Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Пенсионный возраст: выбор между шоковой терапией и плановым повышением

Редакция «ФедералПресс» / Дмитрий Барков
Пермский край
13 ИЮЛЯ, 2018

Проект изменения пенсионного возраста вызвал широкую дискуссию в обществе. В Перми по этому поводу прошли митинги, организованные коммунистами, «Левым фронтом», профсоюзами, причем последний стал самым многочисленным. Правда, вместо заявленных пяти тысяч на него пришли порядка 1100 человек. Между тем уже свыше шестидесяти регионов высказались в поддержку изменения пенсионного законодательства, сообщил глава Минтруда РФ Максим Топилин. Какие приводятся аргументы – в материале «ФедералПресс».

Экономический и демографический дисбаланс

Внесенный в Госдуму законопроект предусматривает поэтапное повышение пенсионного возраста, до 63 лет – у женщин и 65 лет – у мужчин. В его поддержку в первую очередь приводят экономические и демографические показатели. Согласно пояснительной записке к законопроекту, в целом по России к 2025 году отношение числа работающих к числу пенсионеров сократится с 1,12 до 1,04.

«Изменения в пенсионной системе, которая формировалась пятьдесят с лишним лет назад, назрели давно. В Пермском крае, например, еще десять лет назад на 100 человек трудоспособного возраста приходилось только 44 пенсионера, а сейчас их уже 57. Такая диспропорция [во многом] обусловлена демографической ямой девяностых», – считает Валерий Трапезников, первый зампред соцкомитета прикамского заксобрания.

Надо было начинать раньше

Эксперт пояснил, что отказ от коррекции пенсионного возраста означает неизбежное снижение пенсий, в то время как принятие законопроекта позволит индексировать пенсию на 1 тысячу рублей и постепенно увеличивать ее средний размер до 20 тысяч.

«Это надо было делать десять–пятнадцать лет назад, ежегодно поднимая пенсионный возраст на несколько месяцев. Тогда переход получился бы более плавным, но и сейчас он прорабатывается с горизонтом планирования в полтора десятилетия», – уточнил Трапезников.

Аналогичной точки зрения придерживается председатель краевого прикамского молпарламента Артем Дашковский: «Непопулярное решение об изменении возраста выхода на пенсию все равно придется принимать. Вопрос – как? Плыть по течению и потом испытать на себе все радости шоковой терапии? Или реализовать мягкий переход, который растянется на десятилетия и даст возможность адаптироваться к ситуации? Третьего не дано».

Первое постсоветское десятилетие обусловило, например, текущее снижение числа женщин детородного возраста на 17,4 %, если сравнивать с 2005 годом. Это исключает возможность переломить тренд в ближайшей перспективе.

«Решение об увеличении возраста выхода на пенсию – очень непростое, не зря его обсуждают уже не одно десятилетие, благо мы можем учесть здесь не только свой, но и чужой опыт, ведь это общемировой тренд. Россия переживает схожие трансформации, усугубленные демографической ямой девяностых годов. Поколение двадцатилетних настолько малочисленно, что им сложно заместить поколение предпенсионного возраста. Этот демографический и одновременно экономический разрыв требует неотложных решений», – говорит председатель прикамской общественной палаты Дмитрий Красильников.

Работодателям придется подстраиваться

В России долго отказывались от непопулярных мер и, как результат, пошли на повышение пенсионного возраста последними среди всех стран СНГ. В Белоруссии с 2017 года пенсионный возраст обоих полов каждый год повышается на шесть месяцев. К 2022 году мужчины будут выходить на пенсию в 63 года, женщины – в 58. В Казахстане возраст выхода на пенсию для мужчин установлен в 63 года, для женщин – в 58 лет. К 2027 году пенсионный возраст у мужчин и женщин сравняется.

Сегодняшние границы пенсионного возраста в России больше не соответствуют социальным, трудовым и экономическим реалиям. С тех пор, как 60 лет назад была сформирована действующая пенсионная система, изменилась структура экономики, выросла доля служащих и работников сферы услуг, идет процесс цифровизации, что качественно влияет на условия труда. С начала XXI века продолжительность жизни в России выросла на пять лет и достигла 72,4 года, что сказывается на структуре занятости населения. Люди продолжают активно работать после достижения пенсионного возраста, и этот тренд будет усиливаться. По прогнозам Росстата, ожидаемая продолжительность жизни для мужчин к 2034 году по сравнению с 2017 годом вырастет на семь лет (с 67,2 до 74,4), а для женщин на 5 лет (с 77,2 до 82,4).

Работодателям придется подстраиваться под новые реалии, считает председатель РОО «Многодетные Пермского края» Ирина Ермакова: «Современные пенсионеры отличаются от пенсионеров, какими они были 20–30 лет назад. Сегодня большинство из них в период до пяти лет после достижения пенсионного возраста продолжают работать, это люди с активной жизненной позицией и потребностью быть нужными. Новая пенсионная система послужит инструментом обеспечения активного долголетия людям старшего возраста».

Госпожа Ермакова также говорит о необходимости принятия мер, направленных на устранение ограничений при приеме на работу возрастных работников. Кроме того, работодателям придется перестраиваться и менять подход, при котором предпочтение отдается сотрудникам в возрасте до 35 лет. По ее мнению, пенсионная система поможет сохранить на рынке труда квалифицированные кадры.

С учетом интересов нынешних и будущих пенсионеров

Изменение пенсионного возраста призвано решить вопрос индексирования пенсий в размере, опережающем инфляцию. Предложения правительства РФ помогут установить средний размер страховой пенсии по старости на уровне не менее 2,5–3 прожиточных минимумов, говорится в пояснительной записке Минтруда, приложенной к законопроекту. Вице-премьер федерального правительства Татьяна Голикова заверила, что предлагаемые изменения направлены исключительно на повышение уровня жизни нынешних и будущих пенсионеров.

Вместе с повышением пенсионного возраста необходимо разработать программы по повышению уровня жизни граждан предпенсионного и пенсионного возраста. Среди них повышение качества медицинских и социальных услуг, гарантии трудоустройства, возможности для переквалификации, отмечает Дмитрий Красильников: «Госдума направила проект в региональные парламенты для проведения так называемых нулевых чтений федерального закона. К обсуждению законопроекта подключится Общественная палата России, а также региональные общественные палаты. Уверен, что именно такой формат обсуждения общественно приемлем и эффективен для вынесения судьбоносных государственных решений. Широкое обсуждение позволит учесть все тонкости и нюансы сложной проблемы».

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин