

Александр Белоусов полагает, что оппозиция не только не достигнет заявленной цели на снижение явки, но может добиться противоположенного эффекта.

«На президентских выборах значение легитимности, а значит – чистоты процедуры, возрастает многократно. Не думаю, что сторонники Навального станут свидетелями достаточно серьезных нарушений. Я вижу, что есть общая установка не переусердствовать, и это не пустые слова: никому не нужна высокая явка, сопровождаемая скандалами. А призыв к бойкоту может стать мобилизующим фактором для «ленивых» сторонников Путина встать с дивана и прийти на участки», – пояснил господин Белоусов.

 

Фото: Евгений Биятов / РИА Новости